204. BVerfGE 32, 346

(Strafbestimmungen in Gemeindesatzungen / Положения о наказаниях в уставах муниципальных образований)

Уставы муниципальных образований могут содержать положения о наказаниях, основанные на специальном полномочии, предостав­ленном органом законодательной власти земли. Однако содержащее­ся в ст. 103 абз. 2 Основного закона требование определенности за­кона выполняется лишь в том случае, если границы наказуемости, а также вид и верхняя мера наказания понятны для гражданина уже из полномочия.

Решение Второго Сената от 23 февраля 1972 г.

— 2 BvL 36/71 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

Б.

[…]

II.

[…]

4. […]

а) […]

Законами по смыслу ст. 103 абз. 2 Основного закона являются не толь­ко законы в формальном смысле. Федеральный Конституционный Суд ранее уже разъяснил, что и правовые постановления могут содержать положения о наказаниях, если они были приняты в рамках полномочий, удовлетворяющих ст. 80 абз. 1 Основного закона (BVerfGE 14, 174 [185]; 14, 245 [251]; 14, 254 [257]; 22, 21 [25]). То же относится и к уставам му­ниципальных образований. Формальный закон, наделяющий полномо­чием на принятие уставов, не может сравниваться с положениями ст. 80 абз. 1 Основного закона; это конституционное положение не применяет­ся и по аналогии. Однако из этого не следует, что подобные полномочия на принятие уставов не могут быть подвергнуты никаким конституци­онно-правовым ограничениям. Содержащееся в ст. 103 абз. 2 Основно­го закона требование определенности закона соблюдается лишь тогда, когда лицо может понять из уголовно-правовой нормы, что ему запре­щается уголовным правом и какое наказание грозит ему в случае нару­шения такого запрета. Если, как в данном случае, уставная власть му­ниципального образования основывается на специальном полномочии, предоставленном законодательным органом земли, то не только устав, который сам представляет собой уголовно-правовой закон, но и полно­мочие должно учитывать эти требования. Уже из полномочия, а не толь­ко из основанного на нем устава гражданин должен быть в состоянии заранее определить границы наказуемости и вид наказания.

В противном случае ни гражданин, ни судья не смогут оценить, был ли принявший устав орган в принципе уполномочен на принятие конкрет­ного устава с положениями о наказании и являются ли достаточными для этого переданные ему полномочия на установление наказания. Поэтому полномочие должно быть сформулировано таким образом, чтобы из него можно было понять, можно ли было вообще установить содержащийся в уставе состав преступления согласно намерениям законодателя, и ка­кое наказание за него могло быть предусмотрено.

Однако полномочие не должно регулировать составы преступлений во всех подробностях. Требования ст. 103 абз. 2 Основного закона к такого рода полномочию соблюдены, если из него можно с помощью признанных правил юридического толкования достаточно точно определить возмож­ные составы преступлений, включая форму вины, вид и максимальную меру наказания. При этом законодатель может предоставить носителям уставной власти – если, как в данном случае, речь идет об ограничениях свободы, не подпадающих под оговорку ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона (сравн. об этом: BVerfGE 14, 174 [186 и далее]), – определенное усмотрение в отношении пределов наказания за отдельные, охватывае­мые полномочием составы преступлений, чтобы предоставить им воз­можность приспособить оценку противоправности признанных ими на­казуемыми нарушений устава к различной экономической и социальной структуре соответствующего муниципалитета.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде