Часть четвертая

«ОТКРЫТАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ» И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

§ 33. Передача суверенных прав, Европейский союз, НАТО, международное публичное право, международные договоры (ст. 23, ст. 24, ст. 25 и ст. 59 абз. 2 Основного закона)

175. BVerfGE 6, 309

(Reichskonkordat / Имперский конкордат)

[…]

Решение Второго Сената от 26 марта 1957 г.

— 2 BvG 1/55 –

В конституционно-правовом споре по вопросу возможного наруше­ния Федеральной землей Нижняя Саксония конкордата между Святым Престолом и Германской Империей от 20 июля 1933 г. в результате при­нятия […] Закона о государственном школьном образовании в Нижней Саксонии от 14 сентября 1954 г. и, следовательно, возможного нарушения землей права федерации на соблюдение обязательных для нее междуна­родных договоров со стороны земель. […]

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ

Заявление Федерального правительства отклонено.

[…]

ОСНОВАНИЯ

Д.

[…]

IV.

1. Приведенному результату не может быть противопоставлено, что он противоречит выраженному в ст. 25 Основного закона принци­пу приверженности Основного закона нормам международного пра­ва. При подобной позиции упускается из виду, что в Основном законе принцип приверженности нормам международного права понимается не так широко, чтобы гарантировать соблюдение действующих между­народных договоров через обязывание законодателя руководствовать­ся соответствующим этим договорам правом. Ни в отношении дого­воров, предмет которых относится к федеральному законодательству, ни в отношении договоров федеральных земель, предмет которых в со­ответствии с Основным законом относится к законодательству зе­мель, Основной закон не предусматривает в качестве обязательного конституционно-правовое соответствие законодательства положе­ниям договора. Основной закон возлагает исполнение обязанностей из действующих международных договоров на компетентного зако­нодателя. Статья 25 Основного закона предоставляет только «общим правилам международного права» характер внутригосударственного права и дает им приоритет перед законами. Данное положение означа­ет, что указанные правила применяются без принятия дополнитель­ного закона, распространяющего действие международного договора на внутригосударственное право, то есть непосредственно интегри­руются в немецкую правовую систему и стоят выше немецкого вну­тригосударственного права, однако не выше конституционного пра­ва. Указанные нормы тем самым имеют преимущество перед любой нормой немецкого права, которая не отвечает их требованиям или противоречит им. Особые договорные соглашения, в том числе если они устанавливают объективное право, не обладают такой преимуще­ственной силой. Таким образом, законодатель имеет право принятия нормативных актов с силой закона и в тех случаях, когда действуют договорные обязательства, если речь не идет об общих принципах ме­ждународного права.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде