§ 30. Принцип демократии (абз. 1 ст. 20 в сочетании с абз. 2 ст. 20 Основного закона)

159. BVerfGE44, 125

(Offentlichkeitsarbeit / Работа по связям с общественностью)

  1. Конституция запрещает государственным органам при исполне­нии ими своих функций идентифицировать себя в предвыборный период с политическими партиями или кандидатами, поддерживать их или бо­роться с ними с использованием государственных средств, в частности влиять на решение избирателей с использованием рекламы.
  2.  Если действующее федеральное правительство, выступающее в ка­честве конституционного органа, участвует в предвыборной гонке и ре­кламирует себя для переизбрания в качестве правительства, то это будет противоречить конституционному принципу, согласно которому деятель­ность Бундестага и федерального правительства ограничена по времени.
  3.  Право политических партий на равные шансы будет нарушено, если государственные органы, принимая ту или иную сторону, будут участво­вать в предвыборной борьбе, поддерживая или борясь с политическими партиями или кандидатами.
  4.  Действие государственных органов в партийных интересах недо­пустимо и в форме работы по связям с общественностью, если речь идет о выборах органов народного представительства. Работа правительства по связям с общественностью кончается там, где начинается предвыбор­ная реклама.
  5.  В партийных интересах запрещено действовать как федеральным государственным органам при земельных выборах, так и конституцион­ным органам земель при выборах в Бундестаг.
  6.  Если информативное содержание публикации или сообщения од­нозначно уступает их рекламному оформлению, то это может быть при­знаком того, что граница недопустимой предвыборной рекламы оказа­лась пройденной.
  7.  Признаком нарушения границы допустимости предвыборной ре­кламы является также усиление работы с общественностью ближе к пе­риоду предвыборной кампании, что может выражаться как в увеличении числа отдельных мероприятий без актуального на то повода, так и в их масштабах и возросшем применении государственных средств для по­добных мероприятий.
  8.  В конечном итоге из обязательства федерального правительства воздерживаться при выборах от любых действий в партийных интере­сах вытекает требование строгой сдержанности в предвыборный период и запрет на любую работу с общественностью с использованием бюджет­ных средств в форме так называемых отчетов о деятельности, сообщений о достижениях или успехах.
  9. Федеральное правительство должно предпринять меры, чтобы его публикации, предназначенные для работы с общественностью, не были использованы для предвыборной рекламы ни самими партиями, ни под­держивающими их организациями или группами.

Решение Второго Сената от 2 марта 1977 г.

— 2 BvE1/76 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

A.

Предмет разбирательства заключается в вопросе о том, не вмешалось ли федеральное правительство своими мерами, названными работой с обще­ственностью, в предвыборную кампанию 1976 г. в Бундестаг и не приве­ло ли это к нарушению или не подвергло ли это непосредственной опасно­сти нарушения установленных Основным законом прав заявителя.

[…]

B.

[…]

I.

Из норм абз. 1 ст. 20 и абз. 2 ст. 2 Основного закона следует:

  1.  В свободном демократическом обществе, которое установлено Ос­новным законом в Федеративной Республике Германия, вся государствен­ная власть исходит от народа и осуществляется народом путем выборов и голосований и посредством специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия (абз. 1 и 2 ст. 20 Основного закона).

[…]

  •  Выборы способны привести к демократической легитимации по смыслу абз. 2 ст. 20 Основного закона только в том случае, если они свободны. Это требует не только того, чтобы акт волеизъявления был сво­боден от принуждения и недопустимого давления, как это установлено в абз. 1 ст. 38 Основного закона, но также и того, чтобы избиратели мог­ли сформировать и выразить свое решение в ходе свободного процесса формирования мнения (см. BVerfGE20, 56 [97]).

[…]

  1. […] Как это заложено в абз. 2 ст. 20 Основного закона, формирова­ние воли народа в рамках процедуры голосования должно переходить  от народа к государственным органам, а не наоборот. Чем больше дея­тельность государственных органов влияет на формирование мнения и воли избирателей и сама становится предметом оценки избирателей, тем сильнее должен быть запрет для государственных органов при ис­полнении ими своих функций на осуществление при выборах особых мер воздействия на формирование воли народа с целью сохранения или изменения распределения власти в государственных органах. В рамках выборов Конституция запрещает им как государственным органам иден­тифицировать себя с политическими партиями или кандидатами и под­держивать их либо бороться с ними с использованием государственных средств, в частности, оказывать влияние на решение избирателей с по­мощью рекламы.

Независимо от этого, если действующее федеральное правительство, выступающее в качестве конституционного органа, участвует в предвы­борной гонке и рекламирует себя для переизбрания в качестве прави­тельства, то это будет противоречить конституционному принципу, со­гласно которому деятельность Бундестага и федерального правительства ограничена по времени. Это не исключает для членов федерального пра­вительства возможности участия в предвыборной борьбе на стороне од­ной из партий, когда они не исполняют свои должностные обязанности.

  • Согласно Основному закону как демократическому порядку важ­нейшие государственные решения принимаются на основе правила боль­шинства (абз. 2 ст. 42, абз. со 2-го по 4-й ст. 63, абз. 1 ст. 67, абз. 3 ст. 52, абз. 6 ст. 54).

[…]

И только если большинство формируется на основе свободного, откры­того, регулярно возобновляющегося процесса формирования обществен­ного мнения и волеизъявления, в котором все совершеннолетние граждане могут принимать равное участие, и если большинство при принятии реше­ний исходит из постоянно определяемого общественного блага, в частно­сти, уважает права меньшинства и учитывает его интересы, не отнимает и не уменьшает его право стать завтра большинством, то только тогда ре­шения большинства при исполнении государственной власти могут отра­жать волю всего общества и, следуя идее свободного самоопределения всех граждан, обладать обязательной силой для всех.

Следует, в частности, отметить, что финансовые средства и налоги, на ко­торые содержится государство, поступают от всех граждан государства, не­зависимо от их политических взглядов и принадлежности к политическим организациям. Эти средства доверяются государству для использования в целях всеобщего блага. Оно служит этой цели как социальное правовое государство в различных формах, в том числе поддерживая части и груп­пы плюралистического общества и их разнообразные интересы. При этом здесь не требуется общее решение о том, где проходят границы, вытекаю­щие, например, из запрета предпочтений согласно абз. 3 ст. 3 Основного закона. Однако это обязательство не исполняется, если в таком важном для всего государства процессе, как выборы народных представительных органов, финансовые средства и возможности государства, предоставлен­ные ему всем обществом, используются в пользу или против политических партий или кандидатов. Основной закон мирится в процессе формирования политического мнения и воли народа, который находит свое завершение в процедуре выборов, с внеправовым неравенством избирателей и их поли­тических групп. Но он запрещает государству, выбирая одну из сторон, уча­ствовать в избирательной борьбе и, тем самым, оказывать влияние на кон­курентные взаимоотношения политических сил. Государственные органы должны служить всем и сохранять нейтральность в предвыборной борьбе. […]

II.

Если государство, как это происходит в подобных случаях, вмешива­ется в пользу или против определенных политических партий или кан­дидатов, то кроме того происходит еще и нарушение конституционного права затронутых лиц на равенство шансов при выборах (абз. 1 ст. 21, абз. 1 ст. 38 Основного закона).

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде