§ 40. Правовые гарантии в случае лишения свободы (ст. 104 Основного закона)
210. BVerfGE 10, 302
(Vormundschaft / Опека)
Решение судьи согласно ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона требуется и в том случае, если опекун, осуществляя свое право на определение места пребывания, помещает совершеннолетнего, лишенного дееспособности лица в учреждение закрытого типа.
Решение Первого Сената от 10 февраля 1960 г.
— 1 BvR526/53, 1 BvR29/58 –
[…]
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Положения ст. 2 абз. 2 предл. 2 во взаимосвязи со ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона нарушены тем, что Участковые суды г. Мюнхена и г. Хамма не приняли решений о допустимости помещения по ходатайству опекунов заявителя жалобы 1 – Участковый суд г. Мюнхена – и заявителя жалобы 2 – Участковый суд г. Хамма – в психиатрическую лечебницу закрытого типа.
[…]
ОСНОВАНИЯ
[…]
III.
[…]
Решение зависит от того, существует ли предусмотренное в ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона право на предшествующее или, в случае необходимости, неотлагательно полученное впоследствии судебное решение о допустимости и продолжении лишения свободы также и в том случае, когда опекун совершеннолетнего, лишенного дееспособности лица решает вопрос о помещении его в заведение закрытого типа. Таким образом, речь идет в первую очередь не о том, имеет ли опекун право на такое помещение, а о том, должно ли государство предоставить предусмотренную в ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона защиту и в подобного рода случаях.
[…]
- […]
а) Право опекунства всегда обладало сильными публично-правовыми чертами.
[…]
Государство осуществляет попечительскую деятельность опекунства либо через должностных лиц (сравн. § 32, 35, 41 Закона о попечении несовершеннолетних от 9 июля 1922 г.), либо оно назначает выбранное для конкретного случая доверенное лицо – опекуна (§ 1779 ГГУ). Подобное индивидуальное опекунство представляет собой должность, исполнение которой является гражданским долгом; оно влечет за собой возникновение прав и обязанностей публичного и частного права.
Поскольку опекунство основывается исключительно на назначении со стороны государства, государство следит за его исполнением на основе своих полномочий по надзору за попечительством.
[…]
- […]
г) […]
- […] В данном случае речь идет исключительно о лишении свободы недееспособных совершеннолетних лиц. Решающим для данного случая является то, что защита свободы согласно ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона не ограничивается уголовно-правовыми делами и задержаниями в интересах общественного спокойствия, безопасности и порядка, но также охватывает случаи лишения свободы, которые носят попечительный характер. В пользу действия ст. 104 абз. 2 предл. 1 и 2 Основного закона также и в отношении случаев лишения свободы опекуном свидетельствует то, что опекунство, особенно опекунство над совершеннолетними, в течение веков является частью публичного попечительства. Только своеобразие, состоящее в том, что попечение в данном случае осуществляется в рамках индивидуальных властных правоотношений и что государство для его осуществления прибегает к помощи частного лица, кажется противостоящим этому выводу.
Однако из сущности персональной власти назначенного государством доверенного лица нельзя сделать вывод, что предоставленная конституционным правом защита от лишения свободы должна отпадать, если это лицо инициирует лишение свободы. Персональная власть опекуна должна служить защите и благу подопечного. Поэтому у подопечного имеется право на юридическую защиту и по отношению к опекуну, что выражается в разнообразных полномочиях суда по надзору и контролю. Все они вовлекают государство в процесс защиты подопечного от злоупотребления властью. В соответствующей защите ему нельзя отказать, если речь идет о высоком благе свободы, и гарантия защиты закреплена даже в конституции.
Дело также не может заключаться в том, что в соответствии с действующим правом помещение совершеннолетнего подопечного в заведение закрытого типа не осуществляется непосредственно как акт публичного попечительства, а выступает в виде – обличенного в частноправовую форму – определения опекуном места пребывания. То, насколько данная понятийная квалификация акта помещения совершеннолетнего подопечного малопригодна для толкования ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона, можно обнаружить в противоречивых результатах, к которым приводят толкования, основанные на данной, до сих пор господствующей квалификации: если государство осуществляет опекунство через должностных лиц, то они действуют, реализуя государственную власть. К аналогичному выводу пришел и Федеральный Верховный Суд в связи с вопросами ответственности (Собрание решений Федерального Верховного суда по гражданским делам (BGHZ) 9, 255). Значение ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона для помещения должностным лицом – опекуном несовершеннолетних лиц он оставил открытым (Собрание решений Федерального Верховного суда по гражданским делам (BGHZ) 17, 108); но первое из названных решений наводит на мысль, что должностное лицо – опекун при ограничительном толковании ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона, в отличие от негосударственного опекуна, для помещения подопечного в заведение закрытого типа нуждается в решении суда, хотя решения опекунов в обоих случаях основываются на одном и том же положении гражданского права о праве опекуна на определение места пребывания.
[…]
Наконец, и с общей точки зрения недостаточно последовательно отказывать недееспособному лицу в правовой защите согласно ст. 104 абз. 2 Основного закона от предпринимаемых опекуном мер, тогда как эта защита гарантируется каждому гражданину непосредственно государственной властью в случае любого лишения свободы. При осуществлении управления по принципам правового государства для органов государственной власти относительно невелика возможность злоупотребления полномочиями на лишение свободы по ненадлежащим мотивам.
Если полномочие на лишение свободы сосредоточено в руках частного лица, назначенного опекуном, опасность злоупотребления гораздо выше. Наряду с желанием опекуна избавиться от нагрузки в лице сложного и неудобного, часто входящего в состав членов семьи лица посредством помещения его в учреждение закрытого типа свою роль могут сыграть и более сомнительные экономические или личные мотивы.
[…]
Все эти неувязки отпадают, если рассматривать в качестве решающего момента не помещение в соответствии с принятыми категориями гражданского или публичного права, а мысль о публичной опеке, которая определяет все право опеки.
Издавна признано, что комплекс брачного, семейного права и права опеки, несмотря на свою принадлежность, по общему правилу, к частному праву, содержит сильные публично-правовые элементы. Двойственность опеки изначально заложена во взаимной связанности публично-правовой деятельности по надзору за опекой и частноправовой деятельности опекуна, в воздействии различных форм надзора судов по делам опеки за осуществлением опеки. Наиболее ярко переплетение публичного и частного права проявляется в случае опеки над совершеннолетними, так как государство здесь по соображениям опеки отменяет статус полной дееспособности посредством лишения дееспособности и назначает опекуна, то есть обосновывает и ограничивает его власть. При принудительном помещении в заведение закрытого типа публично-правовой элемент усиливается еще и тем, что оно возможно лишь при помощи государственной власти, которая либо сама предоставляет необходимые для помещения заведения, либо предоставляет соответствующие полномочия (§ 30 Закона о занятии промыслом) и предоставляет законному представителю в случае необходимости при помещении в заведение помощь исполнительных органов власти – судебного пристава или полиции.
[…]
Его право на принудительное помещение, таким образом, становится эффективным благодаря фактической или потенциальной помощи государства. Действительность такова, что государство – часто в самом фактическом смысле – и здесь осуществляет помещение, хотя и не по собственной инициативе, но посредством того, что оно предоставляет опекуну свои исполнительные органы власти.
- Следовательно, запрещается правовая оценка помещения опекуном совершеннолетних психически больных таким образом, как будто лишение свободы осуществляется в рамках частноправовых отношений между гражданами. Государство не может освободиться от связанности основными правами посредством назначения частного лица исполнителем государственной задачи и предоставления ему права принятия решения об использовании государственных средств принуждения.
[…]
д) [.] Вопрос о том, действует ли статья 104 абз. 2 предл. 2 Основного закона и в случае лишения свободы по решению родителей, не подлежал разрешению в данном деле. Возможно, при помещении родителями несовершеннолетних детей определяющими могут быть иные аспекты, чем в случае помещения опекуном совершеннолетних лиц. Родительская власть и опекунство служат родственным целям, но существует отличие в правовом основании. Родительская власть основывается на природном отношении родителей к своим детям и наступает непосредственно в силу закона; должность опекуна, в отличие от этого, является государственным институтом и основывается на назначении судом по делам опеки; его власть над подопечным основывается, таким образом, на акте государственной власти.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде