200. BVerfGE 133,168
(Absprachen im Strafprozess / Соглашения в уголовном процессе)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 17/2013 от 19 марта 2013 г.
Решение от 19 марта 2013 г.
— 2 BvR2628/10, 2 BvR2883/10, 2 BvR2155/11 —
Законодательные нормы о соглашениях в уголовном процессе соответствуют конституции – неформальные соглашения недопустимы
Законодательные нормы о соглашениях в уголовном процессе, несмотря на значительный недостаток в исполнении, в настоящее время пока еще не являются антиконституционными. Законодатель должен, однако, постоянно проверять на эффективность и, в случае необходимости, усовершенствовать механизмы защиты конституционно-правовых требований. Недопустимыми являются так называемые неформальные соглашения, которые достигаются вне законодательного регулирования. Так постановил Второй Сенат Федерального Конституционного Суда в обнародованном сегодня решении. Одновременно Федеральный Конституционный Суд отменил оспоренные заявителями решения специализированных судов в связи с нарушениями конституции в соответствующем процессе и вернул дело на новое рассмотрение.
В основе решения лежат следующие существенные соображения:
- Заявители оспаривают приговоры, вынесенные им в уголовном процессе после заключения соглашения между судом и участниками процесса. В делах 2 BvR2628/10 и 2 BvR2883/10 конституционные жалобы направлены, кроме того, против положений § 257 с Уголовно-процессуального кодекса (УПК), которые были внесены Законом о регулировании соглашений в уголовном процессе от 29 июля 2009 г. (в дальнейшем: Закон о соглашениях).
- Конституционные жалобы обоснованы в той части, в какой они направлены против оспоренных решений; в остальном они не подлежат удовлетворению.
а) Уголовное право основывается на принципе вины, который имеет конституционный статус. Он закреплен в гарантии достоинства и личной ответственности человека (ст. 1 абз. 1 и ст. 2 абз. 1 Основного закона), а также в принципе правового государства (ст. 20 абз. 3 Основного закона). Конституция обязывает государство обеспечить эффективную систему уголовного правосудия. Центральной целью уголовного процесса является расследование действительных обстоятельств дела, без чего невозможно реализовать материальный принцип виновности.
Право на справедливое разбирательство гарантирует обвиняемому возможность воспользоваться процессуальными правами и защищаться надлежащим образом от вмешательств, в частности, со стороны государственных органов. Оформление этих процессуальных прав является, в первую очередь, задачей законодателя. Нарушение права на справедливое разбирательство имеет место только тогда, когда общий взгляд на процессуальное право выявляет, что не были сделаны обязательные в правовом государстве выводы или произошел отказ от того, от чего отказ в правовом государстве невозможен. В рамках этого общего взгляда следует также учитывать требования эффективного уголовного правосудия, включая принцип ускорения.
Принцип свободы от самообвинения и презумпция невиновности коренятся в принципе правового государства и имеют конституционный статус. В частности, обвиняемый должен иметь возможность решать самостоятельно и без давления, следует ли ему и насколько содействовать в уголовном процессе.
б) Исходя из этого, соглашения несут в себе риск того, что конституционно-правовые предписания будут учтены не в полном объеме. Тем не менее конституция не запрещает законодателю допускать их для упрощения процесса. Чтобы соответствовать конституционно-правовым предписаниям, законодатель посчитал необходимым сформулировать четкие законные предписания для важного на практике, но всегда остающегося спорным института соглашений. Законом о соглашениях он не ввел новую, «консенсуальную» модель процесса, а интегрировал соглашение в действующую систему уголовно-процессуального права.
aa) Закон о соглашениях четко указывает на то, что остается неизменной обязанность суда в силу закона выяснять обстоятельства дела. Этим законодатель дал ясно понять, что соглашение как таковое никогда не может быть единственным основанием решения, а по-прежнему – только убеждение суда. К тому же основанное на соглашении признание должно быть обязательно проверено с точки зрения его достоверности. Этим ограничивается сфера практического применения соглашений, что является неизбежным следствием включения в систему действующего уголовно-процессуального права. Правовая оценка также не может быть предметом соглашения; это относится и к изменению пределов наказания в особо тяжелых или менее тяжелых случаях.
бб) Закон о соглашениях устанавливает окончательное регулирование допустимости соглашения в уголовном процессе. Тем самым он запрещает приукрашенно обозначаемые как «неформальные» способы действия при достижении соглашения. Он также ограничивает соглашение предметом основного разбирательства. Поэтому являются недопустимыми так называемые «совокупные решения», при которых прокуратура соглашается также на прекращение других расследований.
вв) Прозрачность и документирование соглашений представляют собой центральные элементы концепции регулирования. Они должны гарантировать эффективный контроль со стороны общественности, прокуратуры и суда, рассматривающего жалобу. В частности, связанные с соглашением действия должны быть обстоятельно представлены в-как правило, открытом – судебном разбирательстве по существу. В то же время это подтверждает, что судейское убеждение и после соглашения должно вытекать из всего существа основного судебного разбирательства.
Нарушение требований прозрачности и документирования ведет, как правило, к противоправности достигнутого соглашения. Если суд придерживается подобного противозаконного соглашения, то нельзя, как правило, исключить, что решение будет основано на таком нарушении закона.
Чрезвычайно важное значение имеет контроль со стороны прокуратуры. Она должна не только отказать в одобрении противозаконного соглашения, но и обжаловать решения, которые основаны на таком соглашении. Связанность указаниями и обязанность отчетности позволяют, кроме того, реализовывать эту контрольную функцию прокуратуры по единым стандартам.
гг) Наконец, Закон о соглашениях предусматривает, что обвиняемому должно быть разъяснено, при каких условиях и с какими последствиями суд может отклониться от прогнозируемого результата. Это разъяснение должно дать обвиняемому возможность принять автономное решение о своем участии в соглашении. Нарушение обязанности разъяснения ведет к тому, что при проверке в ревизионном суде, как правило, будут исходить из того, что на этом основано признание, а значит, и все решение.
в) Закон о соглашениях обеспечивает в достаточной мере соблюдение конституционно-правовых предписаний. Существенный дефицит в исполнении Закона о соглашениях не ведет в настоящее время к антиконституционности правового регулирования.
аа) Антиконституционной была бы концепция правового регулирования только тогда, когда предусмотренные защитные механизмы имели бы пробелы или были бы в целом недостаточными настолько, что поддерживали бы нарушающую Основной закон практику «неформальных» соглашений, то есть дефицит в исполнении был бы вызван также структурой нормы.
бб) Ни результат эмпирического исследования, ни представленные в ходе производства по конституционной жалобе заключения не ведут в обязательном порядке к допущению, что именно структурные недостатки концепции законодательного регулирования вызвали существующий до сих пор дефицит в исполнении. Причины этого многообразны. В качестве основной причины при эмпирическом исследовании называлась «недостаточная практическая пригодность» норм. Это свидетельствует о до сих пор лишь недостаточно ясном понимании того, что не может быть соглашений без соблюдения требований Закона о соглашениях.
г) Законодатель должен внимательно следить за дальнейшим развитием. Если судебная практика в дальнейшем будет в существенном объеме выходить за рамки правовых норм, и Закона о соглашениях будет недостаточно, чтобы ликвидировать установленный дефицит в исполнении, законодатель должен будет подходящими мерами противодействовать неправильному развитию. Если этого не сделать, возникнет антиконституционная ситуация.
- Оспоренные конституционными жалобами решения специализированных судов не соответствуют предписаниям Основного закона о соглашениях в уголовном процессе.
а) Решения, оспоренные заявителями в процессах 2 BvR2628/10 и 2 BvR2883/10, нарушают права заявителей на справедливое судопроизводство, соответствующее принципу правового государства, и их свободу от самообвинения. Соглашение, как правило, только тогда согласуется с принципом справедливого судопроизводства, когда обвиняемому перед заключением соглашения разъяснено о его ограниченной обязательной силе для суда. Если сделанное с нарушением обязанности разъяснения признание включается в решение, то это решение базируется на нарушении основного права, если только не может быть исключена причинно-следственная связь между нарушением обязанности разъяснения и признанием, поскольку обвиняемый сделал бы признание также и при надлежащем разъяснении. Об этом ревизионный суд должен сделать конкретные выводы.
б) Решение земельного суда, оспоренное в процессе 2 BvR2155/11, уже постольку нарушает конституционно-правовой принцип виновности, поскольку земельный суд вынес обвинительный приговор в отношении заявителя в значительной мере на основании непроверенного формального признания. Кроме того, решение базируется на соглашении, которое недопустимым образом распоряжалось обвинительным вердиктом.
В данном случае также явно превышена граница к антиконституционному нарушению свободы от самообвинения. Земельный суд связал – саму по себе чрезмерную – разницу между двумя границами наказания дополнительно еще и с обещанием условного осуждения, которое вообще было возможно только на основе изменения пределов наказания применительно к менее тяжкому случаю.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде