§9. Всеобщее личное неимущественное право (Ст. 2 I Основного закона во взаимосвязи со ст. 1 I Основного закона)

20. BVerfGE 27, 1

(Mikrozensus / Репрезентативная статистика населения

и его за­нятости (Микроценз))

О соответствии репрезентативной статистики Конституции.

Решение Первого Сената от 16 июля 1969 г.

— 1 BvL 19/63 —

[…]

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Часть 3 § 1 и § 2 Закона о составлении репрезентативной статистики населения и занятости (Микроценз) от 16 марта 1957 г. (Сборник феде­рального законодательства Часть I предл. 213) в редакции закона от 5 де­кабря 1960 г. (Сборник федерального законодательства Часть I предл. 873) соответствовали положениям Основного закона, если было определено, что при составлении статистики на основе репрезентативной выборки, установленной в § 1 закона, учитывались факты нахождения в отпуске или на отдыхе.

ОСНОВАНИЯ

[…]

Б.

I.

1. Лицо, интересы которого были затронуты в исходном деле, про­живает на территории, определенной статистически-математическим способом и все жители которой подлежат опросу согласно Закону о ми­кроцензе. Она отказалась принять уполномоченного Баварского зе­мельного статистического ведомства и ответить на все 60 вопросов, указанных в белом бланке анкеты и в дополнительном желтом блан­ке анкеты.

[…]

В.

[…]

II.

[…]

  1. а) Согласно абз. 1 ст. 1 Основного закона человеческое достоинство неприкосновенно и должно пользоваться уважением и защитой со сто­роны всех органов государственной власти.

В системе ценностей Основного закона человеческое достоинство явля­ется наивысшей ценностью (BVerfGE 6, 32 [41]). Данная позиция отражена во всех положениях Основного закона, равно как и в абз. 1 ст. 2 Основного закона. Государство не вправе каким-либо образом, даже при помощи за­кона, нарушать человеческое достоинство или иным образом вторгать­ся в сферу свободы личности человека, нарушая рамки, установленные абз. 1 ст. 2 Основного закона. Тем самым Основной закон гарантирует от­дельному гражданину неприкосновенность частной жизни, выведенную за рамки государственного вмешательства (BVerfGE 6, 32 [41], 389 [433]).

б) В свете указанного человеческого образа каждый человек имеет право на социальную ценность и уважение в обществе. Простое превра­щение человека в объект в государстве противоречит человеческому до­стоинству (ср. BVerfGE 5, 85 [204]; 7, 198 [205]). Наличие права требования у государства о принудительной регистрации и каталогизации человека и всех аспектов его личности, даже в рамках анонимной статистической выборки, когда человек приравнивался бы к вещи, подлежащей учету (ин­вентаризации), не совместимо с человеческим достоинством.

Подобное проникновение в частную жизнь посредством широкого доступа к личным отношениям своих граждан государству запрещено еще и потому, что для свободного и осознанного развития личности че­ловек должен располагать «внутренним пространством», в котором он «владеет собой», и «в котором он может уединиться, в которое нет до­ступа окружающему миру, в котором он оставлен в покое и может на­сладиться правом на одиночество» (Винтрих, Проблематика основных прав. 1957. стр. 15 и далее; см. также Дюриг в Маунц-Дюриг, Основной закон, изд. 2-е, номер на полях 37 к ст. 1). В указанную сферу государ­ство может вторгаться при определенных обстоятельствах посредством ознакомления, пусть даже не оценочного, способного препятствовать свободному развитию личности вследствие психического давления при наличии вмешательства со стороны государства.

в) Однако не любой сбор данных о личности и жизни нарушает челове­ческое достоинство или посягает на право человека на самоопределение в сфере личной жизни. Будучи гражданином государства и членом обще­ства (ср. BVerfGE 4, 7 [15, 16]; 7, 198 [205]; 24, 119 [144]), каждый должен допускать необходимость сбора статистических данных о его личности в определенной мере, например при переписи населения, как условие для планового характера государственной деятельности.

Статистический опрос лица может восприниматься как нарушаю­щий достоинство и создающий угрозу праву на самоопределение, если он затрагивает сферу частной жизни человека, являющуюся интимной по своей природе, и, тем самым, объявляет эту внутреннюю сферу мате­риалом, поддающимся и подлежащим статистическому охвату. В этом смысле и в государстве современного промышленного общества суще­ствуют преграды для административной «деперсонализации». Напро­тив, там, где статистический опрос касается лишь поведения человека во внешнем мире, он, как правило, не «охватывает» неприкосновен­ность частной сферы человеческой жизни. Это действует, во всяком случае, тогда, когда данные, ввиду анонимности их обработки, утра­чивают связь с личностью. Условием для этого является достаточное обеспечение анонимности.

[…]

г)         В соответствии с этим вопрос о поездках во время отпуска и отды­ха не нарушил абз. 1 ст. 1, абз. 1 ст. 2 Основного закона.

Указанный опрос касался одной из сфер частной жизни. Однако он не принудил опрошенного к раскрытию интимной сферы жизни и не по­зволил государству наблюдать отдельные отношения, не доступные вне­шнему миру и в связи с этим являющиеся по своей природе «тайными».

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.