Конституция Коста-Рики

КОНСТИТУЦИЯ КОСТА-РИКИ.
7 ноября 1949 года
ЧАСТЬ I. РЕСПУБЛИКА
Глава единственная
Статья 1.
Коста-Рика – демократическая, свободная и независимая Республика.
Статья 2.
Суверенитет принадлежит исключительно Нации.
Статья 3.
Никто не может присваивать себе суверенитет; тот, кто это сделает, совершит предательство Родины.
Статья 4.
Ни одно лицо или собрание лиц не может взять на себя представительство народа, присвоить себе его права или выступать с петициями от его имени. Нарушение этой статьи должно рассматриваться как мятеж.
Статья 5.
Национальная территория расположена между Карибским морем, Тихим океаном и Республиками Никарагуа и Панама.
Границами Республики с Никарагуа являются границы, установленные договором Каньяс-Херес от 15 апреля 1858 года, ратифицированным Лаудо Клевеландом 22 марта 1888 года; границами же с Панамой являются границы, установленные договором Эчанди Монтеро-Фернандес Хаен от 1 мая 1941 года.
Остров Коко, расположенный в Тихом океане, составляет часть национальной территории.
Статья 6.
Государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в воздушном пространстве над своей территорией, в территориальных водах и над континентальным шельфом в соответствии с принципами международного права и действующими договорами.
Статья 7.
Никакая власть не может заключать пакты, договоры или конвенции, противоречащие суверенитету и независимости Республики. Тот, кто сделает это, будет судим за предательство Родины.
Любой договор или конвенция, заключенные исполнительной властью и касающиеся территориальной целостности или политической организации страны, требуют утверждения Законодательного собрания, причем за них должно голосовать не менее трех четвертей всех его членов и они должны быть одобрены двумя третями голосов членов Учредительного собрания, специально для этого созванного.

Статья 8.
Иностранные Государства могут приобретать на территории Республики, на основе взаимности, лишь недвижимую собственность, необходимую для пребывания их дипломатических представительств, не нарушая при этом соответствующих международных конвенций.
Статья 9.
Правительство Республики является народным, представительным, сменяемым и ответственным. Правление осуществляют три раздельные и друг от друга не зависимые власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Ни одна из властей не может делегировать выполнение функций, ей присвоенных.
Статья 10.
Распоряжения законодательной или исполнительной власти, противоречащие Конституции, абсолютно недействительны, равно как и акты тех, кто узурпирует государственные функции, а также назначения, сделанные без соблюдения законных требований.
Верховный суд большинством по крайней мере двух третей его членов, объявляет о неконституционности распоряжений законодательной власти и декретов исполнительной власти.
Закон укажет, какие суды призваны рассматривать вопрос о неконституционности других распоряжений исполнительной власти.
Статья 11.
Государственные служащие являются простыми представителями власти и не могут присваивать себе прав, которых, закон не предоставляет им. Они обязаны приносить присягу в соблюдении и исполнении настоящей Конституции и законов.
Привлечение их к уголовной ответственности за их действия производится публично.
Статья 12.
Запрещается существование армии в качестве постоянной организации.
Для охраны и поддержания общественного порядка создаются необходимые полицейские силы.
Только в силу соглашения со странами континента или для национальной обороны могут создаваться войска; и полиция и войска всегда будут подчинены гражданской власти; они не могут организовывать обсуждения, манифестации или выступать с заявлениями в индивидуальной или коллективной форме.
ЧАСТЬ II. КОСТАРИКАНЦЫ
Глава единственная
Статья 13.
Костариканцами по рождению являются:
1) ребенок, родившийся на территории Республики от отца или матери костариканцев;
2) ребенок от отца или матери костариканцев по рождению, родившийся за границей, если он зарегистрирован в таком качестве в органах регистрации актов гражданского состояния по желанию костариканского родителя, пока он несовершеннолетний, или по собственному желанию до исполнения двадцати пяти лет;
3) ребенок от родителей иностранцев, родившийся в Коста-Рике и зарегистрированный как костариканец по желанию кого-либо из его родителей, пока он несовершеннолетний, или по собственному желанию до достижения двадцати пяти лет;
4) ребенок неизвестных родителей, найденный в Коста-Рике.
Статья 14.
Натурализованными костариканцами являются:
1) те, кто приобрел этот статус в силу законов, изданных ранее;
2) граждане других стран Центральной Америки отличающиеся хорошим поведением и прожившие не менее одного года в Республике, заявившие в органах регистрации актов гражданского состояния о своем решении стать костариканцами;
3) испанцы или ибероамериканцы по рождению, получившие соответствующие удостоверения в органах регистрации актов гражданского состояния, при условии, что они прожили в стране в течение двух лет, предшествующих их просьбе;
4) граждане стран Центральной Америки, испанцы и ибероамериканцы, не являющиеся костариканцами по рождению, а также прочие иностранцы, домицилированные в Коста-Рике
не менее пяти лет, непосредственно предшествовавших их просьбе о натурализации, в соответствии с требованиями, указанными законами;
5) женщина иностранка, которая, вступив в брак с костариканцем, утратила свое гражданство или заявила о своем желании стать костариканкой;
6) все те, кто получит почетное гражданство от Законодательного собрания.
Статья 15.
Лицо, обращающееся с просьбой о натурализации, должно предварительно подтвердить свое хорошее поведение, удостоверить, что имеет специальность или известные средства существования, и обещать, что будет проживать в стране более или менее постоянно.
Необходимый для натурализации «домицилий» означает постоянное проживание и тесную связь с национальным обществом в соответствии с правилами, устанавливаемыми законом.
Статья 16
. Костариканское гражданство теряется:
1) в силу принятия другого гражданства;
2) когда натурализованный костариканец добровольно покидает территорию страны более чем на шесть лет подряд, если он не докажет, что в это время он был связан со страной.
Статья 17.
Утрата костариканского гражданства не распространяется ни на супруга, ни на детей. Приобретение гражданства распространяется на малолетних детей в соответствии с правилами, установленными законом.

Статья 18.
Костариканцы обязаны соблюдать Конституцию и законы, служить Родине, защищать ее и участвовать в государственных расходах.
ЧАСТЬ III. ИНОСТРАНЦЫ
Глава единственная
Статья 19.
Иностранцы имеют те же личные и социальные права и обязанности, что и костариканцы, за исключением и с ограничениями, устанавливаемыми настоящей Конституцией и законами.
Они не могут принимать участие в политической жизни страны, подчиняются юрисдикции судов и властям Республики и не могут прибегать к дипломатической защите кроме случаев, предусмотренных международными соглашениями.
ЧАСТЬ IV. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ
Глава единственная
Статья 20.
Все люди свободны в Республике; не может быть рабом человек, находящийся под защитой ее законов.
Статья 21.
Жизнь человека неприкосновенна.
Статья 22.
Каждый костариканец может переезжать и жить в любом месте Республики, а также за ее пределами, если только он не привлечен к ответственности, и возвращаться на родину, когда он сочтет это желательным.
Нельзя предъявлять костариканцам условия, препятствующие возвращению на родину.
Статья 23.
Жилище и все другие частные помещения граждан Республики неприкосновенны. Однако они могут подвергаться обыску с соблюдением условий, предписанных законом, на основании письменного приказа соответствующего судьи или для того, чтобы помешать совершению или безнаказанности преступления, или чтобы избежать серьезного ущерба для людей или для собственности.
Статья 24.
Частные документы и право письменного и устного общения жителей Республики неприкосновенны. Однако закон устанавливает случаи, когда суды могут подвергнуть секвестру, регистрации или просмотру частные документы, когда это совершенно необходимо для выяснения вопросов, направленных на их рассмотрение.
Равным образом закон установит случаи, когда компетентные должностные лица вправе проверять бухгалтерские книги и связанные с ними материалы в качестве необходимой меры в целях налогообложения.
Ссылки на изъятую корреспонденцию любого рода не могут иметь юридической силы.
Статья 25.
Жители Республики имеют право объединиться с законными целями. Никого нельзя заставить войти в какое-либо объединение.
Статья 26.
Все имеют право собираться мирно, без оружия как для личных дел, так и для обсуждения политических вопросов и рассмотрения общественного поведения должностных лиц.
Для собраний в частных помещениях не требуется предварительного разрешения.
Собрания в общественных местах регламентируются законом.
Статья 27.
Гарантируется свобода петиций как индивидуальных, так и коллективных на имя любого должностного лица или официального учреждения, а также право получения незамедлительного ответа на петицию.
Статья 28.
Никто не может быть обеспокоен или преследуем за изложение взглядов или за действия, не нарушающие закона.
Частные действия, не подрывающие морали или публичного порядка и не наносящие ущерба третьему лицу, свободны от вмешательства закона.
Однако священники или светские лица не могут ни в какой форме вести политическую пропаганду, основывая ее на религиозных мотивах или используя для этого те или иные религиозные верования.
Статья 29.
Все имеют право распространять свои взгляды в устной или письменной форме, а также публиковать их без предварительной цензуры, однако несут ответственность в случаях и в порядке, установленных законом, за злоупотребления, которые могут совершить, пользуясь этим правом.
Статья 30.
Гарантируется свободный доступ в административные учреждения для информации по вопросам общественного значения.
Исключение составляют государственные тайны.
Статья 31.
Территория Коста-Рики будет служить убежищем для всех преследуемых за политические убеждения. Если на законном основании принимается решение об изгнании преследуемого лица из Коста-Рики, оно никогда не может быть направлено в страну, где подвергалось преследованию.
Выдача преступников регулируется законом или международными договорами и никогда не распространяется на политические или связанные с ними преступления в соответствии с тем, как этот вопрос квалифицируется костариканскими законами.
Статья 32.
Костариканцы не могут быть понуждаемы покинуть национальную территорию.
Статья ЗЗ.
Все люди равны перед законом.
Статья 34.
Ни один закон не имеет обратной силы во вред какому-либо лицу, или его приобретенным имущественным правам, или его сложившемуся юридическому положению.
Статья 35.
Никто не может быть судим комиссией, судом или судьей, специально назначенными для данного дела, а лишь исключительно судами, созданными в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 36.
При рассмотрении уголовных дел никто не обязан давать показания против самого себя, своей супруги, предков, потомков или родственников по боковой линии до третьего колена включительно по крови или свойству.
Статья 37.
Никто не может быть задержан без подтвержденных доказательств совершения им преступления, а также без письменного распоряжения судьи или органов, обеспечивающих публичный порядок, за исключением случаев, когда речь идет о беглецах или преступниках, задержанных на месте преступления. Однако во всех случаях задержанный должен быть передан соответствующему судье в течение строго соблюдаемого срока в двадцать четыре часа.
Статья 38.
Никто не может быть заключен в тюрьму за долги.
Статья 39.
Никто не может отбывать наказание иначе, как за преступление, правонарушение или проступок, предусмотренные ранее принятым законом, и в силу окончательного приговора, вынесенного компетентными властями, при этом с предоставлением подсудимому возможности защиты и при обязательном условии, что виновность его доказана.
Не представляют собой нарушения данной статьи или двух предыдущих статей меры судебного исполнения в гражданских делах и в вопросах труда, а также арест в случаях неплатежеспособности, банкротства или укрывательства.
Статья 40.
Никто не может быть подвергнут жестокому или унизительному обращению, ни пожизненному наказанию, ни конфискации. Любое показание, полученное путем применения насилия, будет считаться недействительным.
Статья 41.
Лицо, прибегающее к покровительству законов, должно получить удовлетворение за оскорбление или ущерб, который был нанесен ему лично, его собственности или его моральным интересам. Правосудие должно совершаться быстро, полно, безотказно и в строгом соответствии с законами.
Статья 42.
Один и тот же судья не может участвовать в различных инстанциях в рассмотрении одного и того же дела. Никто не может быть судим более одного раза за одно и то же наказуемое деяние.
Запрещается вновь возбуждать уголовные дела по истечении срока давности, а также судебные дела, по которым уже вынесены приговоры, за исключением случаев, когда речь идет о пересмотре приговора.
Статья 43.
Всякий имеет право решать свои имущественные споры через посредство арбитров, даже в случаях неоконченного гражданского процесса.
Статья 44.
Для того чтобы изоляция какого-либо лица превысила сорок восемь часов, требуется судебный приказ; причем изоляция может длиться не более десяти дней подряд и ни в коем случае не может мешать судебному контролю.
Статья 45.
Собственность неприкосновенна; никого нельзя лишить его собственности, кроме как в публичных интересах, официально подтвержденных, и с предварительной компенсацией в соответствии с законом. В случае войны или внутренних беспорядков предварительная выплата компенсации не обязательна. Однако соответствующая выплата должна быть произведена не позднее двух лет после окончания чрезвычайного положения.
По мотивам общественной необходимости Законодательное собрание может, большинством двух третей своих членов налагать на собственность ограничения в общественных интересах.
Статья 46.
Запрещаются монополии частного характера и всякий акт, хотя бы и вытекающий из закона, но ставящий под угрозу или нарушающий свободу торговли, сельского хозяйства и промышленности.
Действия Государства, направленные на то, чтобы помешать любой монополистической практике или тенденции, предпринимаются в общественных интересах.
Предприятия, фактически превратившиеся в монополии, должны подчиняться специальному законодательству.
Для установления новых монополий в пользу Государства или муниципалитетов требуется их одобрение двумя третями голосов всех членов Законодательного собрания.
Статья 47.
Любой автор, изобретатель, предприниматель или коммерсант в течение определенного времени пользуется исключительным правом собственности на свой труд, изобретение, торговую марку или торговый знак в соответствии с законом.
Статья 48.
Любое лицо, считающее, что его незаконно лишили свободы, имеет право прибегать к habeas corpus. Это обращение рассматривается только Верховным судом, и он решает вопрос о вызове пострадавшего, чему не может помешать ссылка на должное подчинение или другие мотивы.
Для поддержания или восстановления других прав, провозглашенных в данной Конституции, каждое лицо располагает правом ампаро в судах, установленных законом.
Статья 49.
Устанавливается административная юстиция в качестве функции судебной власти для защиты прав лица в его отношениях с администрацией, когда эти права нарушаются распоряжениями любого характера, исходящими от исполнительной власти или ее представителей, муниципалитетов и автономных или полуавтономных учреждений Государства, действующих в качестве субъектов публичного права и при осуществлении узаконенных полномочий.
ЧАСТЬ V. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И ГАРАНТИИ
Глава единственная
Статья 50.
Государство стремится к достижению высшего уровня благосостояния всех жителей страны, организуя и стимулируя производство и наиболее справедливое распределение богатств.
Статья 51.
Семья, как естественный элемент и основа общества, имеет право на особое покровительство Государства. Равным образом имеют право на это покровительство мать, ребенок, лицо престарелого возраста и беспомощный больной.
Статья 52.
Брак является необходимой основой семьи и покоится на равенстве прав супругов.
Статья 53.
Родители имеют в отношении внебрачных детей те же обязательства, что и в отношении детей, родившихся в браке.
Всякий имеет право знать, кто его родители в соответствии с законом.
Статья 54.
Запрещаются всякие квалификации в связи с происхождением лица.
Статья 55.
Специальная охрана матери и ребенка возлагается на автономное учреждение под названием Национальный патронат младенчества в сотрудничестве с другими государственными учреждениями.
Статья 56.
Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд на положение предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы.

Статья 57.
Каждый трудящийся имеет право на минимум заработной платы, периодически устанавливаемый за нормальный рабочий день и обеспечивающий ему благосостояние и достойное существование. Заработная плата всегда должна быть равной за равный труд в одинаковых условиях.
Все, что относится к установлению минимальной заработной платы, возлагается на специальный орган, учреждаемый законом.
Статья 58.
Продолжительность дневной работы не должна превышать восемь часов в сутки и сорок восемь часов в неделю. Обычная продолжительность работы в ночное время не может превышать шесть часов в сутки и тридцать шесть часов в неделю. Сверхурочная работа должна оплачиваться на 50% выше, чем установленное жалованье или заработная плата. Однако указанные распоряжения не будут применяться в исключительных случаях, специально оговоренных законом.
Статья 59.
Каждый трудящийся имеет право на один день отдыха после шести дней работы подряд и на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность и время предоставления которого регулируются законом, но который ни в коем случае не должен быть менее двух недель за каждые проработанные непрерывно 50 недель; допускаются исключения, специально оговоренные законодателем.
Статья 60.
Как предприниматели, так и рабочие могут свободно объединяться в профессиональные союзы с единственной целью получать и сохранять экономические, социальные или профессиональные выгоды.
Иностранцам запрещается занимать руководящие посты в профессиональных союзах.
Статья 61.
Признается право предпринимателей прекратить производство и право трудящихся на забастовку, за исключением предприятий общественного значения, в соответствии с законом и установленными правилами, которые должны запрещать всякий акт принуждения или насилия.
Статья 62.
Имеют силу закона коллективные трудовые договоры, которые, в соответствии с законом, заключаются предпринимателями или объединениями предпринимателей с законным образом организованными профессиональными союзами трудящихся.
Статья 6З.
Трудящийся, уволенный без законного основания, имеет право на компенсацию, если он не получает пособия по безработице.
Статья 64.
Государство содействует организации кооперативов как средства создания лучших условий жизни трудящихся.

Статья 65.
Государство содействует строительству дешевых жилищ для народа и созданию семейного очага трудящегося.
Статья 66.
Каждый предприниматель обязан вводить у себя на предприятии необходимые меры гигиены и охраны труда.
Статья 67.
Государство заботится о технической подготовке и культурном уровне трудящихся.
Статья 68.
Не может иметь место дискриминация в отношении оплаты, преимуществ или условий труда между костариканцами и иностранцами или в отношении какой-либо группы трудящихся.
При равных условиях предпочтение должно быть отдано трудящемуся костариканцу.
Статья 69.
Договоры на аренду земли в сельских местностях будут заключаться таким образом, чтобы обеспечить рациональное использование земли и справедливое распределение ее продуктов между собственниками и арендаторами.
Статья 70.
Устанавливается юрисдикция по трудовым делам в ведении судебной власти.
Статья 71.
Законы будут предоставлять особую защиту труду женщин и малолетних.
Статья 72.
Государство сохраняет, пока нет страхования от безработицы, постоянную специальную систему помощи вынужденным безработным и стремится предоставить им работу.
Статья 73.
Учреждается система социального страхования для работников физического и умственного труда, обеспечиваемая путем обязательных взносов Государства, предпринимателей и трудящихся для обеспечения последних при заболеваниях, инвалидности, беременности, старости, смерти и в других случаях, определяемых законом.
Администрация и руководство социальным страхованием возлагаются на автономное учреждение.
Фонды и резервы социального страхования не могут быть ни переданы, ни использованы для других целей, кроме тех, для которых они созданы.
Страхование от несчастных случаев на производстве полностью возлагается на предпринимателей и регулируется специальными положениями.
Статья 74.
Права и преимущества, установленные в настоящей главе, неотъемлемы.
Их перечисление не исключает других, вытекающих из христианского принципа социальной справедливости и из указаний закона; они будут одинаково распространяться на все факторы, участвующие в производстве, и будут регулироваться социальным законодательством и законодательством о труде, с тем чтобы постоянно проводить политику национальной солидарности.
Статья 75.
Законодатель может устанавливать исключения в отношении всего изложенного в настоящей главе в пользу организаций, специально занимающихся общественной благотворительностью и вопросами социальной охраны. Настоящее положение не затрагивает принципа свободы объединения в профессиональные союзы.
ЧАСТЬ VI. РЕЛИГИЯ
Глава единственная
Статья 76.
Католическая апостолическая римская религия является религией Государства, которое содействует ее поддержанию, не препятствуя свободному отправлению в Республике других культов, не противоречащих общей морали и добрым нравам.
ЧАСТЬ VII. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Глава единственная
Статья 77.
Народное образование организуется как единый процесс, взаимосвязанный в своих различных циклах, от дошкольного образования до университетского.
Статья 78.
Начальное образование обязательно; начальное, дошкольное и среднее образование является бесплатным, и расходы покрываются Государством.
Государство облегчает получение высшего образования лицам, не имеющим средств.
Предоставление соответствующих стипендий и пособий возлагается на Министерство просвещения через учреждение, определяемое законом.
Статья 79.
Гарантируется свобода образования. Однако все частные учебные заведения контролируются Государством.
Статья 80.
Частная инициатива в вопросах образования получает поддержку Государства в форме, указываемой законом.
Статья 81.
Общее руководство государственной системой образования возлагается на Высший совет, составляемый в соответствии с законом и возглавляемый соответствующим Министром.

Статья 82.
Государство предоставляет питание и одежду нуждающимся учащимся в соответствии с законом.
Статья 83.
Государство покровительствует обучению взрослых и организует это обучение, имеющее целью борьбу с неграмотностью и предоставление возможностей роста культуры тому, кто хочет повысить свой интеллектуальный, социальный и экономический уровень.
Статья 84.
Коста-риканский университет является высшим культурным учреждением, пользующимся независимостью в выполнении своих функций и полной правоспособностью для приобретения прав и принятия обязательств, так же как и для решения вопроса о своей организации и самоуправлении.
Статья 85.
Государство предоставит в собственность Коста-риканскому университету имущество; обеспечит ему необходимые доходы, и будет выделять на удовлетворение его нужд сумму, не меньшую чем десять процентов ежегодного бюджета Министерства, на которое возложено руководство народным образованием, причем эта сумма будет переводиться университету ежемесячными частями.
Статья 86.
Государство готовит профессиональных преподавателей через специальные институты и через Коста-риканский университет.
Статья 87.
Свобода кафедры является основным принципом университетского образования.
Статья 88.
При обсуждении и одобрении законопроектов по вопросам, входящим в компетенцию Коста-риканского университета, или прямо связанных с ними, Законодательное собрание должно предварительно заслушать мнение Университетского совета.
Статья 89.
К задачам Республики в области культуры относится: охрана красот природы, сохранение и развитие исторических и художественных богатств Нации, а также поддержка частной инициативы, направленной на развитие науки и искусства.
ЧАСТЬ VIII. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Глава I. Граждане
Статья 90.
Гражданством является совокупность политических прав и обязанностей, принадлежащих костариканцам мужского и женского пола старше двадцати лет.
Статья 91.
Пользование гражданскими правами приостанавливается только:
1) на основании объявленного судебного запрещения;
2) на основании приговора, наложившего в наказание приостановку пользования политическими правами.
Статья 92.
Гражданство восстанавливается в случаях и в порядке, определяемых законом.
Глава II. Избирательное право
Статья 93.
Избирательное право является первостепенной гражданской функцией и осуществляется перед избирательными хунтами прямым и тайным голосованием граждан, внесенных в списки гражданской регистрации.
Статья 94.
Натурализованные граждане Коста-Рики не могут голосовать ранее, чем через двенадцать месяцев после получения соответствующего удостоверения.
Статья 95.
Закон регулирует осуществление избирательного права в соответствии со следующими основными принципами:
1) свобода голосования;
2) эффективные гарантии свободы, порядка, честности и беспристрастия правительственных органов;
3) идентификация личности избирателя при помощи удостоверения с фотокарточкой;
4) запрещение гражданам голосовать не по месту жительства;
5) обеспечение представительства меньшинств.
Статья 96.
Государство не может уменьшать вознаграждение государственных служащих для оплаты своих политических расходов.
Статья 97.
Для обсуждения и одобрения законопроектов, касающихся избирательной системы, Законодательное собрание должно запросить мнение Верховного суда по избирательным делам; в случае разногласий решение Законодательного собрания должно быть принято двумя третями его членов.
Однако в течение шести месяцев, предшествующих всеобщим выборам, и в течение четырех месяцев после выборов Законодательное собрание не может превратить в законы те проекты по указанному вопросу, против которых высказался Верховный суд по избирательным делам.
Статья 98.
Все граждане имеют право объединяться в партии для участия в национальной политике.
Однако запрещается создание или деятельность партий, которые по своим идеологическим программам, приемам деятельности или международным связям стремятся ликвидировать основы демократического строя в Коста-Рике или выступают против ее суверенитета. Решения по этому вопросу принимаются Законодательным собранием большинством двух третей ее членов и по получении информации от Верховного суда по избирательным делам.
Глава III. Верховный суд по избирательным делам
Статья 99.
Организация, руководство и контроль за проведением выборов возлагаются исключительно на Верховный суд по избирательным делам, который самостоятелен в выполнении своих функций. От этого суда зависят все остальные избирательные органы.
Статья 100.
Верховный суд по избирательным делам формируется из трех судей и их заместителей, назначаемых Верховным судом голосами не менее двух третей всех его членов; они должны удовлетворять тем же требованиям, которые необходимы для избрания членов Верховного суда, и несут ту же ответственность, что и члены этого суда.
Статья 101.
Члены Верховного суда по избирательным делам выполняют свои функции в течение шести лет. Один член и один заместитель члена суда должны сменяться каждые два года, причем они могут быть переизбраны.
Члены Верховного суда по избирательным делам пользуются иммунитетами и прерогативами, присущими членам Верховного суда.
Статья 102.
Верховный суд по избирательным делам осуществляет следующие функции:
1) назначает всеобщие выборы;
2) назначает членов избирательных хунт в соответствии с законом;
3) имеет исключительное право давать обязательное толкование положений Конституции и законов, касающихся избирательной системы;
4) рассматривает в последней инстанции апелляции на решения, принимаемые органом регистрации актов гражданского состояния и избирательными хунтами;
5) производит расследования сам или через уполномоченных и принимает решения по всем заявлениям, предъявляемым партиями, о политической пристрастности государственных служащих при исполнении ими своих обязанностей или о политической деятельности государственных служащих, которым она запрещена. Признание виновности судом влечет обязательное отстранение должностного лица, и виновный лишается права занимать государственные посты в течение периода не менее двух лет, причем это не снимает с него уголовной ответственности, которой он может подвергнуться. Однако если проведенное следствие содержит обвинения против Президента Республики, Министров, дипломатических представителей, Генерального контролера Республики и его заместителя и членов Верховного суда, то суд представляет доклад о результатах следствия Законодательному собранию.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.