165. BverfGE49, 89
(Kalkar I / Калькар I)
- Из принципа парламентской демократии нельзя вывести приоритет парламента и его решений по отношению к другим ветвям власти как некий общий принцип толкования, стоящий над всей системой распределения конкретных компетенций.
- Нормативное решение, устанавливающее принцип применения права, в пользу или против правовой допустимости мирного использования ядерной энергии на территории Федеративной Республики Германия является фундаментальным и существенным решением в смысле принципа оговорки закона в связи с его широким воздействием на граждан, в частности, на сферу их свободы и равенства, на общие условия жизни, а также из-за связанного неизбежно с этим вида и интенсивности регулирования. И только сам законодатель призван принять это решение.
- Если законодатель принял решение, которое в своем основании серьезно поставлено под вопрос новыми, на момент принятия закона еще не предвидимыми изменениями, то в соответствии с Конституцией он может быть обязан проверить, следует ли сохранить первоначальное решение в силе и при изменившихся обстоятельствах.
- В ситуации, неизбежно отягощенной неопределенностью, первейшей политической обязанностью законодателя и правительства является принятие ими в пределах своих компетенций решений, которые они посчитают целесообразными. В этих обстоятельствах к задаче судов не относится подмена при помощи своих оценок компетентных политических органов. Для этого недостаточно правовых стандартов.
- Ориентированная на будущее открытая формулировка п. 3 абз. 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей служит динамической защите основных прав. Она также помогает наилучшей реализации цели защиты, указанной в п. 2 § 1 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей.
- Требовать от законодателя с учетом его обязательства по защите граждан регулирования, с абсолютной надежностью исключающего угрозы для основных прав, которые могут возникнуть в связи с разрешением на эксплуатацию технических сооружений и их эксплуатацией, означало бы непонимание границ человеческого познания, и это в значительной степени привело бы к невозможности разрешения государством использования техники. Поэтому для устройства социального порядка необходимо при любых оценках основываться на позициях практического здравого смысла. Неопределенности, лежащие за пределами указанного порога практического здравого смысла, являются неизбежными и поэтому должны лечь на плечи всех граждан как социально адекватная нагрузка.
Решение Второго Сената от 8 августа 1978 г.
— 2 BvL 8/77 –
в деле по проверке конституционности положения § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей от 23 декабря 1959 г. [.] – в той мере, в которой это положение делает возможным разрешение на эксплуатацию атомных станций с реакторами на быстрых нейтронах […]
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
I.
[…]
- […] § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей:
«Разрешение на строительство и эксплуатацию установок
- Для того, кто сооружает, вводит в эксплуатацию или использует иным образом стационарные установки для производства, обогащения или регенерации либо для деления ядерного топлива, либо для утилизации облученного ядерного топлива, или вносит существенные изменения в установку или ее эксплуатацию, необходимо разрешение.
- Разрешение может быть выдано лишь в том случае, если
- отсутствуют факты, которые вызывали бы сомнения в благонадежности заявителя и лиц, ответственных за возведение, руководство и надзор за эксплуатацией установки, и лица, ответственные за возведение, руководство и надзор за эксплуатацией установки, обладают необходимой для этого компетентностью;
- гарантировано, что иные задействованные в эксплуатации установки лица обладают необходимыми знаниями относительно безопасной эксплуатации установки, возможных опасностях и о подлежащих применению мерах защиты;
- приняты все необходимые с учетом уровня развития науки и техники предупредительные меры против ущерба, связанного с возведением и эксплуатацией установки;
- приняты необходимые предупредительные меры для исполнения установленных законом обязательств по компенсации ущерба;
- обеспечена необходимая защита от вмешательств или других действий третьих лиц;
- выбору места размещения установки не противостоят преимущественные общественные интересы, в частности, в отношении сохранения чистоты воды, воздуха и почвы.
[…]»
По мнению суда, обратившегося с запросом, эта норма нарушает принцип разделения властей (предл. 2 абз. 2 ст. 20 Основного закона), принцип парламентской демократии (абз. 1 и 2 ст. 20 Основного закона) и принцип правового государства (абз. 3 ст. 20 Основного закона) в той мере, в какой она в ее актуальной редакции делает возможным также разрешение на строительство и эксплуатацию реакторов на быстрых нейтронах.
[…]
Б.
[…]
II.
Абзацы 1 и 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей соответствуют Основному закону.
- а) Основной закон не наделяет парламент всеобъемлющим приоритетом при принятии основополагающих решений. Он устанавливает границы его полномочий путем распределения компетенций на основе разделения властей. Принципиальные – в том числе и политические – решения он относит к компетенции других высших государственных органов, как, например, определение основного направления политики федеральным канцлером (предл. 1 ст. 65 Основного закона), роспуск Бундестага (ст. 68 Основного закона), объявление чрезвычайного порядка принятия законопроекта (ст. 81 Основного закона) или важные внешнеполитические решения, например об установлении или разрыве дипломатических отношений. За Бундестагом, если он не одобрит подобные решения, остаются его контрольные полномочия; при определенных обстоятельствах он может выбрать нового федерального канцлера и тем самым добиться отставки существующего правительства; он может воспользоваться своей бюджетной компетенцией, но Основной закон не признает за ним компетенции по принятию решений по этим вопросам. Конкретный порядок разделения и сбалансирования государственной власти, сохранение которого является одной из целей Основного закона, не может быть подорван посредством ошибочно выведенного из принципа демократии властного монизма в форме всеобъемлющего верховенства парламента. Из того обстоятельства, что только члены парламента выбираются непосредственно народом, не следует, что другие институты и функции государственной власти лишены демократической легитимации. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти получают свою институциональную и функциональную демократическую легитимацию из решения создателя Конституции, закрепленного в абз. 2 ст. 20 Основного закона.
[…]
б) В рассматриваемом деле речь идет об области правотворчества, то есть об области, для которой Основной закон устанавливает разграничение компетенции. Из принципа общей оговорки закона следует, что исполнительной власти для актов, существенно затрагивающих сферу свободы и равенства граждан, необходимо законное основание.
- Абзацы 1 и 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей не противоречат принципу оговорки закона.
а) Хотя принцип оговорки закона прямо не упоминается в Конституции, его действие следует из абз. 3 ст. 20 Основного закона (BverfGE40, 237 [248]). Понимание этого принципа в последние годы изменилось, особенно с признанием его демократических компонентов […]. Сегодня является устоявшейся судебной практикой, что законодатель обязан – в отрыве от признака «вмешательства» – самостоятельно принимать все существенные решения в основополагающих нормативных областях, особенно в области осуществления основных прав, насколько она доступна государственному регулированию […]. Абзац 1 ст. 80 и предл. 1 (вторая часть предложения) абз. 2 ст. 59 Основного закона, а также особые случаи оговорок закона являются выражением этой общей оговорки закона.
То, в каких областях деятельность государства нуждается в правовом основании в виде формального закона, можно установить лишь с учетом соответствующей предметной области и интенсивности планируемого или принятого регулирования. При этом конституционно-правовые критерии оценки следует выводить в первую очередь из фундаментальных принципов Основного закона, в особенности из признанных и гарантированных Основным законом основных прав.
По тем же критериям оценивается, установил ли законодатель – как этого требует конституционная оговорка закона (BVerfGE34, 165 [192]) – при помощи подлежащей проверке нормы существенные нормативные основания для подлежащей регулированию правовой области сам и не передал ли это в ведение органов управления.
б) Нормативное принципиальное решение за или против правовой допустимости мирного использования атомной энергии на территории Федеративной Республики Германия является фундаментальным и существенным решением в смысле оговорки закона из-за его широкого воздействия на граждан, в частности, на сферы их свободы и равенства, на общие условия жизни, а также из-за связанных неизбежно с этим вида и интенсивности регулирования. И только сам законодатель призван принять это решение.
То же самое действует в отношении норм, которые определяют официальное разрешение на строительство и эксплуатацию установок в смысле абз. 1 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей. При выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на строительство и эксплуатацию таких установок исполнительной властью речь идет об актах, которые существенным образом могут затронуть основные права граждан.
[…]
В § 1 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей законодатель принял решение, устанавливающее принцип применения права о допустимости использования атомной энергии и одновременно законом определил границы ее использования с учетом обязательности максимально надежной защиты от опасностей ядерной энергии. В этих рамках он урегулировал в абз. 1 и 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей все существенные и фундаментальные вопросы выдачи разрешения на строительство и эксплуатацию.
[…]
в) Этим, однако, еще ничего не было сказано о том, должен ли в случае необходимости и когда должен законодатель вновь принять решение относительно правовых предпосылок для сооружения и эксплуатации реакторов на быстрых нейтронах. Если законодатель принял решение, которое в своем основании серьезно поставлено под вопрос новыми, на момент принятия закона еще не предвидимыми изменениями, то в соответствии с Конституцией он может быть обязан проверить, следует ли и при изменившихся обстоятельствах сохранить первоначальное решение в силе.
С конституционно-правовой точки зрения не может быть возражений, если законодатель до сих пор не считал необходимым «новое исследование» темы использования реакторов на быстрых нейтронах и его возможных последствий, как, например, вопрос об утилизации отходов.
[…]
- Абзацы 1 и 2 § 7 абз. 1 и 2 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей также не противоречат конституционному требованию достаточной определенности закона.
Абзацы 1 и 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей широко применяют неопределенные правовые понятия. В соответствии со сложившейся судебной практикой применение неопределенных правовых понятий является, в принципе, допустимым с конституционно-правовой точки зрения (см. BVerfGE 21, 73 [79]; 31, 255 [264]; 37, 132 [142]). При ответе на вопрос, какие требования к определенности закона должны быть соблюдены в отдельном случае, следует учитывать особенности предмета и интенсивность регулирования (см. BVerfGE 48, 210 [221 и далее]). Не очень высокие требования ставятся, прежде всего, при разнообразных фактических обстоятельствах (BVerfGE 11, 234 [237]; 21, 1 [4]; 28, 175 [183]) или если ожидается, что фактические отношения будут быстро меняться (BVerfGE 8, 274 [326]; 14, 245 [251]).
[…]
- Абзацы 1 и 2 § 7 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей не нарушает основные права человека или объективно-правовые обязанности государства по их защите, вытекающие из правопорядка, регулирующего основные права человека.
[…]
а) […] Независимо от того, как именно при толковании этой нормы следует определить понятия предосторожности, ущерба и – в связи с ними – опасности или остаточного риска, закон с точки зрения конституционного права исключает выдачу разрешения в том случае, если сооружение или эксплуатация установки ведет к причинению вреда, который представляет собой нарушение основных прав человека. В данном случае закон не соглашается с характерным для данной установки остаточным ущербом или минимальным ущербом любого вида, которые в свете основного права согласно предл. 1 абз. 2 ст. 2 Основного закона или других основных прав следовало бы рассматривать как нарушение основных прав. В противном случае, поскольку здесь с учетом вида этих ущербов речь идет о совершенно новых ограничениях основных прав, Закон о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей должен был бы прямо ограничить соответствующее основное право согласно предл. 2 абз. 1 ст. 19 Основного закона, как это, например, сделано в абз. 2 § 12 в соответствии с № 4 предл. 1 абз. 1 Закона о мирном использовании атомной энергии и защите от ее опасностей в отношении основного права на физическую неприкосновенность.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде