211. BVerfGE 22, 311
(Arreststrafe / Наказание в виде ареста)
Решение судьи о правомерности назначения наказания в виде ареста по своему виду и продолжительности охватывает в соответствии с § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине при конституционном толковании проверку оснований допустимости и соизмеримости предполагаемого наказания в виде ареста в полном объеме.
Решение Второго Сената от 7 ноября 1967 г.
— 2 BvL 14/67 —
по делу о конституционно-правовой проверке положений § 10 абз. 1 п. 6 и § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине
ОСНОВАНИЕ
А.
I.
[…]
§ 10 Положения о воинской дисциплине гласит:
§ 10 Положения о воинской дисциплине
Дисциплинарными наказаниями, которые могут назначаться дисциплинарными начальниками (простые дисциплинарные наказания), являются:
- выговор,
- строгий выговор,
- ограничение права распоряжения жалованием,
- денежный штраф,
- ограничение разрешения на выход за пределы территории военной части,
- арест.
[…]
§ 28 […] Положения о воинской дисциплине гласит:
§ 28 Положения о воинской дисциплине
(1) Наказание в виде ареста может быть назначено лишь после того, как судья признает его правомерным по его виду и продолжительности. Решение о правомерности наказания в виде ареста принимает судья уполномоченного военного суда, а в случае крайней необходимости – ближайшего доступного военного суда.
[…]
II.
В исходном деле командир мотопехотного батальона подал заявление о признании согласно § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине правомерным по виду и продолжительности наказания в виде ареста сроком на 5 дней, которое он хотел применить к обвиняемому. Уполномоченный судья военного суда в соответствии со ст. 100 абз. 1 предл. 1 Основного закона приостановил рассмотрение, чтобы получить решение Федерального Конституционного Суда по вопросу о том, соответствуют ли Основному закону положения § 10 абз. 1 п. 6 и § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине. В обосновании постановления о направлении запроса указано, что обе нормы нарушают ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона, поскольку они предоставляют судье право на участие в принятии решения лишь в том смысле, что он должен проверить правомерность лишения свободы, назначенного органом исполнительной власти. Однако статья 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона требует, чтобы судья в полном объеме взял на себя ответственность за данную меру наказания. Это означает, что исключительно он должен самостоятельно назначить наказание в виде лишения свободы.
Б.
[…]
II.
Нормы § 10 абз. 1 п. 6 и § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине не противоречат Основному закону.
- Назначение дисциплинарного наказания в виде лишения свободы не относится к правосудию, которое в соответствии со ст. 92 Основного закона доверено судьям. Если назначение наказаний по уголовным делам является правосудием по смыслу ст. 92 Основного закона (BVerfGE 22, 49 [74]), то это не относится к назначению дисциплинарных взысканий, характер которых отличается от наказаний по уголовным делам (сравн. BVerfGE 21, 378 [387]). Однако статья 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона определяет, что решение вопроса о правомерности и продолжительности лишения свободы остается за судьей. Данная норма Основного закона является, однако, особой нормой, которая по своей значимости и масштабу действия нуждается в самостоятельном толковании.
- Предусмотренный Положением о воинской дисциплине арест является лишением свободы по смыслу ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона. Не вызывает конституционно-правовых сомнений то, что право воинской дисциплины предусматривает также наказание в виде ареста (BVerfGE 21, 378 [387]). Статья 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона предписывает, что «только судья разрешает» вопрос о допустимости назначения наказания в виде лишения свободы. Данная норма однозначно соблюдена, если судья сам назначает наказание в виде лишения свободы. Однако Основной закон предусматривает возможность «не основанного на судебном решении лишения свободы» и устанавливает в ст. 104 абз. 2 предл. 2-4 и абз. 3 Основного закона, что следует безотлагательно получить решение судьи, если до его вынесения было назначено наказание в виде лишения свободы.
Статья 104 Основного закона допускает вынесение судьей подобного решения после назначения наказания лишь в тех случаях, в которых допустимая с точки зрения конституционного права цель, преследуемая лишением свободы, не была бы достижима, если задержанию должно было бы предшествовать решение судьи. То же самое должно действовать в рассматриваемом деле; оно также касается исключительного случая, который допустим лишь тогда, когда преследуемая арестом цель была бы недостижима или поставлена под серьезную угрозу, если бы место судебного решения о правомерности наказания в виде ареста, намеченного ответственным по вопросам дисциплины начальником, занимало бы полномочие судьи на назначение такого наказания. И в этих исключительных случаях понятие «решение» охватывает то, что судья в полном объеме взял на себя ответственность за данную меру (BVerfGE 10, 302 [310]).
- На воинской службе, более чем в других сферах жизни, требуется быстрая и эффективная реакция на нарушения дисциплины и порядка.
[…]
- Решающим остается то, что и в рамках данной процедуры судья в полном объеме несет ответственность за назначение наказания в виде лишения свободы, так как в соответствии с § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине без его согласия не может быть назначено наказание в виде ареста. Право судьи осуществить проверку при решении вопроса о правомерности назначения наказания в виде ареста согласно § 28 абз. 1 Положения о воинской дисциплине не ограничено.
[…] вытекает и из того, что судья обязан в полном объеме проверить заявление ответственного по вопросам дисциплины начальника. Таким образом, он должен проверить и соразмерность предполагаемого наказания в виде ареста (Федеральный административный суд, Первый Сенат по военным делам, Решение от 10 октября 1967 г. – I WDB14/67). Предоставленная тем самым возможность проверки позволяет ему в полном объеме взять на себя требуемую согласно ст. 104 абз. 2 предл. 1 Основного закона ответственность за допустимость назначения наказания в виде лишения свободы.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде