174. 2 BvE4/13
(Aukerungsbefugnis des Bundesprasidenten / Право Федерального Президента высказывать свое мнение)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 50/2014 от 3 июня 2014 г.
Решение от 10 июня 2014 г.
— 2 BvE4/13 —
Заявление Национал-демократической партии Германии против Федерального президента отклонено
Согласно оглашенному сегодня решению, Второй Сенат Федерального Конституционного Суда отклонил заявление Национал-демократической партии Германии (НДПГ) против Федерального президента, предметом которого были высказывания, сделанные им во время предвыборной кампании в Бундестаг в 2013 г. По общему правилу Федеральный Президент как должностное лицо самостоятельно решает, каким образом он будет реализовывать свои представительские и интеграционные задачи. В данном случае необходимо соблюдать конституцию и законы, в том числе право политических партий на равные возможности. Отдельные высказывания Федерального Президента, однако, могут быть предметом судебного разбирательства в том случае, если на основании очевидного пренебрежения своими интеграционными обязанностями он умышленно нарушает права политической партии. В данном случае подобный состав отсутствовал.
Обстоятельства дела:
В августе 2013 г. ответчик принимал участие в беседе с сотнями учащихся профессиональных школ в возрасте от 18 до 25 лет в школьном центре в берлинском районе Кройцберг. Во время мероприятия, проходившего под лозунгом «22.09.2013 – Твой голос имеет значение!» ответчик, помимо прочего, указал на важность свободных выборов для демократии и призывал учащихся к участию в социальной и политической жизни. На вопрос одной учащейся ответчик сослался на события, связанные с протестами членов и сторонников заявителя против общежития в берлинском районе Хеллерсдорф для лиц, подавших заявление о предоставлении статуса беженца. В отчете для прессы были процитированы высказывания ответчика: «Нам нужны граждане, которые выходят на улицы и показывают границы полоумным людям. Я призываю всех вас к этому» и «Я горжусь быть Президентом страны, в которой граждане защищают демократию».
Основные выводы Сената:
Высказывания ответчика, которые являются предметом жалобы заявителя, не противоречат Конституции и, следовательно, не нарушают права политических партий на равенство возможностей.
- Федеральный Президент представляет государство и народ Федеративной Республики Германия на международной арене и во внутриполитических отношениях и должен укреплять единство государства. Каким образом Федеральный Президент выполняет свои представительские и интеграционные обязанности, он как должностное лицо, по общему правилу, решает самостоятельно. Одной из важнейших задач Федерального президента является выражение своей позиции относительно единства общества во время публичных выступлений, поддержка данного единства авторитетом власти; следовательно, для реализации данной задачи ему необходима определенная свобода действий. Федеральный Президент может выполнять требования, выдвигаемые в отношении него как представителя власти только в том случае, если он принимает во внимание изменения в обществе и общеполитические задачи в соответствии с собственной оценкой, и при этом он остается свободным в выборе тем и в оценке формы общения, применимой в конкретной ситуации. Поэтому Федеральному президенту не требуются дополнительные законные полномочия, сверх предоставленных ему по должности, для указания на неправильное развитие или для указания на опасности и групп лиц или отдельных граждан, действия которых, по его мнению, являются причиной данных явлений.
- Действия Федерального Президента ограничиваются положениями Конституции и законов. К числу прав, которые должен соблюдать Федеральный Президент, относится право политических партий на равенство возможностей, закрепленное в ст. 21 абз. 1 Основного закона; когда речь идет о равенстве возможностей на выборах, также необходимо учитывать ст. 38 абз. 1 Основного закона или ст. 28 абз. 1 Основного закона. Действие, нарушающее равенство возможностей во время выборов, может выражаться в высказывании негативных оценок о целях и деятельности политической партии.
- При проведении конституционной проверки высказываний Федерального президента, затрагивающих право партий на равенство возможностей, необходимо учитывать, что в исключительной компетенции Федерального президента находится вопрос касательно способа исполнения им своих служебных обязанностей и интеграционных задач. В какой степени он при этом будет придерживаться роли «нейтрального Федерального президента», не подлежит ни общей, ни конкретной судебной проверке.
С другой стороны, если данные действия противоречат принципам правового государства, то политические партии, чье право на равенство возможностей является одной из важнейших составляющих демократического общественного порядка, будут лишены средств правовой защиты от действий Федерального президента. В свете вышеизложенного представляется необходимой судебная проверка негативных высказываний Федерального президента в отношении партии. Следует выяснить, действовал ли он с явным пренебрежением к своим интеграционным обязанностям и тем самым умышленно нарушил права партии.
- Исходя из этого, оснований для предъявления заявителем претензий в отношении высказываний ответчика нет.
- Если заявитель считает, что его права нарушены тем, что ответчик публично поддержал протесты против заявителя в берлинском районе Хеллерсдорф, его заявление не подлежит удовлетворению. Тот факт, что Федеральный Президент поддержал или лишь одобрил силовые протесты против заявителя, не подтверждается на основании объективного толкования его высказываний. Федеральный Президент в своем ответе прямо указал, что не одобряет даже срывание плакатов. Поэтому не может быть сомнений, что он также исключил возможность силового воздействия на заявителя. Далее по делу он лишь указал на свободу мнений и собраний и призвал к политической борьбе мнений. На это у него были полномочия.
б) С конституционно-правовой точки зрения нельзя также оспорить использование слова «полоумный» в данном контексте. При помощи данного слова ответчик выразил негативное оценочное суждение в отношении заявителя и его сторонников, что при отдельном рассмотрении может быть расценено как порочащее высказывание и изъявление необоснованной социальной неприязни людей, к которым данное высказывание было обращено. Между тем, как следует из контекста высказываний ответчика, термин «полоумный» – наряду с такими терминами, как «идеолог» и «фанатик» – является собирательным термином для обозначения лиц, не сделавших выводов из уроков истории, оставшихся равнодушными к разрушительным последствиям национал-социализма, лиц, которые преследуют праворадикальные – националистические и антидемократические – убеждения. Использование для оживления речи термина «полоумный» имело целью не только показать неспособность усваивать уроки истории лицами, в отношении которых данный термин был применен, но и подчеркнуть, что они напрасно пытаются утвердить в обществе свою идеологию, когда граждане «указывают им на границы допустимого». Между тем ответчик призывал, опираясь на выводы, сделанные из противоправного господства национал-социалистического режима, выступать против политических взглядов, которые, по его мнению, представляют опасность для свободного демократического общественного порядка и которые, на его взгляд, поддерживает заявитель; он агитировал в форме изложения своих мыслей, что соответствует Конституции, и тем самым не нарушил установленные Конституцией границы для публичного высказывания негативных мнений о политических партиях.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде