172. BVerfGE 107, 339
(NPD-Verbotsverfahren / Производство по делу о запрете Национал- демократической партии Германии [НДПГ])
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 22/2003 от 18 марта 2003 г.
Решение от 18 марта 2003 г.
— 2 BvB 1/01, 2 BvB 2/01, 2 BvB 3/01 —
Прекращение производства по делу о запрете НДПГ
Второй Сенат Федерального Конституционного Суда прекратил сегодня производство по делу о запрете НДПГ.
Обстоятельства дела: Основанная в 1964 г. НДПГ (ответчик по заявлениям) получала в период между 1966 и 1968 гг. на выборах в некоторые ландтаги между 5,8 и 9,8 % голосов. В 1969 г. она достигла своего наилучшего результата при выборах в Бундестаг, получив 4,3 % вторых голосов. С тех пор партия не получала на выборах в ландтаги и Бундестаг ни одного мандата. На выборах в Бундестаг в 1998 и 2002 гг. она получила соответственно 0,3 и 0,4 % поданных действительных вторых голосов и на последних европейских выборах в 1999 г. 0,4 % поданных действительных голосов. По ее собственным данным, в 1996 г. в партии насчитывалось еще свыше 3240 членов. После избрания Удо Фойгта председателем партии в марте 1996 г. число ее членов увеличилось к 2001 г. до 6500.
30 января и 30 марта 2001 г. Федеральное правительство, Бундестаг и Бундесрат (заявители) направили в Федеральный Конституционный Суд заявления о признании антиконституционности ответчика и роспуске его партийной организации. Они считали его деятельность неконституционной. В целях партии и действиях ее членов, по мнению заявителей, проявляется стремление нанести ущерб свободному демократическому общественному порядку. В целом она демонстрирует национал-социалистические, антисемитские, расистские и антидемократические элементы. Ответчик считает заявления недопустимыми и необоснованными.
1 октября 2001 г. Сенат принял решение провести устное разбирательство. В январе 2002 г. Сенат получил данные о том, что один из функционеров ответчика, чьи высказывания неоднократно приводились в обоснование требований о запрете, является осведомителем земельной службы по защите Конституции. В дальнейшем заявители пояснили, что через осведомителей службы по защите Конституции осуществляется надзор за деятельностью ответчика. Осведомители имелись и в правлениях партии.
После того как Сенат вместе с участниками процесса рассмотрел 8 октября 2002 г. вопросы, связанные с наблюдением спецслужб за ответчиком, последний потребовал прекращения производства по делу. Заявители могли обладать возможностью через своих осведомителей получить сведения о внутренних планах ответчика по ведению процесса. Поэтому с позиций правового государства является недопустимым дальнейшее производство по делу о запрете НДПГ. Заявители пояснили, что недопустимый сбор сведений о процессуальной стратегии ответчика не имел места. Для процесса препятствий не имеется. Что касается дальнейшей истории процесса, то дается ссылка на сообщение для печати № 15/2003 от 26 февраля 2003 г.
- Решение Сената строится на следующих основаниях:
Производство не может быть продолжено, поскольку требование ответчика о прекращении производства не получило необходимого для его отклонения квалифицированного большинства в две трети. Четверо судей считают, что нет препятствия для процесса. Трое судей придерживаются мнения, что имеется неустранимое препятствие для процесса.
Согласно § 15 абз. 4 ФЗКС для принятия негативного для ответчика решения в производстве по делу о запрете партии в любом случае необходимо большинство в две трети членов Сената. Минимум шесть из восьми входящих в Сенат судей должны разделять негативное для ответчика решение. Негативным является, по общему правилу, любое решение, которое может ухудшить или иным образом отрицательно повлиять на правовую позицию ответчика.
Отклонение требования о прекращении производства является негативным для ответчика решением. Уже из формулировки нормы § 15 абз. 4 ФЗКС ясно следует, что необходимо квалифицированное большинство, чтобы отклонить требование о прекращении производства по причине наличия препятствия для процесса; она предписывает для принятия негативного решения «в любом случае» большинство в две трети членов Сената. К тому же требование квалифицированного большинства отвечает особому конституционно-правовому положению политических партий и гарантии их усиленной защиты. Поскольку партии в результате установления их антиконституционности и роспуска их организации лишаются возможности свободно влиять на формирование политической воли народа, то негативное для партии судебное решение в ходе производства по делу о запрете нуждается в особой легитимации. Цель указанной нормы в любом случае охватывает также решения о наличии неустранимого препятствия для процесса. Если бы Федеральный Конституционный Суд отклонил требование о прекращении производства, поскольку нет препятствия для производства, тогда следовало бы продолжить производство по делу о запрете партии и провести устное разбирательство. В этом состояло бы особое бремя для затронутой партии. Меньшинство из трех судей разделяет мнение, что в силу вмешательства государства в деятельность руководства ответчика, а также в создание образа партии, положенного в основу требования о запрете, существует неустранимое препятствие для продолжения производства по делу. Принимая во внимание необходимость квалифицированного большинства, следует постановить, что требования о запрете партии не могут иметь успех. Поэтому продолжение производства по делу не отвечало бы принципу правового государства, и нельзя этого требовать от ответчика.
Решение о прекращении производства является процессуальным решением, а не решением по существу дела. Поэтому правовые мнения меньшинства и большинства судей не обладают обязательной силой.
- Судьи Хассемер, Бросс и Остерло придерживаются мнения, что имеется неустранимое препятствие для производства по делу.
В производстве по делу о запрете партии в нарушение принципа правового государства не было соблюдено строгое требование свободы ответчика от государства. Этот недостаток является неустранимым. В настоящее время также не усматриваются причины, которые могли бы все- таки в порядке исключения оправдать продолжение производства по делу о запрете партии. Конкретно трое судей заявили следующее:
а) При проведении судебных процессов действуют минимальные требования, вытекающие из принципа правового государства: ни одна государственная процедура не может быть проведена односторонне с ориентацией только на определенную законом цель этой процедуры, необходим учет возможных противостоящих конституционных требований и возможной непропорциональной стоимости одностороннего преследования этой цели с точки зрения правового государства. Реализация любого государственного процессуального интереса должна быть оправдана в конфликте с противостоящими конституционными правами, принципами и требованиями как имеющая приоритет в соответствии с принципом соразмерности. При этом в производстве по делу о запрете партии Федеральный Конституционный Суд занимает позицию гаранта обеспечения требований правового государства. Признание наличия процессуального препятствия, ведущего к незамедлительному прекращению производства, может иметь место только как ultima ratio (крайняя мера) против возможных правовых последствий нарушения Конституции и при следующих условиях: должно присутствовать значительное нарушение Конституции. Оно наносит – с позиции правового государства – неустранимый ущерб проведению процесса, в связи с чем его продолжение является недопустимым с точки зрения правового государства, в том числе несмотря на государственный интерес в действенной защите от опасностей, исходящих от возможной антиконституционной деятельности партии.
Наблюдение за политической партией через осведомителей государственных органов, которые работают как члены ее федерального или земельного правления, непосредственно перед или во время проведения процесса по делу о запрете партии является, как правило, несовместимым с требованиями правового государства к такому процессу. Присутствие государства в руководстве партии делает неизбежным воздействие на формирование ее воли и ее деятельность. В рамках производства по делу о запрете партии происходит решительное ослабление позиции партии как ответчика перед Федеральным Конституционным Судом, если члены ее руководства вынуждены бороться внутри себя с противостоящими друг другу требованиями лояльности к государственному заказчику и к находящейся под наблюдением партии. Для подобного действия достаточно простого существования «связующих» лиц с «двойственной функцией», которые находятся в правовой и фактической связи как с государством, так и с партией. Фактическое информирование заявителей о процессуальной стратегии партии в производстве по делу о ее запрете не имеет значения.
С учетом указанного производство по делу о запрете партии в Федеральном Конституционном Суде требует максимум правовой определенности, прозрачности, предсказуемости и достоверности процесса. Это относится и к подлежащему рассмотрению фактическому материалу. Чтобы Федеральный Конституционный Суд смог выполнить задачу по проведению процесса, отвечающего требованиям правового государства, уполномоченные на предъявление заявления конституционные органы должны признавать и выполнять возложенные на них процессуальные обязательства. Они должны тщательной подготовкой создать необходимые предпосылки для проведения процесса по делу о запрете партии и исключить возможность того, чтобы как часть образа антиконституционной партии были представлены лица с их высказываниями, которые поддерживают или поддерживали разведывательные контакты с государственными органами, не заявляя об этом и не предавая огласке связанные с этим проблемы причисления.
Ответ на вопрос, приведет ли нарушение этих требований к организации производства по делу к неустранимому с позиции правового государства ущербу, нельзя дать в общем и абстрактном виде. Ответ зависит от конкретной процессуальной ситуации и ситуации с опасностями, которые могут возникнуть при возможном прекращении производства. При наличии неустранимого с позиции правового государства недостатка производство по делу может быть продолжено лишь в совершенно необычной ситуации с опасностями. Для общей оценки имеет значение тот факт, что прекращение производства по делу о запрете партии не является окончательным решением по вопросу о допустимости последующих заявлений о запрете. Новые заявления остаются возможными без ограничений; они, в частности, не должны «опираться на новые факты».
б) Этим конституционно-правовым требованиям не соответствуют форма и интенсивность слежки ведомств по охране Конституции за ответчиком. О свободе от государства руководящих органов ответчика после начала производства по делу о запрете партии не может быть и речи. Все члены Сената убеждены в том, что непосредственно до и даже после поступления от Федерального правительства заявления о запрете партии имели место разведывательные контакты с членами федерального и земельных правлений ответчика. По данным заявителей, среди руководства партии есть осведомители, количество которых по состоянию на три выбранных дня составляло менее пятнадцати процентов. В земельных правлениях было в среднем один-два осведомителя. На уровне федерального правления разведывательные контакты федерации в любом случае продолжались и после предъявления заявления о запрете. Контакт с осведомителем и членом федерального правления был прекращен только по прошествии длительного времени после поступления всех трех заявлений о запрете партии. Кроме того, в период с 1996 по 2002 гг. НДПГ была объектом постоянного наблюдения со стороны ведомств по охране Конституции в Баварии, Берлине и Гессене. Наконец, уже после подачи заявлений о запрете состоялся вербовочный контакт с членом федерального правления ответчика, чтобы следить за ответчиком на уровне руководства.
Несомненно, что обоснования заявлений в существенном объеме опираются на высказывания членов ответчика, которые действуют или действовали как осведомители для государственных органов, без того чтобы это было открыто сделано или могло бы еще быть сделано предметом рассмотрения в рамках процесса.
О какой-либо особой исключительной ситуации, которая могла бы оправдать массивное государственное присутствие на руководящем уровне ответчика уже после поступления заявлений о запрете, заявители не сообщают, и суд такой ситуации тоже не усматривает. Не существует также никакого оправдания тому, что обоснования заявлений в значительной мере базируются на высказываниях руководящих членов партии, которые одновременно с этим или несколько ранее также действовали как осведомители на службе у государственных органов. Отсутствуют также основания для обусловленной какими-либо опасностями необходимости в спешке, которая могла бы помешать тщательной подготовке заявлений.
- Судьи Зоммер, Йенч, Ди Фабио и Меллингхофф придерживаются мнения, что не существует препятствия для процесса. Они считают необходимым продолжение производства по делу о запрете партии.
Процессуальные препятствия, которые стоят на пути рассмотрения дела с целью разрешения его по существу, присутствуют лишь в особых исключительных случаях, в которых больше не существует достойного признания интереса в проведении судебного производства в данной конкретной ситуации, и продолжение процесса больше не является допустимым с позиции правового государства. Суды, по общему правилу, не могут уклониться от осуществления правосудия, если только писаное процессуальное право или другие императивные основания не делают невозможным решение дела по существу. Если суд отказывается от принятия решения по существу из-за допущения наличия не определенного законом процессуального препятствия, то тем самым он закрывает предписанный с позиции правового государства путь к судебной защите с тем последствием, что теперь нельзя установить удовлетворительным образом, что соответствует праву. Поэтому для допущения наличия процессуального препятствия следует применять строгий масштаб. Суд должен исчерпать все свои возможности, чтобы устранить фактические и правовые препятствия для принятия решения по существу. В процессе по делу о запрете партии против ответчика до сих пор не установлены никакие обстоятельства, которые делают продолжение производства в его целостности фактически невозможным или несоразмерным в правовом плане. Разведывательное наблюдение за ответчиком не создает процессуальное препятствие ни с учетом принципа свободы партии от государства, ни из-за вопроса о допустимости представленных сведений расследования, ни в связи с обязанностью гарантировать справедливое судебное разбирательство. В связи с этим четверо судей указали следующее:
Совершенно не усматривается государственное внешнее управление деятельностью ответчика в таком объеме, чтобы его политический портрет перестал быть результатом открытого общественного процесса формирования воли. В случае содержательного и программного внешнего управления из этого не вытекает процессуальное препятствие. Ответчик, скорее, потерял бы свое партийное качество, так что заявление о запрете в решении по существу дела следовало бы отклонить как недопустимое.
Что касается допустимости сведений расследования, то Федеральный Конституционный Суд в производстве по делу о запрете партии должен использовать все процессуально предусмотренные средства для выяснения фактических обстоятельств. Обязанность суда по выяснению обстоятельств не разрешает Федеральному Конституционному Суду прервать процесс без дальнейшей проверки только из-за возможного опосредованного влияния государства через осведомителей на высказывания или способы поведения в рамках партийной деятельности. Обстоятельства, существенные для принятия решения по существу, должны быть установлены в ходе публичного устного разбирательства с использованием средств сбора и исследования доказательств и с предоставлением возможности быть заслушанным в суде.
Процессуальное препятствие не вытекает также из принципа справедливого судебного разбирательства. Чтобы допустить нарушение этого принципа, следовало бы уже сейчас позитивно установить, что концепция поведения ответчика в судебном процессе разведана уже настолько, что это делает невозможной надлежащую правовую защиту. Простая видимость или абстрактная опасность секретного сбора информации не являются достаточными для этого. Не существует оснований для утверждения, что вследствие разведывательного наблюдения за ответчиком со стороны государственных органов ответчику были созданы препятствия для его надлежащей защиты в производстве по делу о запрете. Не заявлялось и не видно из материалов, что заявители узнали об обстоятельствах, которые касаются планов ответчика в отношении его поведения в процессе по делу о запрете. Также нельзя утверждать, что был нанесен ущерб эффективности средств защиты ответчика.
Даже если бы дело дошло до получения информации о поведении функционеров и представителей ответчика, принимающих серьезное участие в процессе, то продолжение производства по делу о запрете партии лишь тогда нарушило бы принципы правового государства, когда нанесенный ущерб перевешивает конкретную превенционную цель производства по делу о запрете партии. Чтобы обосновать наличие процессуального препятствия, возможный правовой ущерб должен быть такого рода и такого веса с учетом целей и значения процесса, что продолжение судебного производства было бы несоразмерным. Это требует для производства по делу о запрете партии не только абстрактно определить значение нормы ст. 21 абз. 2 Основного закона, но и дать оценку конкретной опасности, которая исходит от политической партии для защищенных этой нормой правовых ценностей. Такая оценка предполагает расследование обстоятельств дела и исследование доказательств применительно ко всем важным для этой оценки обстоятельствам. Окончание процесса без этой оценки противоречит специальной обязанности Федерального Конституционного Суда по судебной защите в производстве по делу о запрете партии.
Задача Федерального Конституционного Суда по предупреждению требует выяснения конкретного масштаба опасности для правовых ценностей, защищаемых ст. 21 абз. 2 Основного закона, когда процесс должен быть прекращен без решения по существу дела. Выяснен должен быть также и вопрос, не происходят ли посягательства на достоинство человека типичным для партии организованным образом. Если от политической партии исходит конкретно доказуемая угроза для существования свободного конституционного государства, то Федеральный Конституционный Суд имеет право рассматривать любые возможные нарушения общего принципа справедливого судебного разбирательства как не имеющие преимущества при оценке. Необходимое всеобъемлющее выяснение фактических обстоятельств Федеральный Конституционный Суд может и должен осуществить сам на основе принципа исследования. Суд не может с самого начала отказываться от исследования важных для решения фактов, ссылаясь на противостоящий интерес по сохранению тайны или на особую процессуальную ответственность участников.
При оценке того, нарушают ли процессуальные недостатки в производстве по делу о запрете партии принцип справедливого судебного разбирательства, следует в необходимом объеме учитывать интересы превентивной защиты Конституции. Конституционно-правовая обязанность государственных органов расследовать антиконституционные устремления и в случае необходимости предпринимать меры против них не может быть, по общему правилу, отменена в связи с началом производства по делу о запрете партии. Именно защита индивидуальных правовых ценностей, таких как достоинство, жизнь и здоровье, являющаяся задачей государственных органов, может в силу Конституции требовать продолжения разведывательного наблюдения в приемлемой форме независимо от производства по делу о запрете партии. Принципы правового государства не требуют того, чтобы на время процесса мириться с рисками для охраняемых правовых ценностей, тем более в отношении не принимающих участие в процессе третьих лиц.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде