§ 35. Право на рассмотрение дела законным судьей (ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона)
193. BVerfGE 4, 412
(Gesetzlicher Richter / Право на рассмотрение дела законным судьей)
- Положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона действуют не только в отношении рассматривающего дело судьи, но и в отношении судьи, назначающего дату основного судебного заседания.
- Положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 нарушаются и в том случае, если исключенный из процесса председатель Палаты, используя свой авторитет, существенно влияет на назначение другим судьей даты судебного заседания по данному делу.
- Если решение вынесено в связи с подобным назначением даты судебного заседания, оно противоречит положениям ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона. Решение считается вынесенным в связи с назначением судебного заседания на определенную дату, если нельзя исключить того, что суд имел бы иной состав при назначении даты в соответствии с конституцией.
Решение Первого Сената от 20 марта 1956 г.
— 1 BvR479/55 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
- […] По итогам рассмотрения дела по существу на судебных заседаниях 20 и 21 декабря 1954 г. заявитель жалобы был приговорен к одному году тюремного заключения. При повторном рассмотрении в вышестоящем суде заявитель жалобы, среди прочего, пожаловался, что он был лишен права на рассмотрение дела законным судьей, поскольку члены земельного суда д-р Р. и О. не участвовали в принятии решения по делу и дата судебного заседания была назначена по распоряжению отстраненного от участия в деле председателя первой Палаты по рассмотрению уголовных дел д-ра М., который должен был участвовать согласно плану распределения судебных дел; кроме того, дата рассмотрения дела была назначена не уполномоченным на назначение заседания по данному делу членом земельного суда д-ром Л. в обход его коллег д-ра Р. и О.
[…]
Б.
Конституционная жалоба является допустимой. Она также является обоснованной.
I.
В основе принятого решения лежат следующие выводы:
- Принцип «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела законным судьей» должен, как и гарантия независимости суда, предотвращать вмешательство неуполномоченных лиц в отправление правосудия и защищать веру заявителей и общества в беспристрастность и объективность судов; исторически связанный с этим запрет чрезвычайных судов должен противодействовать обходу данного принципа. Поскольку эти положения существенным образом реализуют принцип правового государства в сфере судопроизводства, они еще в XIX в. были включены в большинство конституций немецких земель, и тем самым им был придан статус конституционной нормы. Статья 105 Веймарской Конституции продолжила данную традицию. В той мере, в которой уточнялись принципы правового государства и разделения властей, были также усовершенствованы положения о праве на рассмотрение дела законным судьей. Закон о судоустройстве, процессуальные кодексы и планы распределения работы между судами определили их подведомственность и подсудность, распределение обязанностей и состав отдельных департаментов, палат и сенатов. Если действие принципа «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела законным судьей» было первоначально направлено вовне и прежде всего против любого рода «кабинетной юстиции», то его защитная функция еще больше распространялась также на то, чтобы никакие меры внутри судебной системы не могли лишить кого-либо права на рассмотрение его дела законным судьей.
- Тем не менее это не означает, что положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона были бы нарушены в любом случае, если вместо «законного судьи» дело рассматривает другой судья. Если действие судьи, вызывающее такое последствие, вызвано процессуальным заблуждением (error in procedendo), то не происходит нарушения положений ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона (BVerfGE 3, 359 [364]). Вопрос разграничения понятий «процессуальное заблуждение» и «лишение права на рассмотрение дела законным судьей» не требует здесь разрешения хотя бы потому, что процессуальное заблуждение уже на понятийном уровне исключено, если речь идет о влиянии внешних по отношению к суду лица или учреждения. Но ничего другого это не может означать и для находящегося внутри судебной системы лица, которое в целом или в конкретном деле – в качестве отстраненного судьи – не может исполнять функции судьи.
- Такие лица могут вмешиваться в судопроизводство – что нарушает положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона – не только посредством присвоения себе судейских функций, но и посредством влияния своим авторитетом на конкретные действия судьи. Только если положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона смогут защитить также и от этого, они смогут осуществлять свои охранительные функции в рамках правового государства.
- Положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона действуют не только в отношении рассматривающего дело судьи, но и в отношении судьи, назначающего дату основного судебного заседания. Это следует из того, что подведомственность, подсудность и состав судов устанавливаются законом и планом распределения дел не только применительно к вынесению решения по делу, но и в отношении действий судей по подготовке к рассмотрению дела. Ошибка, допущенная при определении даты судебного заседания, может негативно повлиять на вынесенное решение лишь в том случае, когда решение основано на допущенной ошибке, то есть когда между допущенной процессуальной ошибкой и принятием данного решения существует причинно-следственная связь.
В соответствии со сложившейся судебной практикой подобная, ведущая к отмене решения причинно-следственная связь при нарушении существенных процессуальных норм существует уже при наличии вероятности того, что процессуальное нарушение оказало влияние на содержание решения (сравн. Льове-Розенберг, 18-е и 20-е изд., § 337, прим. 7 a и б / Lowe-Rosenberg, 18. u. 20. Aufl. § 337 Anm. 7 a u. б). Применение данной правовой идеи в случаях, когда при назначении срока было совершено нарушение положений ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона, соответствует функции данной правовой нормы по защите уверенности в непредвзятости и объективности судов; таким образом, нарушение положений ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона при назначении даты судебного заседания ведет к отмене решения уже в том случае, когда данное нарушение могло повлиять на решение. Эту возможность нельзя исключать в связи с важным значением состава суда, ведущего производство по делу, поскольку при надлежащем назначении судебного заседания состав суда мог бы быть другим.
II.
Принимая во внимание данные принципы, вынесенный Земельным судом в г. Мюнхене 21 декабря 1954 г. приговор в отношении заявителя жалобы нарушает положения ст. 101 абз. 1 предл. 2 Основного закона, поскольку в результате исследования доказательств:
- установлено, что назначение судебного заседания по рассмотрению дела на 20 декабря 1954 г. существенным образом находилось под влиянием отстраненного от участия в данном деле председателя первой Палаты по рассмотрению уголовных дел д-ра М.,
- не исключено, что судебное заседание по рассмотрению дела заявителя жалобы без вмешательства отстраненного от дела судьи было бы проведено иным составом суда.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде