166. BVerfGE 98, 218
(Rechtschreibreform / Реформа правописания)
1. На основании Конституции государство не ограничено в принятии правил относительно правописания немецкого языка для целей преподавания в школах. Основной закон также не содержит общего запрета организационного вмешательства в вопросы орфографии.
[…]
Решение Первого Сената от 14 июля 1998 г.
— 1 BvR 1640/97 –
[…]
- Вопреки позиции заявителя принцип оговорки закона не обязывает принять подобное регулирование.
(а) В соответствии с данным принципом деятельность государственной власти в определенных основополагающих сферах должна быть основана на формальном законе. Законодатель обязан самостоятельно принимать все важнейшие решения и не имеет права передавать их на разрешение иным субъектам правотворчества. В каких случаях правотворчество должно осуществляться парламентом, определяется только исходя из конкретной сферы деятельности и особенностей конкретного предмета регулирования. Конституционные критерии оценки должны основываться на базовых принципах Основного закона, в частности, на закрепленных в нем основных правах человека (см. BVerfGE 40, 237 [248 и далее]; 49, 89 [126 и далее]; 95, 267 [307 и далее]). Термин «важнейшие», применяемый в контексте основных прав, означает, как правило, «важнейшие для реализации основных прав» (см. BVerfGE 47, 46 [79] со ссылками на другие источники; 83, 130 [140]). Тот факт, что вопрос носит противоречивый характер с политической точки зрения, напротив, сам по себе не ведет к тому, что он на этом основании должен относиться к важнейшим вопросам (см. BVerfGE 49, 89 [126]). Также следует учитывать, что закрепленные в абз. 2 ст. 20 Основного закона в качестве принципа организационные и функциональные различие и разделение властей имеют целью принятие по возможности правильных государственных решений, т. е. принятие решений органами, которые с точки зрения организации, состава, функций и процедур обладают наилучшими условиями. Указанная цель не может быть подорвана посредством монизма властей в форме всеобъемлющей оговорки приоритета парламента (см. BVerfGE 68, 1 [86 и далее]).
(б) Оговорка закона – при таких критериях – применяется и в сфере школьного образования (ср. BVerfGE 34, 165 [192 и далее]; 41, 251 [259 и далее]; 45, 400 [417 и далее]; 47, 46 [78 и далее]; 58, 257 [268 и далее]). Требуется ли привлечение законодателя для принятия норм, и в какой степени, зависит, в общем, от того, в какой степени конкретными мерами затрагиваются основные права лиц, в отношении которых данные меры будут применяться (ср. BVerfGE 58, 257 [274]). Конкретно в отношении предл. 1 абз. 2 ст. 6 Основного закона значение имеет решение вопроса относительно смещения с материальной точки зрения границы в сторону обременения прав родителей в сфере конкуренции между закрепленными в абз. 1 ст. 7 Основного закона полномочиями государства в вопросах образования и воспитания и правом родителей на воспитание.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде