КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СУРИНАМ
ОТ 30 ОКТЯБРЯ 1987 ГОДА
ПРЕАМБУЛА
Мы, Народ Суринама,
вдохновленные любовью к своей Стране и верой во всемогущего Бога и направляемые вековой борьбой нашего народа против колониализма, который прекратил свое существование в результате образования Республики Суринам 25 ноября 1975 года,
принимая во внимание государственный переворот 25 февраля 1980 года и его последствия,
сознающие нашу обязанность бороться и не допускать любую форму иностранного господства,
полные решимости защищать и охранять национальный суверенитет, независимость и единство,
имеющие твердое намерение свободно определять наше экономическое, социальное и культурное развитие,
убежденные в нашей обязанности уважать и гарантировать соблюдение принципов свободы, равенства и демократии как основных прав и свобод человека,
пронизанные духом гражданской ответственности и участия в создании, расширении и поддержании социально-справедливого общества,
твердо настроенные сотрудничать друг с другом, а также со всеми народами мира на основе принципов свободы, равенства, мирного сосуществования и международной солидарности,
торжественно заявляем о принятии в результате проведенного плебисцита следующей Конституции.
ГЛАВА I. СУВЕРЕНИТЕТ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. РЕСПУБЛИКА СУРИНАМ
Статья 1

  1. Республика Суринам является демократическим государством, основанным на суверенитете народа, уважении и гарантиях основных прав и свобод.
  2. Суринам самостоятельно определяет свое социально-экономическое и культурное развитие.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕРРИТОРИЯ
    Статья 2
  3. Суринам располагает территорией, находящейся в южной части Американского континента, которая была определена как таковая.
  4. Государство не должно уступать никакой части своей территории или суверенных прав, которые оно осуществляет на этой территории.
  5. Протяженность и границы территориальных вод и права Суринама на прилегающий континентальный шельф и экономическую зону определяются законом.

    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ГРАЖДАНСТВО
    Статья 3
  6. Наличие суринамского гражданства или статуса резидента определяется законом.
  7. Натурализация регулируется законом.
  8. Для граждан Суринама не существует никаких ограничений на въезд на территорию страны, а также на передвижение и проживание в пределах страны, за исключением случаев, определенных законом.
  9. Все граждане Суринама имеют право быть назначенными на любую государственную должность без какой-либо дискриминации.
  10. Государственные должности, на которые могут быть назначены иностранцы, определяются законом.
  11. Допуск и высылка иностранцев регулируются законом.
  12. Закон определяет правила, касающиеся экстрадиции иностранцев; экстрадиция иностранцев может быть осуществлена только на основании договора и в порядке, предусмотренном законом.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
    Статья 4
    Целями государства являются:
    a) создание и поддержание национальной экономики, свободной от иностранного господства;
    b) обеспечение средств существования для всего народа;
    c) достаточная занятость при гарантиях свободы и справедливости;
    d) участие каждого гражданина в экономическом, социальном и культурном развитии и прогрессе;
    e) гражданская ответственность в процессе создания, расширения и поддержания справедливого общества;
    f) гарантии национального единства и суверенитета.
    ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
    Статья 5
  13. Ориентиром экономического развития Республики Суринам является создание национальной экономики, свободной от иностранного господства в интересах суринамского народа.
  14. Экономическая система, в рамках которой осуществляется социально-экономическое развитие, характеризуется обеспечением равного, без всяких изъятий, функционирования государственных предприятий, частных предприятий, предприятий с совместным участием государства и частных лиц, а также кооперативов на основе законодательных предписаний, которые их касаются.
  15. Обязанностью государства является оказание содействия и предоставление максимальных гарантий для всех видов предпринимательской деятельности.

    ГЛАВА III. ЦЕЛИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
    Статья 6
    Целями государства в социальной сфере являются:
    a) идентификация потенциалов развития природной среды страны и увеличение возможностей для еще большего их наращивания;
    b) гарантии обеспечения участия общества в политической жизни, в том числе через национальные, региональные и секторальные объединения;
    c) гарантии проведения правительственной политики, нацеленной на повышение жизненного уровня и благосостояния общества на основе социальной справедливости, единства и сбалансированного развития государства и общества;
    d) справедливое распределение национального дохода с целью обеспечения равноправного доступа к благосостоянию и изобилию для всех слоев общества;
    e) строительство в регионах коммунальных сооружений и содействие в экономической активности;
    f) повышение участия служащих компаний и производственных единиц в принятии решений в отношении производства, экономического развития и планирования;
    g) создание и улучшение условий, необходимых для охраны природы и поддержания экологического баланса.
    ГЛАВА IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    Статья 7
  16. Республика Суринам признает и уважает право наций на самоопределение и национальную независимость на основе равенства, суверенитета и взаимной выгоды.
  17. Республика Суринам содействует развитию международного правопорядка и поддерживает мирное урегулирование международных споров.
  18. Республика Суринам отвергает любые формы вооруженной агрессии, политического и экономического давления, а также как прямое, так и косвенное вмешательство во внутренние дела других стран.
  19. Республика Суринам проявляет солидарность и сотрудничает с другими народами в их борьбе против колониализма, неоколониализма, расизма, геноцида, за национальную независимость, мир и социальный прогресс.
  20. Республика Суринам является сторонником участия в международных организациях с целью обеспечения мирного сосуществования, мира и прогресса человечества.
    ГЛАВА V. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
    Статья 8
  21. Всем лицам, находящимся на территории Суринама, обеспечивается равная защита личных прав и неприкосновенность собственности.
  22. Никто не должен подвергаться дискриминации на основании происхождения, пола, расы, языка, религиозных убеждений, образования, политических взглядов и экономического положения или по любым другим основаниям.
    Статья 9
  23. Каждый имеет право на защиту своего здоровья, нравственности и морали.
  24. Никто не может быть подвергнут пыткам, унижению, бесчеловечному обращению или наказанию.
    Статья 10
    Каждый имеет право в случае посягательств на его права и свободы потребовать честного и публичного рассмотрения его жалобы независимым и беспристрастным судьей в течение разумного периода времени.
    Статья 11
    Никто против его воли не может быть лишен полагающейся ему по закону судебной защиты.
    Статья 12
  25. Каждый имеет право на правовую помощь в судебных разбирательствах.
  26. Правовая поддержка финансово несостоятельных лиц регулируется законом.
    Статья 13
    Утрата гражданских прав или полная конфискация имущества не могут быть назначены в качестве наказания или явиться следствием наказания за совершение любого преступления.
    Статья 14
    Каждый имеет право на жизнь. Это право охраняется законом.
    Статья 15
    Запрещен принудительный труд.
    Статья 16
  27. Каждый имеет право на личную свободу и безопасность.
  28. Не допускается лишение свободы иначе как на основании и в соответствии с процедурами, определенными законом.
  29. Каждый, кто лишен свободы, имеет право на обращение с ним в соответствии с принципом уважения его человеческого достоинства.
    Статья 17
  30. Каждый имеет право на то, чтобы с уважением относились к его частной и семейной жизни, его чести и доброму имени.
  31. Никто не может войти в жилище против воли проживающего в нем лица иначе чем на основании распоряжения представителя власти, который по закону имеет на это право, и в порядке, закрепленном в законе.
  32. Право на конфиденциальность переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений незыблемо, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    Статья 18
    Каждый имеет право на свободу религиозных и философских убеждений.
    Статья 19
    Каждый имеет право предать гласности свои мысли и чувства и выразить свое мнение в печатных и других средствах информации при соблюдении ответственного подхода, как это определено законом.
    Статья 20
    Каждый имеет право на свободу мирных объединений и собраний при соблюдении правил охраны общественного порядка, безопасности, здоровья и морали, предусмотренных законом.
    Статья 21
  33. Признается право на мирные демонстрации.
  34. Использование этого права для защиты общественного порядка, здоровья и морали может быть ограничено по закону.
    Статья 22
  35. Каждый имеет право представлять в письменном виде петиции компетентным властям.
  36. Процедура их вручения регулируется законом.
    Статья 23
    В случае войны, опасности войны, осадного или чрезвычайного положения или по соображениям обеспечения государственной безопасности, общественного порядка и добропорядочного поведения права, указанные в Конституции, могут быть по закону подвергнуты ограничениям, которые в зависимости от обстоятельств сохраняются в течение определенного периода времени в соответствии с международными нормами, которые распространяются на подобные случаи.
    ГЛАВА VI. СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРАВО НА РАБОТУ
    Статья 24
    Государство заботится о создании условий, при которых наилучшим образом обеспечиваются потребности в работе, питании, охране здоровья, образовании, одежде, энергетике и средствах связи.
    Статья 25
    Работа является наиболее важным средством развития человека и его благосостояния.
    Статья 26
  37. Каждый имеет право на работу в соответствии с его способностями.
  38. Обязанность работать неотделима от права на работу.
  39. Каждый имеет право свободного выбора профессии и работы, если иное не предусмотрено предписаниями закона.
  40. Каждый имеет право выступать с инициативой в сфере предпринимательской деятельности.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
    Участие государства в деле обеспечения работой
    Статья 27
  41. Обязанностью государства является в максимальной мере гарантировать право на работу за счет:
    a) проведения плановой политики, направленной на полную занятость;
    b) запрещения увольнений без достаточных оснований или по политическим или идеологическим мотивам;
    c) гарантий равных возможностей в выборе профессии или конкретной работы и запрещения ограничений доступа к ним по признакам пола;
    d) содействия профессиональному обучению лиц, работающих по найму.
  42. Государство заботится о создании условий для максимального содействия инициативам в области экономической деятельности.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАВА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ ПО НАЙМУ
    Статья 28
    Все лица, работающие по найму, независимо от возраста, пола, расы, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов имеют право на:
    a) вознаграждение за свою работу, соответствующее ее количеству, характеру, качеству и своему опыту на принципах равной оплаты за равный труд;
    b) условия труда, дающие возможность самосовершенствования;
    c) безопасные и здоровые условия труда;
    d) достаточный отдых и восстановление сил.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ ЛИЦ,
    РАБОТАЮЩИХ ПО НАЙМУ
    Статья 29
    Государство определяет условия труда, восстановления и отдыха, предоставляемые лицам, работающим по найму, прежде всего за счет:
    a) принятия правил в отношении оплаты труда, времени и условий работы и установления специальных категорий работников;
    b) определения специальных форм охраны труда женщин во время беременности и после родов; несовершеннолетних; лиц с ограниченными физическими возможностями и тех, кто занят на работе, требующей приложения особых усилий, а также работает в неблагоприятных или опасных для здоровья условиях.
    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. СВОБОДА ПРОФСОЮЗОВ
    Статья 30
  43. Лица, работающие по найму, могут свободно создавать профсоюзы для защиты своих прав и интересов.
  44. Гарантируется без какой-либо дискриминации:
    а) свобода вступления (или невступления) в профсоюз;
    b) право участия в профсоюзной деятельности.
  45. В своей деятельности профсоюзы должны руководствоваться принципами демократической организации и функционирования, в основе которых лежит проведение регулярных выборов руководящих органов путем тайного голосования.
    РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
    Статья 31
  46. Профсоюзные объединения имеют право защищать права и интересы лиц, работающих по найму, которых они представляют и перед которыми они несут ответственность.
  47. Деятельность профсоюзов охватывает следующее:
    a) участие в разработке трудового законодательства;
    b) участие в создании организаций социального страхования и других организаций, целью которых является удовлетворение интересов лиц, работающих по найму;
    c) участие в подготовке и осуществлении контроля за выполнением планов экономического и социального развития.
  48. Профсоюзам принадлежит право заключать коллективные трудовые договоры. Закон устанавливает правила, определяющие полномочия на заключение коллективных трудовых договоров и сферы их действия.
    ПРАВА НАНИМАТЕЛЕЙ
    Статья 32
    Ассоциациям по защите бизнесменов принадлежит право отстаивать права и интересы тех, кого они представляют и перед кем: они несут ответственность.
    РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ
    Статья 33
    Право на забастовку признается в тех пределах, которые устанавливаются законом.
    РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
    Статья 34
  49. Собственность коммун, а также частных лиц выполняет социальные функции.
    Каждый имеет право на ненарушаемое распоряжение своей собственностью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  50. Экспроприация может осуществляться только в общественных интересах в соответствии с правилами, предусмотренными законом, и при условии гарантированной предварительной компенсации.
  51. Компенсация может выплачиваться после экспроприации в случае чрезвычайного положения, требующего незамедлительных действий.
  52. В случаях, предусмотренных в законе, или на основании закона гарантируется право на компенсацию, когда публичные власти, которым предоставлено на то право, уничтожают или приводят в непригодное состояние объекты частной собственности или ограничивают пользование ими в общественных интересах.
    РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. СЕМЬЯ
    Статья 35
  53. Семья признается и охраняется.
  54. Муж и жена равны перед законом.
  55. Каждый ребенок без какой-либо дискриминации имеет право на защиту.
  56. Родители несут равную ответственность перед детьми, как рожденными в браке, так и усыновленными.
  57. Государство придает особое значение материнству.
  58. Работающим женщинам оплачивается отпуск по уходу за ребенком.
    РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
    Статья 36
  59. Каждый имеет право на охрану здоровья.
  60. Государство оказывает поддержку здравоохранению посредством улучшения качества жизни и условий труда, а также путем предоставления информации об охране здоровья.
    РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. МОЛОДЕЖЬ
    Статья 37
  61. Молодежь пользуется особой защитой в реализации своих экономических, социальных прав и прав в культурной сфере, которые, в частности, обеспечиваются за счет:
    a) доступа к образованию, культуре и работе;
    b) профессиональной подготовки;
    c) спорта и создания условий для отдыха.
  62. Первостепенной целью молодежной политики является развитие молодого человека как личности в соответствии с идеалами служения обществу.
    РАЗДЕЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
    Статья 38
  63. Каждый имеет право на образование и самовыражение в области культуры.
  64. Обучение должно быть свободным при соблюдении контроля со стороны государства за всеми государственными образовательными учреждениями с тем, чтобы выполнялась государственная политика в области образования и соблюдались образовательные стандарты, установленные государством.
  65. Развитие науки и технологий должно быть свободным.
  66. Государство способствует такой форме образования и создает условия для того, чтобы обучение в школе и другие формы обучения вносили вклад в развитие демократического и социально справедливого общества.
  67. Государство способствует демократизации культуры, обеспечивая доступ всех граждан к пользованию достижениями культуры через государственные и общественные организации, а также используя средства массовой информации и другие соответствующие каналы.
    РАЗДЕЛ ТРИНАДЦАТЫЙ. ОБРАЗОВАНИЕ
    Статья 39
    Государство признает и гарантирует право всех граждан на образование и обеспечивает им равные возможности обучения. При проведении политики в области образования государство берет на себя обязательства:
    a) обеспечивать обязательное и бесплатное общее начальное образование;
    b) обеспечивать продолжительность обучения, необходимую для достижения определенного уровня (начальной грамоты);
    c) предоставлять всем гражданам возможность доступа к более высоким уровням образования, научным исследованиям и художественному творчеству в соответствии с их способностями;
    d) предусмотреть постепенный поэтапный переход к бесплатному образованию на всех уровнях;
    e) построить процесс обучения в соответствии с потребностями общества в сфере производства, а также в социальной сфере.
    ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    Статья 40
    В целях содействия социально-экономическому развитию для создания социально ориентированного общества на основании закона определяются планы развития, принимаемые в соответствии с государственными целями в политической, экономической и социальной областях.
    Статья 41
    Природные богатства и ресурсы являются достоянием всего народа и должны использоваться с целью экономического, социального и культурного развития. Народ имеет неотъемлемое право неограниченного владения природными богатствами в целях их использования в интересах экономического, социального и культурного развития Суринама.
    Статья 42
  68. Закон гарантирует, чтобы формы осуществления торговли и промышленного производства не противоречили государственным целям, общественным интересам и особенно политике государства в области здравоохранения, морали и государственной безопасности.
  69. Хождение иностранной валюты должно регулироваться законом.
    Статья 43
    Закон определяет структуру финансовой системы таким образом, чтобы посредством сбережений и правильного распределения требуемых финансовых средств обеспечивать капиталовложения в производственный сектор.
    Статья 44
    Право собственности на средства производства регулируется законом.

    ГЛАВА VIII. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
    Статья 45
    Социальный порядок основывается на обществе, в котором все суринамские граждане имеют равные права и обязанности.
    Статья 46
    Государство создает условия, обеспечивающие образование граждан, которые могут эффективно участвовать в демократическом процессе развития общества.
    Статья 47
    Государство оберегает и защищает культурное наследие Суринама, содействует его сохранению и способствует использованию достижений науки и техники в целях национального развития.
    Статья 48
  70. Государство осуществляет надзор за производством, наличием и торговлей химическими, биологическими, фармацевтическими и другими товарами потребления, а также за препаратами для диагностики и лечения заболеваний.
  71. Государство осуществляет надзор за всеми практикующими медиками, фармацевтами, парамедиками, а также за подобного рода деятельностью.
  72. Инспекция качества товаров и деятельности, предусмотренной параграфами 2 и 3, регулируется законом.
    Статья 49
    Закон определяет план застройки, с тем чтобы обеспечить сооружение достаточного количества доступного жилья и государственный контроль за использованием земельных участков для строительства муниципального жилья.
    Статья 50
    Закон определяет политику в отношении социального обеспечения вдов, сирот, престарелых, инвалидов, а также рабочих, потерявших трудоспособность на производстве.
    Статья 51
    Государство заботится о том, чтобы органы по оказанию правовой помощи были доступны тем, кто обращается за судебной защитой.
    ГЛАВА IX. ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
    Статья 52
  73. Носителем политической власти в стране является народ, который осуществляет ее в соответствии с Конституцией.
  74. Политическая демократия характеризуется участием и представительством суринамского народа и выражается в участии народа в формировании демократического политического режима, а также в выработке законодательства и в создании правовой базы, в управлении, направленных на поддержание и расширение такой системы. Политическая демократия, в свою очередь, создает дополнительные условия для участия народа во всеобщих свободных выборах при тайном голосовании для создания представительных органов и Правительства.
  75. Гарантиями подлинной демократии являются подотчетность народу, контроль за действиями Правительства со стороны организаций, созданных для этих целей, и право отзыва депутатов.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
    Статья 53
  76. Государство признает за гражданами право на свободное создание политических партий в рамках тех ограничений, которые следуют из закона.
  77. Политические партии должны уважать национальный суверенитет и демократию.
  78. При осуществлении своих целей политические партии исходят из следующего:
    a) их цели не должны нарушать или находиться в противоречии с Конституцией и законами;
    b) партия является открытой для членства тех суринамских граждан, которые отвечают критериям, определенным законом, при условии, что они разделяют базовые принципы партии;
    c) внутренняя организация партии должна строиться на демократических принципах, свидетельством чего, в частности, является регулярное проведение выборов партийных органов; обязательность того, что кандидаты, предлагаемые партийными конференциями, были избраны из числа членов партии;
    d) избиратели должны быть проинформированы о политической платформе и избирательной программе политической партии;
    e) ежегодная публикация информации об источниках доходов и расходов партии производится в «Официальном издании Республики Суринам», а также по крайней мере в одной из газет;
    f) деятельность партии должна осуществляться в соответствии с принципами эффективного управления и действующими правовыми предписаниями, которые гарантируют ее открытость и транспарентность;
    g) разработка программы партии подчиняется исключительной цели – содействию национальным интересам.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
    Статья 54
  79. Государство обязано регистрировать лиц, обладающих правом голоса, и содействовать их участию в выборах. Регистрация избирателей преследует исключительно эти цели. Лица, имеющие право принимать участие в выборах, обязаны сотрудничать с теми, кто осуществляет регистрацию электората.
  80. При создании и функционировании государственных органов должны соблюдаться следующие принципы:
    а) решения вышестоящих государственных органов являются обязательными для нижестоящих органов. Это правило не распространяется на судебные органы;
    b) нижестоящие государственные органы должны представлять в обязательном порядке вышестоящим органам мотивированные объяснения своих решений и отчет о своей работе;
    c) административные и исполнительные органы власти подлежат контролю со стороны представительных органов;
    d) свобода обсуждения, критика и признание права меньшинства большинством распространяются на деятельность всех муниципалитетов и государственных органов провинций;
    e) все лица, занимающие политические посты, несут гражданскую и уголовную ответственность за совершенные ими при выполнении служебных обязанностей действия или за несовершение таковых;
    f) лица, занимающие политические посты, обязаны выполнять стоящие перед ними задачи в интересах общества;
    g) никто не может пожизненно занимать политический пост;
    h) центральная власть организует регулярное предоставление информации в отношении правительственной политики и государственного управления, с тем чтобы позволить гражданам наилучшим образом участвовать в деятельности органов управления.
    Органы управления на местах обязаны обеспечивать постоянный процесс связи с народом с целью обеспечения подотчетности Правительства обществу и участия народа в выработке политических решений.
    ГЛАВА X. НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    Статья 55
  81. Национальная ассамблея представляет народ Республики Суринам и выражает суверенную волю народа.
  82. Национальная ассамблея является высшим органом власти государства.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ИЗБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    Статья 56
  83. Депутаты Национальной ассамблеи избираются на пятилетний срок.
  84. Пятилетний срок полномочий депутатов может быть изменен по закону лишь в случае войны или других чрезвычайных обстоятельств, которые препятствуют проведению выборов.
    Статья 57
  85. Депутаты Национальной ассамблеи избираются непосредственно лицами, проживающими на территории и являющимися гражданами Суринама, по достижении ими восемнадцати лет.
  86. Каждый избиратель имеет только один голос.
    Статья 58
    Не могут принимать участие в выборах:
    a) лица, лишенные избирательного права на основании неотмененного судебного решения;
    b) лица, на законных основаниях лишенные свободы;
    c) лица, на основании неотмененного судебного решения утратившие право распоряжаться или управлять своим имуществом в связи с психическим расстройством или слабоумием.
    Статья 59
    Правом быть избранными обладают жители Суринама, имеющие суринамское гражданство, достигшие возраста двадцати одного года и не лишенные права на участие в выборах по основаниям, указанным в пунктах «а» и «с» предыдущей статьи.
    Статья 60
    Другие вопросы, касающиеся всеобщего избирательного права, создания независимого избирательного органа и его полномочий, деления Суринама на избирательные округа, распределения мест в Национальной ассамблее между различными избирательными округами, и методы, на основании которых происходит распределение мест, регулируются законом. Та кой закон принимается квалифицированным большинством голосов.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    Статья 61
  87. В состав Национальной ассамблеи входит 51 депутат, избираемый по округам на основе всеобщих свободных выборов при тайном голосовании по системе пропорционального представительства по правилу наибольшего среднего числа голосов при преференциальном голосовании.
  88. Лица, выдвинувшие свои кандидатуры на выборах в качестве депутатов Национальной ассамблеи, должны проживать в указанном округе и иметь там свое основное или фактическое место жительства в течение двух лет, предшествующих выборам.
    Статья 62
    Закон определяет, какие назначения депутатов Национальной ассамблеи приводят к прекращению их полномочий.
    Статья 63. Отменена
    Статья 64
    Время проведения сессии Национальной ассамблеи и других представительных органов на местном или окружном уровне, насколько возможно, совпадает.
    Статья 65
    При вступлении в должность депутаты приносят присягу или дают обязательства следующего содержания:
    «Клянусь (обещаю), что для того, чтобы быть избранным депутатом Национальной ассамблеи, я никому ничего не давал, и не обещал дать, и не буду давать или делать подобное, прямо или косвенно от себя лично, и никто не будет это делать от моего имени.
    Клянусь (обещаю) добросовестно выполнять обязанности депутата Ассамблеи.
    Клянусь (обещаю), насколько это в моих силах, содействовать процветанию Суринама.
    Клянусь (обещаю) выполнять Конституцию и другие законы.
    Клянусь (обещаю) быть верным Республике Суринам.
    И поможет мне Всемогущий Бог (что я заявляю и обещаю)».
    Статья 66
    Не позднее 30 дней после избрания депутатов Национальной ассамблеи этот орган собирается под председательством старшего по возрасту депутата, а в случае, когда он не может по уважительным причинам присутствовать или отсутствует, – под председательством следующего по возрасту депутата.
    На этом заседании Национальная ассамблея проверяет полномочия вновь избранных депутатов и принимает решения по спорам, касающимся таких полномочий, или по самим выборам в соответствии с правилами, которые установлены законом. В случае, когда несколько депутатов могут претендовать на звание старейшего, председатель избирается путем жеребьевки.
    Статья 67
  89. Старший по возрасту депутат, упоминаемый в предыдущей статье, до проведения первого заседания приносит необходимую присягу или дает обязательство перед Президентом, после чего он повторяет данную процедуру перед 50 депутатами. После этого собрание переходит к выбору спикера Национальной ассамблеи и его заместителя, которые немедленно приступают к выполнению своих обязанностей.
  90. Спикер приносит необходимую присягу (или дает обещание) в Национальной ассамблее перед лицом, выступающим в качестве председателя.
  91. Если лицо, выступающее в качестве председателя, избирается спикером, то оно приносит необходимую присягу (или дает обещание) в Национальной ассамблее перед заместителем спикера.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДЕПУТАТА
    НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    Статья 68
  92. Депутатский мандат утрачивается в случае:
    а) смерти;
    b) отказа по собственному желанию;
    c) аннулирования полномочий в порядке, предусмотренном законом;
    d) возникновения обстоятельств, которые исключают право быть избранным;
    e) получения назначения на должность министра или заместителя министра;
    f) отсутствия на заседании Национальной ассамблеи непрерывно в течение пяти месяцев;
    g) вынесения окончательного приговора за совершение уголовного преступления, мерой наказания за которое является лишение свободы на срок по крайней мере пять месяцев.
  93. Депутатский мандат несовместим с должностью министра или заместителя министра; при условии избрания министра или заместителя министра депутатом Национальной ассамблеи они могут совмещать свои обязанности с депутатским мандатом не более трех месяцев с момента избрания.
  94. Дополнительные предписания, касающиеся утраты мандата, могут устанавливаться законом.

    ГЛАВА XI. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
    Статья 69
    Законодательный орган, Правительство и другие исполнительные органы должны уважать положения Конституции.
    Статья 70
    Законодательная власть осуществляется совместно Национальной ассамблеей и Правительством.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    Статья 71
  95. В компетенцию Национальной ассамблеи входит принятие решений в отношении законопроектов, которые ей представлены на одобрение.
  96. В компетенцию Национальной ассамблеи входит принятие большинством в 2/3 решения по вопросу о создании Народной ассамблеи или о проведении плебисцита в тех случаях, когда Национальная ассамблея считает это необходимым, без ущерба положениям статьи 179 (параграф 2).
  97. Национальная ассамблея принимает свой Регламент. Этот Регламент включает правила процедуры Народной ассамблеи. Все это публикуется в форме государственного декрета.
    Статья 72
    Не исключая всего того, что по Конституции регулируется в законодательном порядке, по следующим вопросам непременно требуется принятие закона:
    a) договоры, как это определено в статье 104;
    b) поправки к Конституции;
    c) объявление или прекращение состояния войны, чрезвычайное положение, обусловленное положением в стране или связанное с военными действиями;
    d) определение или изменение политико-административного устройства Республики Суринам;
    e) определение ширины и границ территориальных вод и прав Республики Суринам на прилегающий континентальный шельф и экономическую зону;
    f) создание совета по национальному развитию;
    g) амнистия или помилование.
    Статья 73
    Политика в социально-экономической и политической сфере, которой следует Правительство, предварительно одобряется Национальной ассамблеей.
    ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
    ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ОРГАНАМ
    Статья 74
    В отношении других органов полномочия Национальной ассамблеи заключаются в следующем:
    a) избрание Президента и Вице-президента;
    b) предложения Президенту на утверждение кандидатур на пост председателя и вице-председателя, членов и их заместителей органа по надзору и контролю за расходованием государственных средств;
    c) представление Президенту на утверждение кандидатов на должности судей Конституционного суда и их заместителей;
    d) назначение, временное приостановление полномочий и увольнение клерка Ассамблеи;
    e) создание Народной ассамблеи.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
    ПОЛНОМОЧИЯ НА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ,
    ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И РАССЛЕДОВАНИЯ
    Статья 75
  98. Президент вносит в Национальную ассамблею проекты законов и иные предложения Правительства в форме письменного послания.
  99. Публичным дебатам в отношении полученных от Правительства предложений всегда должна предшествовать экспертиза этих предложений.
  100. Национальная ассамблея определяет в своих правилах порядок, в котором проходит такая экспертиза.
    Статья 76
    Национальная ассамблея имеет право вносить изменения в законопроекты, предложенные Правительством.
    Статья 77
  101. В случае, если Национальная ассамблея принимает проект без изменений или вносит в него изменения, соответствующее уведомление направляется Президенту.
  102. В случае принятия Национальной ассамблеей решения отклонить проект она также уведомляет об этом Президента с просьбой пересмотреть его более тщательно. До тех пор, пока Национальная ассамблея не примет решения, Президент вправе отозвать законопроект, который он внес.
    Статья 78
    Каждый депутат имеет право вносить в Национальную ассамблею законопроекты.
    Статья 79
    Национальная ассамблея имеет право осуществлять экспертизу законопроектов, что регулируется законом.
    Статья 80
  103. Все законопроекты, принятые Национальной ассамблеей и одобренные Президентом, вступают в силу после их промульгации.
  104. Законы неприкосновенны, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 106, 137 и 144 (параграф 3).

    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ПРОЦЕДУРА
    Статья 81
    Президент ежегодно, не позднее первого рабочего дня в октябре, выступает в Национальной ассамблее с посланием о политике, которую будет проводить Правительство.
    Статья 82
    Все заседания Национальной ассамблеи открытые, за исключением особых случаев, когда она принимает решение провести закрытое заседание.
    Статья 83
  105. Национальная ассамблея не может начать рассмотрение или принимать решения, когда присутствует менее половины депутатов.
  106. Все решения Национальной ассамблеи принимаются обычным большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных параграфом 3 настоящей статьи и статьями 60, 70 (параграф 2) и 84 (параграф 4).
  107. Большинством не менее 2/3 от конституционного большинства депутатов Национальной ассамблеи принимаются решения, касающиеся:
    a) изменения Конституции;
    b) изменения законодательства о выборах в том, что касается вопросов, регулируемых в статье 60;
    c) избрания Президента;
    d) создания Народной ассамблеи в свете положений статьи 181 (параграф 2);
    e) проведения плебисцита.
    Статья 84
  108. В случае равенства голосов за и против на заседании, на котором присутствуют все, кто на данный момент является депутатом Национальной ассамблеи, предложение считается отклоненным.
  109. В случае равенства голосов за и против на заседании, на котором не присутствуют все, кто на данный момент является депутатом Национальной ассамблеи, голосование переносится на следующее заседание. В случае, если предложение получило равное число голосов за и против на таком заседании, оно считается отклоненным.
  110. По требованию не менее пяти депутатов проводится открытое поименное голосование; однако в случае избрания или назначения должностных лиц проводится тайное голосование посредством анонимного бюллетеня.
  111. Заседание 2/3 участвующих в голосовании депутатов может принять решение о том, чтобы по определенному вопросу проводилось тайное голосование бюллетенями, не содержащими подписи голосующих.
    Статья 85
  112. Правительство обеспечивает Национальную ассамблею запрашиваемой информацией в письменной или в устной форме. Его представители могут быть приглашены на заседание Национальной ассамблеи.
  113. Правительству предоставлено право присутствовать на заседаниях Национальной ассамблеи и Народной ассамблеи. На таких заседаниях оно располагает консультативным голосом, и ему может быть оказана помощь со стороны экспертов.
    Статья 86
    Предписания о материальном вознаграждении тех, кто является депутатом Национальной ассамблеи в настоящее время, бывших депутатов, а также их родственников, оставшихся в живых, регулируются законом.
    Статья 87
  114. Национальная ассамблея назначает, приостанавливает полномочия и увольняет своих чиновников. Чиновник не может быть одновременно депутатом Национальной ассамблеи.
  115. Его статус регулируется законом.
    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
    Статья 88
    Спикер, депутаты Национальной ассамблеи, представители Правительства и эксперты, о которых упоминается в статье 85 (параграф 2), не подлежат преследованию в уголовном порядке за то, о чем они говорили на заседании, или за представленные Национальной ассамблее документы, за исключением случаев, когда при этом они предали гласности то, о чем говорилось или было представлено на закрытом заседании, проходящем в режиме неразглашения информации.
    Статья 89
    Национальная ассамблея обязана в установленной законом форме информировать окружные советы о решениях или обсуждениях, которые являются для них важными.
    ГЛАВА XII. ПРЕЗИДЕНТ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 90
  116. Президент является главой государства Республики Суринам, главой Правительства, председателем Государственного совета и Совета безопасности.
  117. Он подотчетен Национальной ассамблее.
    Статья 91
  118. Президент и Вице-президент избираются Национальной ассамблеей на пять лет. Срок полномочий Президента истекает с момента вступления в должность вновь избранного Президента. В случае досрочных выборов срок полномочий вновь избранного Президента начинает исчисляться заново.
  119. Положения предшествующего параграфа в равной мере действуют в отношении Вице-президента.
    Статья 92
  120. Кандидат на должность Президента и Вице-президента должен отвечать следующим требованиям:
    быть гражданином Суринама;
    быть не моложе тридцати лет;
    не быть лишенным активного и пассивного избирательного права;
    не совершать деяний, противоречащих Конституции.
  121. Перед выдвижением своей кандидатуры в течение не менее шести лет он должен постоянно проживать и иметь как юридическое, так и фактическое место жительства в Суринаме.
    Статья 93
    Во время инаугурации Президент и Вице-президент приносят присягу или дают обязательства следующего характера:
    «Клянусь (обещаю), что для того, чтобы быть избранным на должность Президента (Вице-президента) Республики Суринам, я никому ничего не давал, и не обещал дать, и не буду давать или делать подобное обещание прямо или косвенно от себя лично, и никто не будет это делать от моего имени.
    Клянусь (обещаю), что для того, чтобы совершать что-либо на этой должности либо воздерживаться от совершения каких бы то ни было действий на этой должности, я не приму от кого бы то ни было прямо или косвенно любые обещания или подарки.
    Клянусь (обещаю), что в роли Президента (Вице-президента) буду заботиться и делать все что в моих силах для интересов страны и граждан.
    Клянусь (обещаю), что буду защищать и сохранять всей данной мне властью независимость и территориальную целостность Республики Суринам, охранять свободу в целом и различные виды свобод граждан и буду использовать для поддержания благосостояния как в различных формах, так и в целом все средства, которые законы и реалии мне позволяют, как это делает хороший и преданный Президент (Вице-президент).
    Клянусь (обещаю) соблюдать Конституцию и другие правовые акты.
    Клянусь (обещаю) быть верным Республике Суринам, и поможет мне Всемогущий Бог (что я заявляю и обещаю)».
    Статья 94
    Президент и Вице-президент не должны занимать иные политические посты и административные должности на государственной службе, в торговле, в коммерческих организациях, профсоюзах и не должны заниматься какой-либо иной профессиональной деятельностью.
    Статья 95
    Президент и Вице-президент не могут прямо или косвенно участвовать или выступать в качестве гаранта в любом деле, целью которого является получение прибыли или дохода от операций с государством или каким-либо его органом. Они не могут иметь какие-либо денежные претензии к государству, за исключением тех, которые выдвигаются в интересах правительственных структур.
    Статья 96
    Президент и Вице-президент не могут прямо или косвенно участвовать в любого рода концессиях, созданных или осуществляющих деятельность в Суринаме.

    Статья 97
  122. Президент не может находиться в родственных отношениях, как в результате брака, так и по крови вплоть до второго колена, с Вице-президентом, министрами, заместителями министров, председателем или другими членами Государственного совета и органа, отвечающего за надзор и контроль за расходованием государственных средств.
  123. Лицо, которое находится с Президентом в запрещенной степени родства, получает свою должность только после того, как получит на это разрешение по закону.
    Статья 98
    Вице-президент исполняет обязанности Президента в случае, когда:
    a) Президент признан не в состоянии осуществлять свои полномочия;
    b) Президент временно складывает с себя свои полномочия;
    c) должность Президента не заполнена или Президент отсутствует;
    d) в отношении Президента начата процедура судебного преследования, предусмотренная статьей 140.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА
    Статья 99
    Президент является главой исполнительной власти.
    Статья 100
    Президент является главнокомандующим Вооруженными силами.
    Статья 101
    Президент руководит внешней политикой и содействует становлению международного правопорядка.
    Статья 102
  124. Президент не может без предварительного согласия Национальной ассамблеи объявлять, что Республика Суринам находится в состоянии войны, опасности возникновения войны или осадного положения. Такое согласие не требуется, если в силу форс-мажорных обстоятельств не представляется возможным проведение консультаций с Национальной ассамблеей.
  125. Президент не может без предварительного согласия Национальной ассамблеи объявлять об окончании войны Республики Суринам с другой страной, опасности войны или о прекращении осадного положения. Такое согласие не требуется, если в силу форс-мажорных обстоятельств не представляется возможным проведение консультаций с Национальной ассамблеей.
  126. Для поддержания внутренней и внешней безопасности в случае войны, опасности войны или наличия серьезной угрозы или нарушения внутреннего порядка и мира, в результате чего интересам государства может быть причинен значительный ущерб, Президент при наличии предварительного согласия Национальной ассамблеи имеет право объявить чрезвычайное положение в любой части Суринама.
  127. Президент не объявляет об окончании чрезвычайного положения без предварительного согласия Национальной ассамблеи. Такое согласие не требуется, если не представляется возможным проведение консультаций с Национальной ассамблеей в силу форс-мажорных обстоятельств.
    Статья 103
    Соглашения с другими государствами и организациями, основанные на международном праве, заключаются Президентом и, если это вытекает из соглашений, ратифицируются Президентом. Эти соглашения в наикратчайшие сроки передаются Национальной ассамблее; они не ратифицируются и не вступают в силу до того, как получат одобрение Национальной ассамблеи.
    Статья 104
  128. Одобрение дается в прямой или косвенной форме. Прямое одобрение оформляется принятием соответствующего закона. Косвенное одобрение считается полученным, если в течение трех дней после того, как соглашение представлено Национальной ассамблее, последняя не высказывает пожелания, чтобы это соглашение было одобрено в прямой форме.
  129. Случаи, когда не требуется одобрение, предусмотрены законом.
    Статья 105
    Положения соглашений прямого действия, упомянутых в статье 103 и обязательных для всех, вступают в силу после их промульгации.
    Статья 106
    Правовые акты общего применения, действующие в Республике Суринам, утрачивают силу, если их применение несовместимо с положениями соглашений прямого действия, обязательных для всех, независимо от того, когда эти соглашения вступили в силу – до или после принятия таких актов.
    Статья 107
    Опубликование соглашений и решений международных организаций регулируется законом.
    Статья 108
    По предложению Правительства Президент награждает почетными орденами Республики Суринам людей, которые имеют на это право.
    Статья 109
    Президент имеет право помилования в отношении лиц, приговоренных судебным решением к наказанию. Он осуществляет это право после ознакомления с мнением судьи, который вынес такой приговор.
    ПОЛНОМОЧИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ
    Статья 110
    Президент имеет следующие, помимо перечисленных выше, полномочия:
    a) формирует Совет министров после проведения консультаций и с учетом результатов выборов;
    b) руководит работой по формированию правительственной программы;
    c) руководит деятельностью Государственного совета;
    d) созывает, если требуется, заседания Совета министров под своим председательством;
    e) назначает и отправляет в отставку министров;
    f) ратифицирует принятые законопроекты и издает государственные декреты;
    g) приостанавливает действие решений Совета министров и министров;
    h) назначает, временно отстраняет от должности и увольняет с государственной службы любое лицо, если эти действия не входят в компетенцию другого государственного органа.
    ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    Статья 111
    В области международных отношений в компетенцию Президента входит:
    a) назначать, временно отстранять, перемещать и отправлять в отставку дипломатических представителей Республики Суринам;
    b) принимать или отказывать в аккредитации дипломатических представителей других государств;
    c) принимать верительные грамоты иностранных дипломатических представителей.
    Статья 112
    Все остальные вопросы, касающиеся Президента, должны регулироваться законом.
    ГЛАВА XIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО,
    СОВЕТ МИНИСТРОВ И ЧЛЕНЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
    Статья 113
    Создается Государственный совет, состав и полномочия которого определяются законом. Президент является председателем Государственного совета.
    Статья 114
    При вступлении в должность члены Государственного совета приносят перед Президентом следующую присягу или дают обязательства такого характера:
    «Клянусь (обещаю), что для того, чтобы стать членом Государственного совета, я никому ничего не давал, и не обещал дать, и не буду давать или делать подобное обещание прямо или косвенно от себя лично, и никто не будет это делать от моего имени.
    Клянусь (обещаю), что для того, чтобы совершать что-либо в этой должности либо воздерживаться от совершения каких бы то ни было действий в этой должности, я не приму прямо или косвенно от кого бы то ни было обещания или подарки.
    Клянусь (обещаю), что буду выполнять мои обязанности и держать в; тайне от других лиц сведения, которые стали мне известны в силу моего назначения членом Государственного совета и которые доверены мне как секретные или которые, как я понимаю, имеют конфиденциальный характер, за исключением тех лиц, которым я должен по закону ex officio их сообщить.
    Клянусь (обещаю) соблюдать Конституцию и все другие правовые нормы.
    Клянусь (обещаю) быть верным Республике Суринам, и поможет мне Всемогущий Бог (что я заявляю и обещаю)».
    ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
    Статья 115
  130. Помимо тех полномочий, которые имеет Государственный совет по закону, в его компетенцию входит:
    a) консультировать Президента при выполнении им функций главы государства и главы Правительства;
    b) консультировать Президента по вопросам политики и по содержанию законопроектов, а также в отношении международных соглашений, по которым требуется согласие со стороны Национальной ассамблеи;
    c) консультировать Правительство в отношении предлагаемых проектов государственных декретов;
    d) утверждать свои правила процедуры, оформленные в виде государственного декрета;
    e) консультировать Правительство по предлагаемым мерам общего административного характера.
  131. Отменен
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРАВИТЕЛЬСТВО
    Статья 116
  132. В состав Правительства входят Президент, Вице-президент и Совет министров. Вице-президент занимается каждодневным руководством Совета министров и в этом качестве несет ответственность перед Президентом.
  133. Правительство несет ответственность перед Национальной ассамблеей.
    Статья 117
    Правительство издает государственные декреты. В государственном декрете не может быть предусмотрено наказание в уголовном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законом. В таком случае характер наказания определяется законом.
    Статья 118
    Порядок промульгации законов и государственных декретов и их вступления в силу регулируется законом.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. СОВЕТ МИНИСТРОВ
    Статья 119
  134. Совет министров – высший исполнительный и административный орган Правительства.
  135. Совет министров состоит из министров во главе с Вице-президентом.
  136. Совет министров имеет не менее одного заместителя председателя.
    Статья 120
    По приглашению председателя на заседаниях Совета министров присутствуют специальные эксперты или эксперты по конкретным вопросам.

    Статья 121
    Совет министров обязан обеспечивать Государственный совет информацией для выполнения стоящих перед ним задач консультативного или надзорного характера.
    ЗАДАЧИ СОВЕТА МИНИСТРОВ
    Статья 122
    В соответствии с тем, что записано в правилах процедуры Совета министров, перед ним стоят следующие задачи:
    a) проводить в жизнь политику, определяемую Правительством;
    b) подготавливать законодательные акты и административные распоряжения;
    c) осуществлять контроль за точным исполнением декретов, когда это на него возлагается;
    d) разрабатывать и проводить в жизнь эффективную политику;
    e) направлять деятельность административных органов и наблюдать за реализацией местными органами административных функций путем соответствующих предписаний министерств.
    ЗАДАЧИ ЧЛЕНОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ
    Статья 123
  137. Члены Совета министров уполномочены осуществлять руководство своими министерствами и выполнять задачи, возложенные на них правилами процедуры Совета министров и другими предписаниями.
  138. Министры несут ответственность перед Президентом.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
    ЗАМЕСТИТЕЛИ МИНИСТРА
    Статья 124
    Президент может назначать в министерства одного или нескольких заместителей министра, которые в случаях, когда министры считают это необходимым, в соответствии с их указаниями выступают в роли министров.
    Заместитель министра в таком случае несет ответственность перед Президентом помимо ответственности перед министром.
    Статья 125
    При вступлении в должность министры или заместители министра приносят перед Президентом присягу или дают обязательства следующего характера:
    «Клянусь (обещаю), что для того, чтобы стать министром (заместителем министра), я никому ничего не давал, и не обещал дать, и не буду давать или делать подобное обещание прямо или косвенно от себя лично, и никто не будет это делать от моего имени.
    Клянусь (обещаю), что для того, чтобы совершать что-либо на этой должности либо воздерживаться от совершения каких бы то ни было действий на этой должности, я не приму прямо или косвенно от кого бы то ни было обещаний или подарков.
    Клянусь (обещаю), что я буду добросовестно выполнять все обязанности, которые налагает на меня должность министра.
    Клянусь (обещаю), что я буду изо всех сил содействовать процветанию Суринама.
    Клянусь (обещаю) соблюдать Конституцию и все другие правовые акты.
    Клянусь (обещаю) быть верным Республике Суринам, и поможет мне Всемогущий Бог (что я заявляю и обещаю)».
    Статья 126
    Финансовое обеспечение действующих и бывших министров, заместителей министров, а также переживших их родственников регулируется законом.
    Статья 127
    Правила процедуры Совета министров устанавливаются государственным декретом.
    ГЛАВА XIV. СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 128
    Создается Совет национальной безопасности, который начинает свою деятельность после того, как уполномоченные на то органы принимают решение об объявлении войны, наличии угрозы войны или введения осадного положения в случае военной агрессии и введения гражданского и военного чрезвычайного положения.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СОСТАВ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    Статья 129
    В Совет национальной безопасности входят:
    Президент (председатель);
    Вице-президент (заместитель председателя);
    министр юстиции;
    министр обороны;
    другой член Совета министров;
    командующий национальной армией;
    глава Полицейского корпуса Суринама.
    Статья 130
    Совет национальной безопасности защищает суверенитет и внутреннюю безопасность Республики Суринам и наделяется специальными полномочиями в области внешней и внутренней безопасности Республики Суринам в случае войны, угрозы войны, введения: осадного положения или при возникновении других чрезвычайных обстоятельств, определяемых законом.

    ГЛАВА XV. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 131
  139. Правосудие в Суринаме осуществляется от имени Республики.
  140. Никакое действие не рассматривается как наказуемое деяние, если оно не определено как таковое законом.
  141. Запрещено любое вмешательство в процесс расследования или предъявления обвинения, а также в ход судебного разбирательства.
    Статья 132
    Гражданское и коммерческое право, уголовное и военное уголовное право и процесс кодифицированы, что не исключает права легислатуры регулировать некоторые вопросы в отдельных законах.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
    Статья 133
  142. Судебная власть представлена Президентом и Вице-президентом Суда справедливости, членами и заместителями членов Суда справедливости, Генеральным прокурором при Суде справедливости и другими членами Службы государственного обвинения, а также иными функционерами судебной системы, определяемыми законом.
  143. Закон может предусмотреть, что лица, не принадлежащие к судебной власти, также могут принимать участие в деятельности судебных органов.
  144. Президент, Вице-президент, члены Суда справедливости и их заместители представляют судебную власть, которая отправляет правосудие.
    Статья 134
  145. Принятие к производству и рассмотрение всех исков является исключительной прерогативой судебной власти, за исключением случаев, когда законом назначается иной судья.
  146. Вынесение приговора и меры наказания, предусмотренные законом, также являются прерогативой судебной власти, что осуществляется в процессе отправления правосудия, за исключением предусмотренных законом случаев, которые, если речь идет о тюремном заключении, могут регулироваться только нормами военного уголовного и дисциплинарного права.
    Статья 135
    Иски, не связанные с гражданскими правоотношениями, могут по закону рассматриваться судьями по административным делам. Процедура вынесения решения и последствия такого решения регулируются законом. Обжалование такого решения не входит в компетенцию судебной власти, если только это не следует из закона.

    Статья 136
  147. Во всех судебных решениях должны указываться правовые основания, по которым они принимаются, в уголовных делах также должны отмечаться статьи правовых норм, на основании которых вынесен обвинительный приговор.
  148. Судебные заседания являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  149. За все деяния, по которым законом не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, положения, содержащиеся в параграфе 1, могут не применяться.
  150. Вынесение приговора осуществляется в открытом заседании.
    Статья 137
    В том случае, когда, по мнению судьи, применение какой-либо правовой нормы к конкретному случаю, находящемуся на его рассмотрении, противоречит конституционным правам, предусмотренным в главе V, он может ее не применять.
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
    Статья 138
    Организация, состав и компетенция судебной власти определяются законом.
    Статья 139
    Высшей судебной инстанцией по отправлению правосудия является Суд справедливости Суринама. Суд осуществляет надлежащий контроль за рассмотрением и принятием решений по всем искам.
    Статья 140
    Противоправные действия, совершенные лицами, занимающими политические посты, во время исполнения ими своих служебных обязанностей, подлежат рассмотрению в Высоком суде, в том числе и после их отставки. После того, как им со стороны Национальной ассамблеи было предъявлено обвинение по форме, определяемой законом, судебное производство в отношении их инициируется Генеральным прокурором. Закон может предусмотреть, что высшие должностные лица государства и другие должностные лица подлежат судебному преследованию за уголовно наказуемые деяния, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей.
    Статья 141
  151. Представитель судебной власти, наделенный правом отправлять правосудие, или Генеральный прокурор при Суде справедливости должны быть не моложе тридцати лет, являться гражданами Суринама и иметь постоянное место жительства и фактически проживать в Суринаме.
  152. Судьи, наделенные правом отправлять правосудие, и Генеральный прокурор при Суде справедливости назначаются Правительством после консультаций с Судом справедливости.
    Президент, Вице-президент, судьи Суда справедливости и Генеральный прокурор назначаются пожизненно.
  153. Другие требования к назначению, а также условия финансового обеспечения их и переживших их родственников определяются законом.
    Статья 142
  154. Представители судебной власти, наделенные правом отправлять правосудие, и Генеральный прокурор при Суде справедливости освобождаются от должности Правительством по их просьбе и по достижении пенсионного возраста.
  155. Лица, упомянутые в параграфе 1, могут быть отстранены от должности по предложению Суда справедливости в следующих случаях:
    когда в отношении их действуют юридические ограничения;
    в случае доказанного имеющего постоянный характер психического расстройства;
    если они были приговорены к тюремному заключению за совершение уголовно наказуемого деяния и приговор вступил в силу;
    в случае объявления их банкротами;
    если они получили отсрочку по платежам или находятся под судебным присмотром за долги;
    на основании серьезного должностного преступления или аморального проступка, а также в случае доказанной имеющей длительный характер небрежности при исполнении служебных обязанностей.
    Статья 143
    Если, по мнению Президента, налицо одно из условий для освобождения от должности, указанных в статье 142 (параграф 2), он может приостановить полномочия указанного лица и временно назначить на эту должность другое лицо. Последствия, которые наступают при приостановлении полномочий и отстранении от должности, регулируются законом.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
    Статья 144
  156. Создается Конституционный суд, который является независимым органом, в состав которого входят Президент, Вице-президент, три члена и три их заместителя, назначаемые на пять лет по рекомендации Национальной ассамблеи.
  157. Перед Конституционным судом стоят следующие задачи:
    a) проверка соответствия Конституции как законодательных актов в целом, так и их части, соглашений, заключаемых с иностранными государствами и международными организациями;
    b) оценка соответствия решений правительственных органов тем или иным конституционным правам, указанным в главе V Конституции.
  158. В случае, если, по мнению Конституционного суда, закон, или его части, или решения правительственных органов противоречат тем или иным статьям Конституции или соглашениям, о которых шла речь выше в пункте «а» параграфа 2, они утрачивают обязательную силу.
  159. Дополнительные правила и предписания, касающиеся состава, организации и процедур Суда, а также юридической силы решений Конституционного суда, определяются законом.

    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ
    Статья 145
    Служба государственного обвинения, за исключением всех других органов, отвечающих за расследования, уполномочена осуществлять преследование по всем уголовно наказуемым деяниям. Закон может ограничить действие этого принципа в том, что касается уголовного производства по делам в отношении военнослужащих.
    Статья 146
  160. Государственное обвинение в Суде справедливости поддерживается Генеральным прокурором.
  161. Генеральный прокурор представляет Республику Суринам в судах общей юрисдикции. Он является главой Службы государственного обвинения и одновременно отвечает за деятельность полицейских. Он наделен полномочиями давать полицейским указания в части предупреждения, обнаружения и расследования противоправных деяний, если это, по его мнению, необходимо в интересах справедливого правосудия.
    Статья 147
    Генеральный прокурор осуществляет надзор за точным исполнением полицией своих обязанностей. Он может выступать с любым предложением, которое, по его мнению, является целесообразным.
    Статья 148
    Правительство определяет общую политику в отношении уголовного преследования. Правительство может в целях обеспечения национальной безопасности в особых случаях отдать Генеральному прокурору распоряжение в отношении возбуждения уголовного преследования.
    ГЛАВА XVI. КОНТРОЛЬ ЗА РАСХОДОВАНИЕМ
    ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
    Статья 149
  162. На основании закона создается ведомство, осуществляющее надзор за расходованием государственных средств, а также общий контроль за управлением государственными средствами.
  163. Надзор и контроль осуществляются в отношении обоснованности и эффективности расходов и управления государственными финансами.
    Статья 150
    Председатель этого ведомства, его члены и заместители назначаются Президентом по предложению Национальной ассамблеи сроком на пять лет.
    Статья 151
    Ведомство, указанное в статье 149, периодически, но не реже одного раза в год докладывает Национальной ассамблее, Государственному совету и Правительству результаты проводимой работы. Содержание доклада доводится до сведения общественности.

    Статья 152
    Закон регулирует другие вопросы, касающиеся создания, структуры и компетенции такого ведомства.
    ГЛАВА XVII. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ
    Статья 153
    Законом в интересах содействия деятельности Правительства создаются консультативные советы; этим же законом определяются правила их учреждения, а также состав, процедура их работы и полномочия.
    ГЛАВА XVIII. ФИНАНСОВАЯ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА
    Статья 154
  164. На основании закона структура финансовой системы должна быть организована таким образом, чтобы посредством накопления и правильного размещения необходимых финансовых средств содействовать увеличению капиталовложений в производственный сектор.
  165. Правила в отношении функционирования денежной системы и Центрального банка устанавливаются законом.
  166. Закон устанавливает правила, касающиеся страхования и предоставления банковских услуг.
  167. Условия, на которых государство берет займы, регулируются законом.
    ГЛАВА XIX. НАЛОГИ
    Статья 155
  168. Налоги взимаются в соответствии с законом, который определяет размер налогообложения, тарифы, условия освобождения от налогов и гарантии налогоплательщикам.
  169. Не допускаются никакие привилегии в части налогообложения, если только это не предусмотрено законом.
    БЮДЖЕТ
    Статья 156
  170. Порядок подготовки годового бюджета, его разработки и исполнения, а также период его действия устанавливаются законом.
  171. В бюджете прописываются все расходы государства и источники его формирования.
  172. Ежегодно не позднее первого рабочего дня в октябре бюджет представляется Национальной ассамблее в форме одного или нескольких законопроектов в соответствии с законом и правительственным планом развития.
  173. По случаю представления Правительством проекта бюджета Национальной ассамблее Президент выступает на ее специальном заседании.
    a) Бюджетный год начинается с 1 января финансового года, которого он касается.
    b) Он считается принятым с этого дня, независимо от того, что он может быть обнародован после этой даты.
  174. До того, как бюджет обнародован, за основу при решении вопросов финансирования берется бюджет предшествующего финансового года.
    a) Закрытие расчетов регулируется законом для каждого финансового года отдельно.
    b) Правомерность доходов и расходов государства определяется в Национальной ассамблее в соответствии с правовыми предписаниями и после проверки независимым органом, создаваемым на основании закона, постатейного исполнения бюджета.
    ГЛАВА XX. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
    Статья 157
  175. Структура административных органов Правительства формируется таким образом, чтобы они могли приблизить свои службы к народу, с тем чтобы обеспечить участие тех, кого это касается, в том, что происходит, а также не допускать бюрократизации.
  176. С учетом целесообразности и без ущерба единству действий или полномочиям Правительства по обеспечению руководства и осуществлению контроля законом предусмотрено создание необходимых форм административной децентрализации.
  177. Для обеспечения рациональных методов деятельности министерств, а также участия граждан в процессе обсуждения и принятия решений законом предусматривается принятие соответствующих административных процедур.
    Статья 158
  178. Каждый гражданин имеет право на получение от правительственной администрации информации о рассмотрении тех дел, в которых он непосредственно заинтересован, и о принятых в отношении его мерах.
  179. Заинтересованные стороны имеют право оспаривать в суде любой окончательный и действующий акт органов государственной администрации, который, с их точки зрения, является противозаконным.
  180. В дисциплинарном производстве гарантируется право заинтересованных сторон на ответ.
    ГЛАВА XXI. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 159
    Демократический порядок Республики Суринам предусматривает наличие органов власти на региональном уровне, функции, организация, полномочия и формы деятельности которых регулируются законом в соответствии с принципами многосторонней демократии и децентрализации управления и законности.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ДЕМАРКАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ
    Статья 160
  181. Деление территории на округа и округа на департаменты регулируется законом. Деление на округа и департаменты осуществляется, исходя из следующих критериев:
    концентрация населения;
    потенциал развития;
    возможность управления территорией;
    наличие инфраструктуры;
    расположение административного центра.
  182. Границами округов являются границы, указанные в декрете 1983 года «Деление на округа» (S. В. 1983. № 24).
    РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
    Статья 161
  183. На региональном уровне созданы два представительных органа: окружные советы и местные советы.
  184. Окружной совет является высшим политико-административным органом округа.
  185. Местный совет является высшим политико-административным учреждением административной единицы.
    ОКРУЖНЫЕ СОВЕТЫ
    Статья 162
    Окружные советы создаются после проведения всеобщих, свободных и тайных выборов в административной единице соответствующего округа. Места в окружном совете предоставляются представителям политических партий наряду с местами в местных советах такого округа пропорционально общему количеству мест, которые они получили в местных советах.
    МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ
    Статья 163
    Местные советы создаются после проведения всеобщих, свободных и тайных выборов в административной единице. Порядок избрания депутатов определяется порядком полученных персональных голосов. Все имеющиеся места распределяются подобным образом. Помимо других правовых предписаний в отношении пассивного избирательного права кандидаты в депутаты местного или окружного совета должны иметь основное место жительства и в действительности проживать в округе или административной единице.
    РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ЮРИСДИКЦИЯ
    Статья 164
    Региональные представительные органы и региональные административные органы участвуют в подготовке, разработке и выполнении планов развития округа и административных единиц.
    Статья 165
    Финансовые предписания для округов и административных единиц определяются законом; они должны, помимо прочего, быть направлены на разумное и равномерное распределение фондов в этих округах.

    Статья 166
    Правительство осуществляет контроль за округами в порядке и в случаях, предусмотренных законом.
    РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ПРОЦЕДУРЫ
    Статья 167
    Окружные советы и местные советы выражают волю и пожелания жителей округов. Окружные советы доводят их до сведения Национальной ассамблеи, местные советы – до сведения окружных советов.
    Статья 168
  186. Избранным представителям округов предоставляется возможность принимать участие в формулировании и создании национальной и региональной политики развития.
  187. Окружной совет наделен правом делегировать своих представителей для участия в работе совета по национальному развитию.
  188. Окружные советы наделены правом выдвигать перед соответствующими министерствами предложения, касающиеся их собственных округов, с целью и дальнейшей реализации этих предложений.
    ГЛАВА XXII. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
    Статья 169
  189. Издание предписаний и управление делами в округе находится в ведении окружного совета.
  190. Окружной совет в рамках положений Конституции и законов, а также административных мер Правительства принимает окружные ордонансы, которые, по его мнению, необходимы в интересах округа.
    Вопросы, по которым окружные советы могут принимать законодательные акты, закреплены в законе.
    Статья 170
  191. До вступления в силу ордонансы, принятые окружными советами, должны быть доведены через окружных комиссаров до сведения Национальной ассамблеи, Правительства, Государственного совета.
  192. Население округа ставится в известность о содержании окружных ордонансов путем их опубликования в местной прессе и в «Официальном издании Республики Суринам», а также ознакомления с ними в офисе окружного комиссара.
    Статья 171
    После опубликования, как это предусмотрено статьей 170, каждый имеет право обратиться с жалобой в Национальную ассамблею по поводу содержания окружных ордонансов.
    Статья 172
  193. Национальная ассамблея может аннулировать окружной ордонанс, если он противоречит Конституции, правительственной программе или действующему законодательству.
  194. Окружной совет может приступить к процедуре введения в силу окружного ордонанса и обнародования его с соблюдением предусмотренных законом требований, после того как Национальная ассамблея в письменной форме уведомит окружной совет о том, что в течение шести недель на представленный ордонанс не поступило никаких жалоб.
    Статья 173
  195. Предписания окружных советов, которые не содержат правил, имеющих общий характер, проводятся в жизнь под строгим контролем Правительства. Президент отменяет такие предписания, если они противоречат правительственной программе или национальным интересам.
  196. Отменен
    ГЛАВА XXIII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
    Статья 174
  197. В каждом округе создается окружная администрация. Окружная администрация является исполнительным органом округа.
  198. Окружная администрация состоит из окружного комиссара и представителей министерств в округе.
    Статья 175
    На окружную администрацию возложено повседневное руководство всей деятельностью округа.
    Статья 176. Отменена
    ГЛАВА XXIV. АРМИЯ И ПОЛИЦИЯ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. НАЦИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ
    Статья 177
  199. Перед Национальной армией стоит задача защиты суверенитета и территориальной целостности Суринама от иностранной, военной и вооруженной агрессии.
  200. Помимо тех задач, которые отмечены в параграфе 1, армия может выполнять специальные задачи, определяемые законом.
  201. Армия выполняет поставленные перед ней задачи, неся ответственность и подчиняясь компетентным властям в соответствии с действующим законодательством.
  202. Организация Национальной армии и правовой статус военнослужащих определяются законом.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОРПУС СУРИНАМА
    Статья 178
  203. Перед полицией стоят следующие задачи:
    a) поддерживать общественный порядок и внутреннюю безопасность, предотвращать их нарушение и охранять граждан и имущество;
    b) расследовать противоправные деяния и обеспечивать соблюдение правил, нарушение которых по закону влечет за собой наказание.
  204. Помимо тех задач, которые отмечены в параграфе 1, перед полицией могут быть поставлены специальные задачи, определяемые законом.
  205. Полицейский корпус выполняет постановления, неся ответственность и подчиняясь компетентным властям и руководствуясь действующим законодательством.
  206. Организация Полицейского корпуса Суринама и правовой статус полицейских определяются законом.
    Статья 179
  207. Полицейские, как рядовые, так и офицеры, которые стали депутатами каких-либо представительных органов, в соответствии с законом увольняются со службы.
  208. Правила, регулирующие вопросы публичного выражения полицейскими, как рядовыми, так и офицерами, своих взглядов, а также их права на членство в ассоциациях и участие в собраниях и демонстрациях определяются законом.
    ГЛАВА XXV. ОБОРОНА ГОСУДАРСТВА
    Статья 180
  209. Оборонная политика входит в компетенцию Правительства.
  210. Защита государства является основной обязанностью каждого гражданина.
  211. Служба в вооруженных силах в течение определенного периода является обязательным условием.
  212. Гражданская служба как замена или дополнение к военной службе является обязательной, а условия ее прохождения регулируются законом.
  213. Лица, которые по своим убеждениям признаны непригодными для военной службы, могут при соблюдении предусмотренных законом условий призываться в вооруженные силы на службу невоенного характера или направляться на гражданскую службу, отвечающую их мировоззрению.
  214. Помимо иных санкций, предусмотренных законом, гражданин, который умышленно уклоняется от военной или гражданской службы, когда ему предоставляется такая возможность, не имеет права работать в государственных органах и находиться на государственной службе.
  215. Не допускается ущемление правового положения, продвижения по службе или ухудшения условий труда гражданина, находящегося на военной или гражданской службе.
  216. Отменен
    ГЛАВА XXVI. НАРОДНАЯ АССАМБЛЕЯ
    Статья 181
  217. Народная ассамблея образуется в составе:
    Национальной ассамблеи;
    окружных советов;
    местных советов.
  218. Народная ассамблея собирается для проведения третьего окончательного голосования:
    a) в случае изменения Конституции в части полномочий и задач депутатов некоторых представительных органов, требующего принятия решения не менее чем 2/3 надлежаще оформленных голосов, если это большинство не может быть получено после двух туров голосования в Национальной ассамблее;
    b) для избрания Президента и Вице-президента, если ни один из кандидатов не получил квалифицированного большинства после двух туров голосования в Национальной ассамблее;
    c) в случае, когда Национальная ассамблея не может прийти к консенсусу по решению об отстранении от должности Президента, для принятия которого по закону требуется абсолютное большинство голосов;
    d) отменен
  219. Решения Народной ассамблеи принимаются простым большинством голосов, если присутствует более половины от числа действительных членов органов, о которых шла речь в параграфе 1.
    ГЛАВА XXVII. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
    Статья 182
    Положения Конституции от 25 ноября 1975 года, действие которых было приостановлено 13 августа 1980 года, прекращают свое действие с момента вступления в силу настоящей Конституции.
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕЕ ОБЩЕЕ ПРАВО
    Статья 183
    Правовые нормы, которые действовали до принятия настоящей Конституции, включая законы и декреты, промульгированные после 25 февраля 1980 года, действуют до тех пор, пока не будут заменены другими нормами в соответствии с настоящей Конституцией, при условии, что в случае противоречия Конституции будут приведены в соответствие с нею не позднее конца первого периода работы сессии Национальной ассамблеи, несоблюдение чего приведет к тому, что они утратят силу.
    ГЛАВА XXVIII. НАЧАЛО ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
    Статья 184
  220. Национальная ассамблея начинает свою деятельность не позднее 30 дней после обнародования результатов выборов.
  221. Национальная ассамблея выбирает Президента и Вице-президента Республики Суринам в течение 30 дней с момента начала ее сессии.
    Статья 185. Отменена
    ГЛАВА XXIX. РАТИФИКАЦИЯ, ПРОМУЛЬГАЦИЯ
    И ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
    Статья 186
  222. Конституция Республики Суринам датируется числом проведения плебисцита, на котором народ Суринама ее одобрил.
  223. Решение, по которому Конституция одобрена народом Суринама, должно быть ратифицировано Президентом и официально промульгировано не позднее 30 дней с момента ее одобрения.
    Таким образом, Конституция вступает в силу 30 октября 1987 года