169. BVerfGE131, 316

(Landeslisten / Земельные списки)

Федеральный Конституционный Суд

– Пресс-служба –

Сообщение для печати Nr. 58/2012 от 25 июля 2012 г.

Решение от 25 июля 2012 г.

— 2 BvF 3/11, 2 BvR2670/11, 2 BvE9/11 —

Новое регулирование процедуры распределения мест при выборах в германский Бундестаг противоречит Конституции

Второй Сенат Федерального Конституционного Суда в обнародован­ном сегодня решении указал, что установленный изменениями в Законе о выборах новый порядок распределения депутатских мест в германском Бундестаге нарушает принцип равенства и непосредственности выборов, а также равенство шансов партий. Это, в первую очередь, касается рас­пределения мест среди представителей земель в рамках земельных кон­тингентов в соответствии с численностью избирателей (предл. 1 абз. 1 § 6 Закона о выборах), поскольку это способствует эффекту отрицательного веса голоса. Помимо этого, принципы равенства прав избирателей и ра­венства шансов партий нарушены и тем, что согласно абз. 2а § 6 Закона о выборах выделяются дополнительные мандаты, а также тем, что абзац 5 § 6 Закона о выборах в определенной степени допускает некомпенсируемое распределение дополнительных мандатов, искажающее основопола­гающий характер выборов Бундестага, как пропорциональных выборов.

Сенат объявил ничтожными нормы предл. 1 абз. 1 § 6 и абз. 2а § 6 За­кона о выборах и противоречащей Конституции норму о некомпенсируемом распределении дополнительных мандатов (абз. 5 § 6 Закона о выбо­рах). Таким образом, отсутствует действующее регулирование процедуры распределения мест при выборах в германский Бундестаг. Действующие до сих пор нормы не функционируют, поскольку Федеральный Конститу­ционный Суд решением от 3 июля 2008 г. (BVerfGE121, 266) также объ­явил их противоречащими Конституции, но продолжающими действо­вать только на переходный период, который уже истек.

О фактических обстоятельствах, лежащих в основе трех связанных друг с другом процессов, информирует Сообщение для печати № 28/2012 от 7 мая 2012 г. С ним можно ознакомиться на сайте Федерального Кон­ституционного Суда.

Решение основано, главным образом, на следующих соображениях:

При выборах германского Бундестага распределение мандатов между партиями в соответствии с количеством поданных за них голосов изби­рателей не должно, по общему правилу, вести к тому, чтобы количество мест определенной партии в противовес ожиданиям коррелировало бы с количеством голосов, поданных в пользу этой или другой конкурирую­щей партии (эффект отрицательного веса голоса). Такие противоречащие здравому смыслу взаимосвязи между поданными голосами и полученным результатом выборов не только нарушают равенство прав избирателей и равенство шансов партий, но и противоречат принципу непосредствен­ности выборов, поскольку избиратели лишаются возможности оценки того, каким образом отданные ими голоса окажут влияние на успех или неудачу кандидатов. Процедура распределения мест не соответствует Конституции в том случае, если она ведет к такому эффекту не только в редких и неизбежных исключительных случаях.

Предложение 1 абз. 1 § 6 Закона о выборах предусматривает, что каж­дой земле отводится количество мест, пропорциональное численности избирателей, за которые конкурируют земельные списки партий, при­нимавших участие в выборах в данной земле. Формирование земельных контингентов мест пропорционально числу избирателей делает возмож­ным эффект отрицательного веса голоса, поскольку количество мест, причитающихся той или иной земле, определяется не по какой-то фик­сированной еще до выборов величине, например, по количеству населе­ния или имеющих право голоса граждан, а связано лишь с числом лиц, принимавших участие в выборах. Эффект отрицательного веса голоса способен проявиться там, где прирост вторых голосов за земельный спи­сок определенной партии не влияет на количество полученных ею мест, поскольку дополнительных голосов не хватает для получения еще од­ного места или потому что по результатам подсчета первых голосов зе­мельный список партии уже получил больше мандатов в избирательном округе, чем ему причиталось мандатов по партийному списку, но при этом сопровождающееся приростом вторых голосов увеличение коли­чества проголосовавших приводит к увеличению земельного контин­гента на одно место. В этом случае дополнительное место, полученное этой землей, может отойти земельному списку конкурирующей партии, или же земельный список этой же партии в другой земле может потерять одно место. Соответственный результат может получиться и в обратной ситуации, когда потеря второго голоса земельным списком одной из пар­тий не повлияет на количество полученных ею мест, но связанное с этим уменьшение участвовавших в выборах избирателей приводит к уменьше­нию на одно место земельного контингента. С наступлением подобного эффекта нужно считаться всегда там, где – чего следует ожидать с вы­сокой степенью вероятности – изменение количества вторых голосов сопровождается соответствующим изменением количества участвовав­ших в выборах избирателей, например в случае, если избиратели не при­няли участие в выборах.

С эффектом отрицательного веса голоса нельзя примириться хотя бы потому, что его невозможно конкретно предвидеть и отдельный изби­ратель практически не может на него повлиять. Потому как результаты выборов, имеющие объективно произвольный характер, представляют избирателям демократическую конкурентную борьбу за голоса как про­тиворечащую здравому смыслу. Кроме того, эффект отрицательного веса голосов не является неизбежным следствием связанной с выбором кон­кретных лиц системы пропорциональных выборов в списочных избира­тельных округах на земельном уровне при отказе от связанности списков на федеральном уровне. Законодатель не ограничен в том, чтобы пресечь эти причинные связи в рамках установленной им системы выборов тем, что он при распределении земельных контингентов в качестве основы для определения земельных контингентов вместо количества участво­вавших в выборах избирателей будет использовать количество населе­ния или число лиц, имеющих право голоса.

Наделение дополнительными мандатами в соответствии с § 6 абз. 2а Закона о выборах также нарушает принципы равенства прав избирате­лей и равенства шансов партий на успех. Данное регулирование направ­лено на компенсацию потерь от округления при распределении мест на земельном уровне в рамках федерального подсчета (т. н. использова­ние остаточных голосов).

Не каждый избиратель может влиять на распределение данных допол­нительных мест в Бундестаге с одинаковыми шансами на успех. Так как использование остаточных голосов предоставляет лишь некоторой части избирателей дополнительные шансы повлиять на распределение мандатов. Такой неравный подход является неоправданным. Преследуемая законо­дателем цель, заключающаяся в устранении неравенства шансов, возни­кающих при распределении мест на земельном уровне, является с консти­туционно-правовой точки зрения допустимой. Но данное регулирование не пригодно для достижения этой цели. Оно лишь односторонне учитывает вопрос потерь от округления в земельных списках партий и оставляет без внимания вопросы получения выгод от такого округления. Хотя благодаря этому голоса, не имевшие до этого момента отношения к получению ман­дата, могут при известных обстоятельствах повлиять на распределение мандатов, однако сравнительно более значительный вес голосов, до сих пор превышавших норму, останется без изменения. Тем самым дополни­тельные мандаты распределяются не с целью достижения равенства веса голосов. Это регулирование также не пригодно для устранения искажения равенства веса голосов, связанного со сверхнормативными мандатами.

Норма § 6 абз. 5 Закона о выборах относительно сверхнормативных мандатов нарушает принципы равенства прав избирателей и равенства шансов партий на победу в той мере, в какой некомпенсируемые сверх­нормативные мандаты допускаются в таком объеме, который может подо­рвать основополагающий характер выборов в Бундестаг как пропорцио­нальных выборов. Это будет иметь место в том случае, если число сверх­нормативных мандатов превысит приблизительно половину количества депутатов, необходимого для формирования фракции.

Установленная законодателем система выборов имеет – без ущерба для прямых выборов кандидатов в избирательных округах по мажори­тарному принципу простого большинства – основополагающий харак­тер пропорциональных выборов. Так как путем зачисления прямых ман­датов из избирательных округов в соответствующие партийные списки мандатов общее число мест распределяется между партиями таким об­разом, чтобы число мест соответствовало сумме отданных за них вторых голосов, в то время как первые голоса решают лишь то, какие конкретно кандидаты войдут в Бундестаг как депутаты от данного избирательно­го округа. Если количество полученных определенной партией в изби­рательных округах мест превысит число предназначенных для нее мест по результатам подсчета вторых голосов, то эти места все же остаются за партией. В этом случае общее число мест в Германском Бундестаге увеличивается на указанную разницу, без введения новой пропорцио­нальной компенсации.

Распределение сверхнормативных мандатов без компенсации или зачета означает неравное отношение к голосам избирателей в процес­се распределения мест, поскольку благодаря этому наряду со вторыми голосами также и первые голоса получают возможность влиять на рас­пределение мест в Бундестаге. Эта неодинаковая значимость голосов избирателей в принципе оправдана конституционно допустимой целью предоставления избирателю возможности выбирать конкретных канди­датов в рамках пропорциональной системы. Однако в установленной за­конодателем пропорциональной системе выборов, связанной с прямым выбором кандидатов, сверхнормативные мандаты допустимы лишь в том объеме, который не подрывает основополагающий характер пропорцио­нальной системы выборов.

При образовании сверхнормативных мандатов в количестве более по­ловины необходимых для формирования фракции нарушаются принципы равенства прав избирателей и равенства шансов партий. Эта величина ори­ентируется, с одной стороны, на установленный в Регламенте германского Бундестага кворум, необходимый для получения статуса фракции в коли­честве не менее пяти процентов членов германского Бундестага и, с другой стороны, учитывает волю законодателя, вновь подтвержденную в новом ре­гулировании о т. н. Берлинских вторых голосах (§ 6 абз. 1 предл. 4 послед­няя альтернатива Закона о выборах), по возможности ограничить влия­ние первых голосов на распределение мандатов по партийным спискам. С учетом необходимости предоставления надежной правовой основы для следующих выборов в Бундестаг и устранения риска роспуска парламента в ходе процедуры проверки результатов выборов Сенат считает целесооб­разным объединение правовых оценок в удобном для использования стан­дарте, на который законодатель сможет опираться. Из этого следует, что максимально допустимая величина сверхнормативных мандатов не дол­жна превышать примерно 15.

С учетом фактического развития ситуации со сверхнормативными мандатами, количество которых после воссоединения страны сильно увеличилось и в последнее время достигло существенной величины, и принимая во внимание изменившиеся политические отношения, ко­торые во все большей степени способствуют росту числа сверхнорма­тивных мандатов, следует с высокой вероятностью ожидать, что общее количество сверхнормативных мандатов в обозримом будущем будет регулярно превышать допустимый в конституционно-правовом отно­шении предел. В связи с этим законодателю следует принять предупре­дительные меры по пресечению такого роста некомпенсируемых сверх­нормативных мандатов.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде