207. BVerfGE 105, 135
(Vermogensstrafe / Наказание имущественного характера)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 35/2002 от 20 марта 2002 г.
Решение от 20 марта 2002 г.
— 2 BvF 794/95 —
§ 43 а Уголовного кодекса противоречит Конституции
Сегодня, в среду, Второй Сенат Федерального Конституционного Суда своим решением по результатам устного судебного заседания от 20 ноября 2001 г. постановил, что § 43 а Уголовного уложения не соответствует требованию определенности согласно ст. 103 абз. 2 Основного закона и является ничтожным.
Предпосылки и предыстория дела изложены в сообщении для печати № 101/2001 от 29 октября 2001 г., с которым можно ознакомиться на сайте Федерального Конституционного Суда. Там же приведен § 43 а Уголовного уложения.
Свое решение Федеральный Конституционный Суд обосновывает по существу следующим:
§ 43 а Уголовного уложения не соответствует требованию определенности согласно ст. 103 абз. 2 Основного закона. Законодатель не установил конституционно-правовой минимум законного предопределения для выбора и определения размера данного наказания. Этим для лица, к которому применяется наказание имущественного характера, неприемлемым с правовой точки зрения образом усложняется возможность предвидеть вид и размер санкции, которую он должен ожидать в качестве реакции государства на его преступление.
I.
- Из ст. 103 абз. 2 Основного закона следует, с одной стороны, что деяние может подлежать наказанию только в том случае, когда его наказуемость была установлена законом до его совершения. Гражданин должен знать, что ему запрещено делать. Одновременно статья 103 абз. 2 Основного закона обеспечивает, что только законодатель в абстрактном и общем виде может принимать решение о наказуемости запрещенных действий. В силу конституции парламент обязан определять границы наказуемости; он не может передать полномочия по принятию данного решения другим органам государственной власти.
- Достаточно определенной должна быть и санкция уголовно-правовой нормы. И здесь законодатель должен самостоятельно нормативно определить вид и размер наказания как неодобрительной реакции государства; равным образом государственная санкция, грозящая преступнику, должна быть для него предвидимой.
Однако данные принципы не приводят к тому, что конституции соответствуют только абсолютные наказания, которыми достигается максимум законодательной точности и предсказуемости для затронутого лица. Законодатель может ограничиться установлением пределов наказания. Из принципа правового государства следует, что наказание предполагает наличие вины и должно быть с ней соизмеримым. Это означает, что состав преступления и пределы наказания должны соответствовать друг другу, а также что наказание, назначенное в конкретном случае, должно находиться в справедливом соотношении с тяжестью преступления и виной преступника.
При решении вопроса о том, какие требования следует выдвигать к определенности санкции уголовно-правовой нормы, два конституционных принципа вступают в напряженное соотношение друг с другом, которое нельзя разрешить ни посредством общего отказа от установления пределов наказания, ни посредством принципиального решения в пользу как можно более широкого простора для судей для определения меры наказания. Принцип вины и справедливость в отдельном случае, с одной стороны, и точность и правовая определенность, с другой стороны, должны быть взвешены и приведены в приемлемое с точки зрения конституционного права равновесие. Создающий уголовно-правовые нормы законодатель исполняет свой долг, если при выборе санкции уголовно-правовой нормы он настолько точно ориентирует как судью по уголовным делам, так и затронутых граждан, что его оценка описанных в составе преступления деяний становится ясной, затронутое лицо может предвидеть размер грозящей санкции, и судья по уголовным делам имеет возможность определить меру наказания соразмерно вине. Обязанность законодателя самому принимать принципиальные решения относительно вида и размера возможных правовых последствий является тем более необходимой, чем более суровой является грозящая санкция. Судье должны быть предоставлены руководящие правила, которые делают санкции предвидимыми. В частности, в законе должны быть определены вид санкций, предусмотренных для определенного состава преступления (также ввиду принципа определенности), а также верхний и нижний пределы грозящей санкции. Наконец, в силу конституции законодатель также обязан установить критерии оценки, которых должен придерживаться судья в своем решении о выборе вида наказания и конкретных пределов назначения наказания. Только посредством закрепленных в законе и конкретизированных судебной практикой правил определения размера наказания удается в конкретном деле применять широкие пределы назначения наказания в соответствии с принципом правого государства.
II.
§ 43 а Уголовного уложения является мерой наказания, а не инструментом изъятия прибыли, как установил Сенат. Как таковая, она не соответствует изложенным требованиям. Именно вследствие сочетания лишения свободы и наказания имущественного характера речь идет об особо интенсивном вмешательстве в основные права, для которого следует выдвигать повышенные требования к определенности закона.
Уже для решения вопроса о том, должно ли назначаться наказание имущественного характера, содержательные предписания закона являются недостаточными. В этом смысле требуется всего лишь, чтобы было совершено преступление, состав которого указывает на § 43 а Уголовного кодекса, и чтобы было назначено наказание в виде лишения свободы на срок более чем два года. Таким образом, у судьи по уголовным делам отсутствует какое-либо содержательное предписание, в соответствии с которым он мог бы решить, в каких случаях он должен назначить наказание имущественного характера, а в каких нет. Это противоречит цели принципа определенности с его особыми требованиями к тяжким и комплексным наказаниям. Как указывает Сенат, именно наказание имущественного характера как новый вид наказания с высокой интенсивностью вмешательства требует, чтобы у судей имелись особенно точные, надежные и поддающиеся контролю правила определения наказания.
Кроме того, пределы назначения наказания имущественного характера недостаточно установлены законодателем. Верхний предел совпадает с соответствующим имуществом преступника; абстрактная граница, как, например, в случае с денежным штрафом, не установлена. Судья при необходимости должен оценить стоимость этого имущества. Тем самым на судью возлагается правотворческая задача, от выполнения которой законодатель не может уклониться, поскольку установленные законом пределы назначения наказания выражают также степень неодобрения, которую законодатель придает наказуемому поведению. Судье они служат в качестве ориентиров для квалификации в рамках конкретного дела, по которому ему надлежит принять решение. Пределы назначения наказания без абстрактной верхней границы не могут выполнить данную функцию. Если верхний предел наказания имущественного характера основывается лишь на том, какая имущественная масса фактически существует, то предопределенность ожидаемого наказания имущественного характера страдает в такой мере, что это становится неприемлемым с точки зрения конституционного права. Этот недостаток не компенсируется тем, что назначенное наказание в виде лишения свободы и наказание имущественного характера в своей совокупности должны быть соразмерны вине. Каждое отдельное наказание как часть совокупной санкции должно быть достаточно определенным.
Кроме того, существует опасность коллизии с принципом вины. Определить соразмерную вине санкцию при сочетании нескольких наказаний не так легко, как при установлении одного единственного наказания, которое по своим последствиям для преступника поддается более точной оценке. Также и по этой причине законодатель должен был самостоятельно подготовить конкретные руководящие правила для назначения судьями наказания.
Недостаточная определенность § 43 а Уголовного уложения усугубляется ориентацией верхнего предела на имущество преступника. Стоимость имущества является слишком неопределенной величиной для уголовно-правовой нормы. Это проявляется уже в исходном деле, лежащем в основе конституционной жалобы. Положенная земельным судом в основу рыночная стоимость земельного участка, застроенного жилым домом, может при определенных обстоятельствах отличаться от цены, которая может быть фактически выручена при срочной продаже с принудительных торгов. Из § 43 а Уголовного уложения не следует, какую стоимость следует положить в основу при определении размера имущества.
Законодательная неопределенность усугубляется еще и оговоркой об оценке стоимости. Оценка всегда скрывает в себе опасность отклонения от реальности. Она может привести к установлению стоимости, которая выше реальной стоимости имущества, тем более что принцип «Сомнения толкуются в пользу обвиняемого» не применяется при оценке, так что не всегда в основу кладется наиболее выгодная для преступника оценка стоимости. Таким образом, существует риск, что судья назначит наказание, которое уже не ограничено имуществом преступника, а превышает его.
Кроме того, как далее указывает Сенат, не хватает законодательных предписаний относительно того, какие критерии должны быть решающими для определения размера наказания имущественного характера, и каково должно быть соотношение наказания имущественного характера и наказания в виде лишения свободы и соотношение с грозящей заменой наказания имущественного характера на наказание в виде лишения свободы.
III.
Судьи Йенч, Ди Фабио и Меллингхоф приложили к решению особое мнение, отличающееся от мнения большинства. Они считают, что конституционно-правовые сомнения, по общему правилу, не возникают, если законодатель открывает для судьи большой простор для усмотрения в отношении установления меры наказания. Это может быть даже необходимым, чтобы дать судье по уголовным делам возможность вынесения справедливого решения в отдельном деле. В связи с уголовно-правовыми нормами касательно преступлений, совершенных группой лиц, торговли наркотиками и преступлений, связанных с незаконным пересечением границ, которые ссылаются на § 43 а Уголовного кодекса, и с учетом общих принципов определения наказания у судьи имеется достаточно предписаний, в каких случаях он должен назначить наказание имущественного характера. Максимальный и минимальный пределы наказания не должны быть обязательно выражены в законе в численном виде или иным образом в виде общей границы, независимой от индивидуальных обстоятельств преступника. Выраженная в цифрах верхняя граница наказания имущественного характера благоволит богатым преступникам и лишает такое наказание необходимого эффекта при совершении преступления, ориентированного на получение прибыли. Понятие «имущество» в существенной мере способствует определенности уголовно-правовой санкции согласно § 43 а Уголовного уложения, так как оно методически более надежно и может быть подвергнуто проверке, чем нормативные концепции. Наконец, невозможно и не требуется с точки зрения конституционного права дать точную формулу пересчета наказания в виде лишения свободы в денежный штраф, поскольку равенство жертв всегда зависит от индивидуальных факторов восприимчивости к наказанию.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде