166. BVerfGE 98, 218

(Rechtschreibreform / Реформа правописания)

1. На основании Конституции государство не ограничено в принятии правил относительно правописания немецкого языка для целей препо­давания в школах. Основной закон также не содержит общего запрета организационного вмешательства в вопросы орфографии.

[…]

Решение Первого Сената от 14 июля 1998 г.

— 1 BvR 1640/97 –

[…]

  • Вопреки позиции заявителя принцип оговорки закона не обязы­вает принять подобное регулирование.

(а)       В соответствии с данным принципом деятельность государствен­ной власти в определенных основополагающих сферах должна быть ос­нована на формальном законе. Законодатель обязан самостоятельно принимать все важнейшие решения и не имеет права передавать их на разрешение иным субъектам правотворчества. В каких случаях пра­вотворчество должно осуществляться парламентом, определяется только исходя из конкретной сферы деятельности и особенностей конкретного предмета регулирования. Конституционные критерии оценки должны основываться на базовых принципах Основного закона, в частности, на закрепленных в нем основных правах человека (см. BVerfGE 40, 237 [248 и далее]; 49, 89 [126 и далее]; 95, 267 [307 и далее]). Термин «важ­нейшие», применяемый в контексте основных прав, означает, как прави­ло, «важнейшие для реализации основных прав» (см. BVerfGE 47, 46 [79] со ссылками на другие источники; 83, 130 [140]). Тот факт, что вопрос носит противоречивый характер с политической точки зрения, напро­тив, сам по себе не ведет к тому, что он на этом основании должен отно­ситься к важнейшим вопросам (см. BVerfGE 49, 89 [126]). Также следует учитывать, что закрепленные в абз. 2 ст. 20 Основного закона в качестве принципа организационные и функциональные различие и разделение властей имеют целью принятие по возможности правильных государ­ственных решений, т. е. принятие решений органами, которые с точки зрения организации, состава, функций и процедур обладают наилучши­ми условиями. Указанная цель не может быть подорвана посредством монизма властей в форме всеобъемлющей оговорки приоритета парла­мента (см. BVerfGE 68, 1 [86 и далее]).

(б)       Оговорка закона – при таких критериях – применяется и в сфе­ре школьного образования (ср. BVerfGE 34, 165 [192 и далее]; 41, 251 [259 и далее]; 45, 400 [417 и далее]; 47, 46 [78 и далее]; 58, 257 [268 и далее]). Требуется ли привлечение законодателя для принятия норм, и в какой степени, зависит, в общем, от того, в какой степени конкретными ме­рами затрагиваются основные права лиц, в отношении которых дан­ные меры будут применяться (ср. BVerfGE 58, 257 [274]). Конкретно в отношении предл. 1 абз. 2 ст. 6 Основного закона значение имеет ре­шение вопроса относительно смещения с материальной точки зрения границы в сторону обременения прав родителей в сфере конкуренции между закрепленными в абз. 1 ст. 7 Основного закона полномочиями государства в вопросах образования и воспитания и правом родите­лей на воспитание.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде