§ 38. Nulla poena sine lege (нет наказания без закона) и запрет обратной силы (ст. 103 абз. 2 Основного закона)
201. BVerfGE 14, 174
(Gesetzesgebundenheit im Strafrecht / Связанность законом в уголовном праве)
- Законы, на основании которых согласно ст. 103 абз. 2 Основного закона определенные деяния влекут наказание, являются также правовыми положениями, которые принимаются в рамках полномочия, соответствующего ст. 80 абз. 1 Основного закона.
Законодатель должен однозначно предусмотреть в законе полномочие на установление наказания. При этом содержание, цель, размер и вид наказания должны быть понятны гражданину уже из такого полномочия, а не только из основанного на нем постановления.
- Назначение наказания в виде лишения свободы является ограничением свободы согласно ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона.
Оговорке ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона соответствуют только формальные законы. Законодатель должен достаточно четко определить подлежащее наказанию деяние и, кроме того, закрепить в формальном законе вид и размер наказания; уполномоченному на принятие постановления органу он может предоставить лишь полномочие на определение состава преступления.
Решение Второго Сената от 3 июля 1962 г.
— 2 BvR 15/62 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
I.
- Заявитель жалобы был приговорен Участковым судом – судом шеф- фенов – г. Алсфельда на основании § 2 и 71 Правил допуска транспортных средств к дорожному движению к трем неделям лишения свободы, а также был приговорен за бегство с места происшествия на основании § 142 Уголовного кодекса к двум неделям лишения свободы.
[…]
- […] Он заявляет, что оспариваемые решения нарушают положения ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона, согласно которым лишение свободы возможно только на основании формального закона. Правила допуска транспортных средств к дорожному движению не являются формальным законом, а лишь постановлением правового характера.
[…]
Б.
[…]
II.
- Согласно ст. 103 абз. 2 Основного закона деяние может подлежать наказанию только в том случае, если его наказуемость была установлена законом до его совершения. Как и соответствующие ст. 116 Веймарской имперской конституции и § 2 абз. 1 Уголовного уложения, статья 103 абз. 2 Основного закона предусматривает принцип связанности законом в уголовном праве. Значение положений ст. 103 абз. 2 Основного закона не исчерпывается запретом обоснования назначения наказания по аналогии, со ссылкой на правовой обычай или обратную силу. Они на понятийном уровне предусматривают оговорку о законе для уголовно-правовых норм. Уголовное наказание может быть назначено исключительно на основании действующих норм уголовного права (Решения Конституционного Суда Федеральной земли Бавария (Bay VerfGH), том 1, 101 [109 и далее]).
Законами по смыслу ст. 103 абз. 2 Основного закона являются не только законы в формальном смысле, но и правовые постановления, принятые в рамках полномочий и соответствующие условиям, предусмотренным ст. 80 абз. 1 Основного закона. Как неоднократно отмечал Федеральный Конституционный Суд и как указало Федеральное правительство в настоящем деле, к содержательной определенности нормы, уполномочивающей на принятие императивных и – в особенности – уголовно-правовых законов, должны предъявляться строгие требования. Законодатель должен прямо предусмотреть в законе право на назначение наказания и при этом обрисовать содержание, цель и объем полномочия настолько точно, чтобы условия наказуемости и вид наказания были понятны гражданину уже из полномочия, а не только из основанного на нем постановления (сравн. BVerfGE 1, 14 [60]; 2, 307 [334]; 5, 71 [76]; 7, 282 [302]; 8, 274 [307 и далее]; 10, 251 [258]).
Обвиняемому может быть назначено наказание исключительно на основании положений того закона или принятого в рамках законных полномочий постановления правового характера, которые обосновывают наказуемость. Наказание на основе постановления, не основанного на законном полномочии, не может быть оправдано тем, что «наказуемость» деяния была определена в другой норме.
- В то время как положения ст. 103 абз. 2 Основного закона касаются любого вида наказаний на основании решения суда, положения ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона направлены на особую защиту при ограничении как по отношению к исполнительной власти, так и к судам по уголовным делам. Согласно ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона свобода личности может быть ограничена лишь на основании формального закона и с соблюдением предписанных им форм.
Статья 104 Основного закона находится в неразрывной связи с защищенным в ст. 2 абз. 2 предл. 2 и 3 Основного закона основным правом на свободу личности. Поэтому изначально было предусмотрено объединение положений ст. 104 с положениями ст. 2 Основного закона. Позже по редакционным, а не по систематическим соображениям они были перемещены в раздел «Правосудие», чтобы избежать слишком широкого оформления раздела об основных правах.
Осуждение к наказанию в виде лишения свободы также является ограничением свободы по смыслу ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона. Даже если вынесение приговора о назначении наказания еще и не ограничивает свободу, оно, тем не менее, образует совместно с последующим за ним исполнением наказания единый процесс лишения свободы […].
Оговорке ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона удовлетворяют только формальные законы, то есть правовые нормы, которые были приняты в рамках установленной процедуры принятия законов. Постановление не является формальным законом по смыслу ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона, даже если оно было принято на основе полномочия, содержащегося в формальном законе; поэтому «сами условия, при наличии которых вмешательство как таковое вообще допустимо, а также сущность вмешательства … должны быть определены в самом формальном законе» (Собрание решений Федерального Верховного суда по гражданским делам (BGHZ) 15, 61 [64]). Если законодатель достаточно четко определяет, что должно быть наказуемо, и если он далее устанавливает вид и размер наказания в формальном законе и предоставляет принявшему постановление органу право только на определение состава преступления, то правовая безопасность и свобода отдельного человека сохраняются в соответствии с целью и смыслом ст. 104 Основного закона, и с законодателя не снимается ответственность, возложенная на него Основным законом.
[…]
III.
[…]
§ 21 Закона о дорожном движении не является уполномочивающей нормой; он является предписанием уголовно-правового характера, но не наделяет принимающий постановление орган полномочиями на самостоятельное принятие предписания уголовно-правового характера, в том числе такого же или похожего содержания.
Таким образом, для § 71 Правил допуска транспортных средств к дорожному движению отсутствует необходимая правовая основа, и в связи с нарушением ст. 103 абз. 3 Основного закона он является ничтожным.
- Поскольку § 71 Правил допуска транспортных средств к дорожному движению, кроме того, самостоятельно устанавливает наказание в виде лишения свободы, не являясь при этом формальным законом, он также противоречит положениям ст. 104 абз. 1 предл. 1 Основного закона.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде