АКТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
О КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ
(2005 ГОД)
(Извлечение)
Великобритания не имеет единовременно созданного акта, действующего в качестве Конституции.
ЧАСТЬ I. ПРИНЦИП ГОСПОДСТВА ПРАВА (THE ROLE OF LAW)
- Принцип господства права. Ничто в настоящем Акте не затрагивает:
a) существующий конституционный принцип господства права, или
b) существующее конституционное положение Лорда-канцлера в реализации этого принципа.
ЧАСТЬ II. ПОДГОТОВКА К ИЗМЕНЕНИЮ СТАТУСА ВЕДОМСТВА ЛОРДА-КАНЦЛЕРА
Условия статуса ведомства Лорда-канцлера - Квалификация для назначения на должность Лорда-канцлера.
1) Лицо не может быть рекомендовано для назначения на должность Лорда-канцлера, если Премьер-министру не будут указаны следующие квалификации:
2) Премьер-министр может учесть следующие из них:
a) опыт в качестве министра Короны;
b) опыт в качестве члена одной из палат парламента;
c) опыт в качестве практикующего юриста;
d) опыт в качестве преподавателя права в университетах;
e) какой-либо иной опыт, который Премьер-министр сочтет относящимся к делу.
3) В этом абзаце термин «практикующий юрист» может означать:
a) лицо, которое обладает квалификациями для назначения в какой-либо из высших судов (Senior Courts) в соответствии с требованиями раздела 71 Акта о судах и правовых службах 1990 г. (глава 41);
b) адвоката в Шотландии или солиситора, имеющего право выступать в суде сессий или в Высшем суде;
c) члена коллегии адвокатов Северной Ирландии или солиситора в суде Северной Ирландии.
Непременный характер независимости судов - Гарантии непременного характера независимости судов.
1) Лорд-канцлер, другие министры Короны и все, имеющие отношение к судебной власти или управлению юстицией, должны защищать независимость судебной власти.
2) Абзац 1 не налагает каких-либо обязанностей, входящих в законодательную компетенцию парламента Шотландии.
3) На лицо не возлагаются обязанности на основании абзаца 1, если оно выполняет обязанности согласно статье 1 (1) Акта о судебной власти (Северная Ирландия) 2002 г. (глава 26).
4) Следующие обязанности особого характера возлагаются для защиты этой независимости.
5) Лорд-канцлер и другие министры Короны не должны пытаться оказывать влияние на вынесение судебных решений каким-либо способом.
6) Лорд-канцлер должен:
a) заботиться об этой независимости;
b) требовать от органов судебной власти необходимой поддержки, делающей возможным осуществление ее функций;
c) требовать в публичных интересах, относящихся к судебной власти или к управлению юстицией, должного представительства в решениях, к ним относящимся.
7) В этом абзаце «судебная власть» (the judiciary) включает одно из следующих понятий:
a) Верховный суд;
b) какой-либо другой суд, учреждаемый на основе закона для какой-либо части Соединенного Королевства;
c) какой-либо международный суд.
8) В абзаце 7 термин «международный суд» означает международный суд или какой-либо иной суд или трибунал, осуществляющий юрисдикцию или выполняющий функции судебного характера при исполнении:
a) какого-либо соглашения, в котором Соединенное Королевство и Правительство Ее Величества в Соединенном Королевстве является стороной; или
b) резолюции Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи Объединенных Наций.
<…>
Судебная власть и суды в Англии и Уэльсе - Председатель в судах Англии и Уэльсе.
1) Лорд-главный судья выполняет обязанности председателя судов в Англии и Уэльсе и главы судебной власти Англии и Уэльса.
2) В качестве председателя в судах Англии и Уэльса он обязан:
a) представлять точку зрения судебной власти в парламенте, Лорду-канцлеру и всем министрам Короны;
b) обеспечивать ресурсами функционирование судебной власти в Англии и Уэльсе, обучение и руководство ее персонала в пределах, устанавливаемых Лордом-канцлером;
c) поддерживать и развивать существующую судебную власть в Англии и Уэльсе и распределять работу между судами.
3) Председатель судов в Англии и Уэльсе является председателем судов, указанных в абзаце 4, и имеет право заседать в каком-либо из этих судов.
4) Судами являются:
- Апелляционный суд,
- Высший суд,
- Суд короны,
- суды графств,
- магистерские суды.
5) В статье 1 Акта о Верховном суде 1981 г. (глава 54) абзац 2 (Лорд-канцлер является председателем Верховного суда Англии и Уэльса) утрачивает силу.
<…>
Председательство в Палате лордов
- Председательство в Палате лордов. Приложение 6 содержит поправки о председательстве в Палате лордов.
- Обязанности по передаче, изменению и отмене путем издания приказа.
1) Лорд-канцлер может в этих целях:
a) передавать существующие обязанности Лорда-канцлера другому лицу;
b) приказать исполнять какие-либо из обязанностей Лорда-канцлера совместно с другим лицом;
c) приказать, что какие-либо из обязанностей Лорда-канцлера, исполняемые совместно с другим лицом, прекращают исполняться Лордом-канцлером;
d) изменить какую-либо из существующих обязанностей Лорда-канцлера;
e) упразднить какую-либо из существующих обязанностей Лорда-канцлера.
2) Приказом на основании абзаца 1 он может, в частности «a» изменить или отменить что-либо из следующего:
i) норму, не содержащуюся в настоящем Акте или в изданном или действующем законодательстве Северной Ирландии, принятую после сессии, в которую настоящий Акт был принят;
ii) иные подзаконные нормативные акты, изданные на основании настоящего Акта или на основании существующего или изданного законодательства Северной Ирландии после сессии, на которой был принят настоящий Акт;
iii) какой-либо иной правовой акт или документ, включающий акты исполнительной власти.
ЧАСТЬ III. ВЕРХОВНЫЙ СУД
Верховный суд - Верховный суд:
1) Учреждается Верховный суд Соединенного Королевства.
2) Суд состоит из 12 судей, назначаемых Ее Величеством путем выдачи писем-патентов (letters patent).
3) Ее Величество может время от времени путем приказа в Совете изменять положение абзаца 2, уменьшая или увеличивая число судей.
4) Никакого совета не может быть сделано Ее Величеству для издания приказа в Совете на основании абзаца 3, если проект приказа не будет предварительно одобрен резолюцией каждой палаты парламента.
5) Путем выдачи письма-патента Ее Величество может назначить одного из судей Председателем, а одного — заместителем Председателя Суда.
6) За исключением Председателя и заместителя Председателя Суда другие судьи именуются судьями Верховного суда.
7) Суд правомочен проводить обсуждения в отношении вакантных мест судей Суда или в отношении Председателя или заместителя Председателя Суда. - Первоначальные члены Суда. По вступлении в силу статьи 23:
a) лица, которые непосредственно перед вступлением в силу этой статьи являются лордами по апелляции, становятся судьями Верховного суда;
b) лицо, которое непосредственно перед вступлением в силу этой статьи является старшим лордом по апелляции, становится Председателем Суда, и
c) лицо, которое непосредственно перед вступлением в силу этой статьи является вторым по старшинству, становится заместителем Председателя Суда.
Назначение судей - Квалификации для назначения.
1) Лицо не обладает квалификациями для назначения судьей Верховного суда, если оно (в какое-либо время) не:
a) занимало высшую судебную должность по меньшей мере в течение 2 лет или
b) было практикующим юристом, по меньшей мере, в течение 15 лет.
2) Практикующим юристом для целей настоящей статьи признается то лицо, которое в какое-либо время
a) обладает квалификациями для назначения в Высшие суды в соответствии со статьей 71 Акта о судах и правовых службах 1990 г. (глава 41);
b) является адвокатом в Шотландии или солиситором, имеющим право выступать в суде сессий и Высшем суде, или в Высшем суде;
c) является членом коллегии адвокатов Северной Ирландии или солиситором в суде Северной Ирландии.
<…> - Пребывание в должности. Судья Верховного суда пребывает в должности до тех пор, пока ведет себя хорошо (during good behaviour), но может быть отозван с должности по представлению обеих палат парламента.
<…>
Юрисдикция, отношения с другими судами и т.д. - Юрисдикция.
1) Верховный суд является высшим судом письменного производства.
2) Суд рассматривает апелляционные жалобы (An appeal lies) на приказы и решения апелляционного суда Англии и Уэльса по гражданским делам.
3) Суд рассматривает апелляционные жалобы на приказы или судебные решения какого-либо суда в Шотландии, если апелляционная жалоба от такого суда была направлена в Палату лордов до вступления в силу настоящей статьи.
4) Приложение 9
a) передает Суду иную компетенцию Палаты лордов;
b) передает судебные обязанности (devolution jurisdiction) судебного комитета Тайного совета и
c) содержит иные изменения в юрисдикции.
5) Суд правомочен разрешать вопросы, необходимые для представления апелляционной жалобы на основании какого-либо нормативного акта.
6) Апелляционная жалоба на основании абзаца 2 рассматривается только тогда, когда имеется на этот счет разрешение апелляционного суда или высшего суда; такое рассмотрение зависит от положений нормативного акта, ограничивающего такую апелляцию.