Часть четвертая
«ОТКРЫТАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ» И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
§ 33. Передача суверенных прав, Европейский союз, НАТО, международное публичное право, международные договоры (ст. 23, ст. 24, ст. 25 и ст. 59 абз. 2 Основного закона)
175. BVerfGE 6, 309
(Reichskonkordat / Имперский конкордат)
[…]
Решение Второго Сената от 26 марта 1957 г.
— 2 BvG 1/55 –
В конституционно-правовом споре по вопросу возможного нарушения Федеральной землей Нижняя Саксония конкордата между Святым Престолом и Германской Империей от 20 июля 1933 г. в результате принятия […] Закона о государственном школьном образовании в Нижней Саксонии от 14 сентября 1954 г. и, следовательно, возможного нарушения землей права федерации на соблюдение обязательных для нее международных договоров со стороны земель. […]
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Заявление Федерального правительства отклонено.
[…]
ОСНОВАНИЯ
Д.
[…]
IV.
1. Приведенному результату не может быть противопоставлено, что он противоречит выраженному в ст. 25 Основного закона принципу приверженности Основного закона нормам международного права. При подобной позиции упускается из виду, что в Основном законе принцип приверженности нормам международного права понимается не так широко, чтобы гарантировать соблюдение действующих международных договоров через обязывание законодателя руководствоваться соответствующим этим договорам правом. Ни в отношении договоров, предмет которых относится к федеральному законодательству, ни в отношении договоров федеральных земель, предмет которых в соответствии с Основным законом относится к законодательству земель, Основной закон не предусматривает в качестве обязательного конституционно-правовое соответствие законодательства положениям договора. Основной закон возлагает исполнение обязанностей из действующих международных договоров на компетентного законодателя. Статья 25 Основного закона предоставляет только «общим правилам международного права» характер внутригосударственного права и дает им приоритет перед законами. Данное положение означает, что указанные правила применяются без принятия дополнительного закона, распространяющего действие международного договора на внутригосударственное право, то есть непосредственно интегрируются в немецкую правовую систему и стоят выше немецкого внутригосударственного права, однако не выше конституционного права. Указанные нормы тем самым имеют преимущество перед любой нормой немецкого права, которая не отвечает их требованиям или противоречит им. Особые договорные соглашения, в том числе если они устанавливают объективное право, не обладают такой преимущественной силой. Таким образом, законодатель имеет право принятия нормативных актов с силой закона и в тех случаях, когда действуют договорные обязательства, если речь не идет об общих принципах международного права.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде