§ 36. Запрет смертной казни (ст. 102 Основного закона)
195. BVerfGE 18, 112
(Auslieferung I / Выдача I)
Статья 102 Основного закона не означает, что государственной власти Германии запрещено каким-либо образом содействовать вынесению и приведению в исполнение смертного приговора иным государством.
Решение Первого сената от 30 июня 1964 г.
— 1 BvR93/64 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
- Родившийся в 1937 г. в Югославии заявитель жалобы вступил в 1957 г. в Иностранный легион, после того как, по его словам, он покинул родину по политическим причинам. Его разыскивают французские власти в связи с совершением уголовного преступления; он сознался в том, что 12 июня 1962 г. он, находясь в звании ефрейтора, вместе с тремя подчиненными ему легионерами напал ночью на один из домов в алжирской деревне и застрелил нескольких его жильцов, включая женщин и детей. После того как заявитель жалобы сбежал из французской тюрьмы в Федеративную Республику Германия, Французская Республика на основе ордера на арест военного суда в Марселе от 3 декабря 1962 г. письмом посольства от 22 апреля 1963 г. запросила его выдачи в связи с совершением убийства как минимум одиннадцати человек, умышленным нанесением телесных повреждений и грабежом.
В соответствии со ст. 302 французского Уголовного кодекса убийство наказывается смертной казнью.
[…]
Б.
[…]
II.
Основное право заявителя, предусмотренное ст. 2 абз. 2 Основного закона, не будет нарушено его выдачей даже тогда, когда допускается возможность, что во Франции он будет приговорен к смертной казни и приговор будет приведен в исполнение. Основной закон не запрещает государственной власти Германии оказывать правовую помощь другому государству в уголовном преследовании даже тогда, когда это может привести к тому, что другое государство вынесет и приведет в исполнение смертный приговор.
Формулировка ст. 102 Основного закона «Смертная казнь отменяется» прежде всего устанавливает: немецкий законодатель не имеет права предусматривать наказание в виде смертной казни, немецкий судья больше не имеет права выносить смертный приговор даже и на основании закона, действовавшего до принятия конституции, германские органы исполнительной власти больше не имеют права приводить в исполнение смертную казнь даже согласно решению, вынесенному до принятия конституции. Однако вопрос состоит в том, устанавливают ли положения ст. 102 Основного закона запрет смертной казни в том смысле, что органам государственной власти Германии запрещено каким-либо образом содействовать вынесению и приведению в исполнение смертного приговора другим государством. На этот вопрос следует ответить отрицательно.
- Формулировка нормы, с одной стороны, категорическим выражением «отменяется» показывает, что в данном случае принимается основополагающее решение особого, окончательного значения; но она не позволяет заключить, что этой норме придается значение, выходящее за рамки германского уголовного права.
- Системное расположение ст. 102 Основного закона не показывает ничего другого. Она находится в разделе IX «Правосудие» среди норм, которые содержат положения о внутригерманской судебной системе и процессуальном порядке. Если бы законодатель хотел придать данной норме более широкое значение своего рода общего «запрета» смертной казни, подобно общему праву человека, и из этого – в таком случае вполне логично – вывести запрет на выдачу при условии, что для выдаваемого существует угроза смертной казни, то тогда было бы логичнее, как минимум, указать на это в специальной норме о выдаче в разделе об основных правах – в ст. 16 абз. 2 Основного закона. Здесь находится системное место расположения конституционно-правового ограничения выдачи. Однако положения ст. 16 абз. 2 Основного закона устанавливают запрет на выдачу в общем только в отношении немцев, а применительно к иностранцам – только в отношении лиц, которые подвергаются политическим преследованиям.
- Анализ основ и возможных границ действия этой конституционной нормы не приводит к иному результату.
а) Тем не менее отмена смертной казни имеет для Федеративной Республики Германия большее значение, чем простое позитивно-правовое упразднение одной из многих штрафных санкций традиционной системы наказания. Это решение большого государственно-политического и политико-правового значения. Оно содержит признание фундаментальной ценности человеческой жизни и такой государственной позиции, которая вступает в подчеркнутое противоречие со взглядами режима, для которого отдельная жизнь значила мало и который присвоил себе право неограниченного злоупотребления жизнью и смертью граждан. Это решение следует понимать с учетом той особой исторической ситуации, в которой оно было принято. Оно не может быть связано с ценностной оценкой других правовых порядков, у которых не было этого опыта системы бесправия и которые на основе иного исторического развития, других государственно-политических реалий и государственно-философских воззрений не приняли для себя этого решения.
б) Для такой абсолютизации конституционного решения о запрете смертной казни немецкому правовому порядку не хватает внутренней легитимации. С учетом уровня развития законодательства и общественного мнения во всем сегодняшнем культурном мире нельзя сделать заключения, что смертная казнь столь сильно не соответствует современному уровню цивилизации, что государствам, которые отменили ее, было бы разрешено или даже рекомендовано обязательно распространять их взгляды, чтобы получить государственно-правовое и моральное преимущество и подвергнуть дискриминации в этом отношении иные правопорядки.
[…]
- История возникновения ст. 102 Основного закона не представляет ничего существенного для интересующего нас вопроса.
[…]
Примечание: сегодня § 8 Закона о международной правовой помощи по уголовным делам разрешает выдачу только в том случае, если иностранное государство гарантирует неисполнение наказания в форме смертной казни. Решение Федерального Конституционного Суда (BVerfGE) 65, 348/354 оставляет открытым вопрос о том, следует ли придерживаться ранее вынесенного решения.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде