§ 37. Право быть заслушанным в суде (ст. 103 абз. 1 Основного закона)

196. BVerfGE 9, 89

(Gehor bei Haftbefehl / Заслушивание при постановлении об аресте)

  1.  В случае распоряжения о предварительном заключении ссылка на последующее заслушивание обвиняемого соответствует Основному закону. Это действует также и для инстанции, рассматривающей жало­бу. При этом допустима ограничительная интерпретация § 308 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса для жалобы прокуратуры, если этого требует рациональное применение закона.
  2.  Если Высший земельный суд по жалобе прокуратуры принимает без предварительного заслушивания обвиняемого постановление об аресте, отклоненное или отмененное в нижестоящей инстанции, то он должен предоставить обвиняемому возможность высказать свои возражения и должен принять решение с их учетом. На это следует указать обвиняе­мому в соответствии с § 115 Уголовно-процессуального уложения.

Решение Первого Сената от 8 января 1959 г.

— 1 BvR396/55 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

A.

  1. В ходе предварительного расследования дела против заявительницы в связи с несколькими случаями мошенничества и клеветы Участковый суд г. Швебиш-Халля вынес 3 сентября 1955 г. постановление об аресте, осно­вываясь на опасении, что обвиняемая, находясь на свободе, будет препят­ствовать установлению истины по делу. По жалобе обвиняемой Земель­ный суд в г. Хайлбронне 8 сентября 1955 г. отменил это постановление, [.]

16 сентября 1955 г. Высший земельный суд в г. Штутгарте отменил ре­шение земельного суда и оставил в силе постановление участкового суда от 3 сентября 1955 г. об аресте. […]

Ни защитникам, ни самой заявительнице не было сообщено о после­дующей жалобе прокуратуры.

[…]

B.

[…]

I.

Поставленный заявительницей вопрос, должен ли суд, который рассма­тривает жалобу и хочет вынести отклоненное нижестоящим судом поста­новление об аресте, заслушать обвиняемого до принятия этого решения, требует некоторых принципиальных соображений о значении заслушива­ния в суде в целом и о заслушивании обвиняемого при принятии постанов­ления об аресте в рамках Уголовно-процессуального уложения в частности.

  1. Возведенное в ст. 103 абз. 1 Основного закона в ранг основных прав право быть заслушанным в суде является следствием действия принципа правового государства в сфере судопроизводства. Задача судов выносить окончательное правовое решение по конкретным жизненным обстоя­тельствам не может быть в любом случае разрешена без заслушивания участвующих сторон. Поэтому такое заслушивание является, прежде всего, предпосылкой правильного решения. Кроме того, достоинство че­ловека требует того, чтобы власть не на скорую руку распоряжалась его правом; человек должен быть не только объектом судейского решения, ему должно быть предоставлено слово до принятия решения, которое затрагивает его права, чтобы он имел возможность повлиять на процесс и его результат (BVerfGE 7, 53 [57]; 7, 275 [279]).

Право обвиняемого быть заслушанным уже давно признано как прин­цип в процессуальном праве, широко применяется и учитывается; отдель­ные процессуальные кодексы конкретизировали этот принцип с точки зре­ния объема и формы. При этом он должен был быть согласован с другими принципами, вытекающими из внутреннего смысла конкретного вида производства. Возведение принципа заслушивания в суде в ранг основ­ного права не могло ничего изменить в легитимности таких противопо­ложных интересов и в необходимости найти баланс между ними и инте­ресом затронутого лица в том, чтобы быть заслушанным. Его включение в Основной закон должно было исключить возможность злоупотреблений в судебном процессе, какие имели место при национал-социалистическом режиме, и восстановить веру народа в беспристрастное судопроизвод­ство. Но смыслом нормы ст. 103 абз. 1 Основного закона не может быть то, чтобы просто так сбросить тщательно продуманное взвешивание и сопо­ставление различных, подлежащих учету в разных видах процесса инте­ресов и основанные на них ограничения принципа заслушивания в суде.

Статья 103 абз. 1 Основного закона, таким образом, исходит из того, что более детальное развитие принципа заслушивания в суде должно быть доверено отдельным процессуальным кодексам. Поскольку процес­суальные кодексы, действовавшие на момент вступления в силу Основно­го закона, в целом соответствовали требованиям правового государства в отношении принципа заслушивания в суде, то при толковании ст. 103 абз. 1 Основного закона – как и при толковании возведенного в ст. 103 абз. 3 в ранг основного права запрета двойного наказания (ne bis in idem, сравн. BVerfGE 3, 248 [252]) – следует исходить из общей доконституционно-правовой картины процессуального права.

[…]

  • Поскольку заслушивание в суде должно предоставить затронутому лицу возможность повлиять на предстоящее судебное решение, то, как правило, целесообразным является только предварительное заслушива­ние. Присущие, как правило, судебным решениям окончательность и неиз­менность приговора прежде всего вынуждают к тому, чтобы заслушивать участников перед тем, как будет принято финальное решение, как это имеет место в случае окончательных решений и подобных им решений, завершаю­щих процесс, обладающих, прежде всего, материальной правовой силой.

Однако судам обычно передаются также задачи, при которых речь идет не об окончательной правовой оценке обстоятельств дела, а о пред­варительных мерах для регулирования временного состояния или для временного обеспечения частных или публичных прав;

[…]

Обеспечение находящихся под угрозой интересов может, однако, де­лать необходимым незамедлительное вмешательство, которое не только не допускает разъяснения обстоятельств, но даже исключает предвари­тельное заслушивание затронутого лица; ведь может быть даже необхо­димым, когда на кону стоят очень важные интересы, отказаться от в сущ­ности возможного заслушивания затронутого лица, чтобы не предупре­дить его (сравн. BVerfGE 7, 95 [99]). Именно подключение судьи делает возможным принимать подобные постановления без предварительного заслушивания противной стороны. Но поскольку при этом речь всегда идет о вмешательстве в права затронутого лица, то исключение из прин­ципа предварительного заслушивания может быть допустимо только тогда, когда имеет место неотложность, чтобы не навредить цели соот­ветствующей меры. В связи с этим перед законодателем встает задача установить по возможности узкие рамки для вмешательства без предва­рительного заслушивания. Кроме того, принцип правового государства требует, чтобы затронутое лицо в этом случае получило возможность, как минимум, впоследствии защитить себя от назначенной меры.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде