§ 36. Запрет смертной казни (ст. 102 Основного закона)

195. BVerfGE 18, 112

(Auslieferung I / Выдача I)

Статья 102 Основного закона не означает, что государственной вла­сти Германии запрещено каким-либо образом содействовать вынесению и приведению в исполнение смертного приговора иным государством.

Решение Первого сената от 30 июня 1964 г.

— 1 BvR93/64 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

A.

  1. Родившийся в 1937 г. в Югославии заявитель жалобы вступил в 1957 г. в Иностранный легион, после того как, по его словам, он покинул роди­ну по политическим причинам. Его разыскивают французские власти в связи с совершением уголовного преступления; он сознался в том, что 12 июня 1962 г. он, находясь в звании ефрейтора, вместе с тремя подчи­ненными ему легионерами напал ночью на один из домов в алжирской де­ревне и застрелил нескольких его жильцов, включая женщин и детей. По­сле того как заявитель жалобы сбежал из французской тюрьмы в Федера­тивную Республику Германия, Французская Республика на основе ордера на арест военного суда в Марселе от 3 декабря 1962 г. письмом посольства от 22 апреля 1963 г. запросила его выдачи в связи с совершением убийства как минимум одиннадцати человек, умышленным нанесением телесных повреждений и грабежом.

В соответствии со ст. 302 французского Уголовного кодекса убийство наказывается смертной казнью.

[…]

Б.

[…]

II.

Основное право заявителя, предусмотренное ст. 2 абз. 2 Основного закона, не будет нарушено его выдачей даже тогда, когда допускается возможность, что во Франции он будет приговорен к смертной казни и приговор будет приведен в исполнение. Основной закон не запрещает государственной власти Германии оказывать правовую помощь друго­му государству в уголовном преследовании даже тогда, когда это может привести к тому, что другое государство вынесет и приведет в исполне­ние смертный приговор.

Формулировка ст. 102 Основного закона «Смертная казнь отменяет­ся» прежде всего устанавливает: немецкий законодатель не имеет пра­ва предусматривать наказание в виде смертной казни, немецкий судья больше не имеет права выносить смертный приговор даже и на основании закона, действовавшего до принятия конституции, германские органы исполнительной власти больше не имеют права приводить в исполне­ние смертную казнь даже согласно решению, вынесенному до принятия конституции. Однако вопрос состоит в том, устанавливают ли положе­ния ст. 102 Основного закона запрет смертной казни в том смысле, что органам государственной власти Германии запрещено каким-либо об­разом содействовать вынесению и приведению в исполнение смертно­го приговора другим государством. На этот вопрос следует ответить отрицательно.

  1.  Формулировка нормы, с одной стороны, категорическим выражени­ем «отменяется» показывает, что в данном случае принимается основопо­лагающее решение особого, окончательного значения; но она не позволя­ет заключить, что этой норме придается значение, выходящее за рамки германского уголовного права.
  2.  Системное расположение ст. 102 Основного закона не показывает ни­чего другого. Она находится в разделе IX «Правосудие» среди норм, которые содержат положения о внутригерманской судебной системе и процессуаль­ном порядке. Если бы законодатель хотел придать данной норме более ши­рокое значение своего рода общего «запрета» смертной казни, подобно об­щему праву человека, и из этого – в таком случае вполне логично – выве­сти запрет на выдачу при условии, что для выдаваемого существует угроза смертной казни, то тогда было бы логичнее, как минимум, указать на это в специальной норме о выдаче в разделе об основных правах – в ст. 16 абз. 2 Основного закона. Здесь находится системное место расположения конституционно-правового ограничения выдачи. Однако положения ст. 16 абз. 2 Основного закона устанавливают запрет на выдачу в общем только в отношении немцев, а применительно к иностранцам – только в отноше­нии лиц, которые подвергаются политическим преследованиям.
  3.  Анализ основ и возможных границ действия этой конституционной нормы не приводит к иному результату.

а)        Тем не менее отмена смертной казни имеет для Федеративной Рес­публики Германия большее значение, чем простое позитивно-правовое упразднение одной из многих штрафных санкций традиционной системы наказания. Это решение большого государственно-политического и по­литико-правового значения. Оно содержит признание фундаментальной ценности человеческой жизни и такой государственной позиции, кото­рая вступает в подчеркнутое противоречие со взглядами режима, для которого отдельная жизнь значила мало и который присвоил себе пра­во неограниченного злоупотребления жизнью и смертью граждан. Это решение следует понимать с учетом той особой исторической ситуации, в которой оно было принято. Оно не может быть связано с ценностной оценкой других правовых порядков, у которых не было этого опыта си­стемы бесправия и которые на основе иного исторического развития, других государственно-политических реалий и государственно-фило­софских воззрений не приняли для себя этого решения.

б)        Для такой абсолютизации конституционного решения о запрете смертной казни немецкому правовому порядку не хватает внутренней легитимации. С учетом уровня развития законодательства и обществен­ного мнения во всем сегодняшнем культурном мире нельзя сделать за­ключения, что смертная казнь столь сильно не соответствует современ­ному уровню цивилизации, что государствам, которые отменили ее, было бы разрешено или даже рекомендовано обязательно распростра­нять их взгляды, чтобы получить государственно-правовое и моральное преимущество и подвергнуть дискриминации в этом отношении иные правопорядки.

[…]

  • История возникновения ст. 102 Основного закона не представляет ничего существенного для интересующего нас вопроса.

[…]

Примечание: сегодня § 8 Закона о международной правовой по­мощи по уголовным делам разрешает выдачу только в том случае, если иностранное государство гарантирует неисполнение наказа­ния в форме смертной казни. Решение Федерального Конституци­онного Суда (BVerfGE) 65, 348/354 оставляет открытым вопрос о том, следует ли придерживаться ранее вынесенного решения.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде