158. BVerfGE 125, 175
(Hartz IV / Хартц IV)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Пресс-релиз № 5/2010 от 9 февраля 2010 г.
Решение от 17 марта 2004 г.
1 BvL 1/09, 1 BvL 3/09, 1 BvL 4/09
Стандартные пособия согласно части второй Социального кодекса (Закон «Хартц-IV») не соответствуют Конституции
- Обстоятельства дела
- Четвертый закон относительно современных услуг на рынке труда от 24 декабря 2003 г. (так называемый Закон «Хартц-IV»), вступивший в силу 1 января 2005 г., объединил прежнее пособие по безработице и прежнюю социальную помощь в новой второй части Социального кодекса (СК II) в форме единого базового обеспечения трудоспособных лиц, нуждающихся в материальной помощи, а также совместно проживающих с ними в общности нуждающихся лиц. Нуждающиеся в помощи трудоспособные лица получают согласно закону пособие по безработице II, а проживающие с ними совместно нетрудоспособные члены семьи, в особенности дети, не достигшие 15-летнего возраста, получают социальное пособие. Указанные пособия состоят в основном из закрепленных в § 20 и 28 СК II стандартного пособия на обеспечение жизненных потребностей и пособия на оплату жилья и отопления. Пособия предоставляются только при отсутствии достаточных собственных средств, в частности дохода или имущества. Стандартное пособие для бессемейных граждан в соответствии с СК II на момент вступления его в силу в «старых» федеральных землях, включая Восточный Берлин, составляло 345 евро. Стандартное пособие для остальных совместно проживающих нуждающихся лиц составляет определенный процент от указанного выше пособия. В соответствии с этим пособие для супругов, зарегистрированных гражданских партнеров и партнеров, состоящих в незарегистрированном браке, на 1 января 2005 г. приблизительно составляло 311 евро (90 %), для детей до окончания 14-го года жизни – 207 евро (60 %), а для детей с 15-го года жизни – 276 евро (80 %).
По сравнению с правилами ранее действовавшего федерального Закона о предоставлении социальной помощи суммы выплат в соответствии с СК II стали в значительной мере паушализированными; повышение выплат для удовлетворения бытовых потребностей исключено. Одноразовые субсидии стали предоставляться только в исключительных случаях при особой необходимости. Для покрытия затрат на нерегулярные, но периодически возникающие потребности размер стандартного пособия был увеличен, чтобы получатели пособия могли откладывать определенные суммы для данных целей.
- а) При установлении размера стандартных пособий законодатель опирался на право социальной помощи, которое с 1 января 2005 г. закреплено в части XII Социального кодекса (СК XII). В соответствии с СК XII и принятым уполномоченным федеральным министерством положением о размере стандартных пособий расчет размеров стандартных пособий социальной помощи осуществляется на основании статистической модели, которая в аналогичной форме была разработана в рамках Закона о предоставлении социальной помощи. Основанием для расчета стандартных пособий является специальный выборочный анализ поступлений и потребления, который проводится Федеральным статистическим ведомством каждые пять лет. Для определения размеров ставок социального пособия, которые действуют и для бессемейных граждан, использовались включенные в отдельные разделы выборочных проб поступлений и потребления расходы 20 % домохозяйств (нижних в списке, составленном в соответствии с их чистым доходом), состоящих из одного человека (нижний квинтиль), после исключения лиц, получающих социальную помощь. Указанные расходы брались в расчет, однако, не в полном объеме, а как потребление, имеющее значение для определения стандартной ставки, только в определенной части.
Положение о размере стандартных пособий, действующее с 1 января 2005 г., основывается на выборочном анализе поступлений и потребления 1998 г. При установлении потребления, имеющего значение для определения стандартной ставки, в абз. 2 § 2 Положения о размере стандартных пособий не учитывался раздел 10 выборочного анализа поступлений и потреблений (образование). Также, помимо прочего, были исключены расходы, содержащиеся в разделах 03 (одежда и обувь), например расходы на изделия из меха и пошитые на заказ, в разделе 04 (жилье и проч.) расходы по позиции «электроэнергия», в разделе 07 (транспорт) расходы на транспортные средства и в разделе 09 (досуг, развлечения и культура), например, расходы на планеры. Рассчитанная на 1998 г. сумма была пересчитана по правилам, действующим для ежегодной актуализации стандартных пособий в соответствии с СК II и ставок социальных пособий в соответствии с СК XII, с учетом изменений актуальной стоимости пенсионного балла в системе государственного пенсионного страхования (ср. § 68 СК VI). Новая сумма действует с 1 января 2005 г.
б) При установлении стандартных пособий для детей законодатель отклонился от процентных ставок, действовавших в соответствии с Законом о предоставлении социальной помощи, и установил лишь две возрастные группы (от 0 до 14 лет и от 14 до 18 лет). Исследование связанного с расходами поведения супружеских пар с одним ребенком, подобное проведенному во время действия Закона о предоставлении социальной помощи, пока не проводилось.
- Специальная оценка выборочного анализа поступлений и потребления по состоянию на 2003 г. привела к изменению 1 января 2007 г. потребления, имеющего значение для определения стандартной ставки, в соответствии с абз. 2 § 2 Положения о размере стандартных пособий, однако это не привело к повышению основной ставки социального пособия и стандартного пособия для бессемейных лиц. Новое особое обобщение данных относительно поведения потребления семейными парами с одним ребенком побудило законодателя к введению третьей возрастной группы детей, проживающих вместе с родителями, а именно от 6 до 14 лет. Указанные дети получают с 1 июля 2009 г. в соответствии с § 74 СК II 70 % от стандартного пособия для бессемейных лиц. С 1 августа 2009 г. дети школьного возраста получают в соответствии с § 24a СК II дополнительное школьное пособие в размере 100 евро за каждый учебный год.
- По запросу Земельного суда Гессена (1 BvL 1/09) и по двум запросам Федерального социального суда (1 BvL 3/09 и 1 BvL 4/09) о проверке на соответствие Основному закону размера стандартного пособия для обеспечения жизненных потребностей взрослых и детей до окончания 14-го года жизни в период с 1 января до 30 июня 2005 г. в соответствии с абз. 1-3 § 20 и альт. 1 № 1 предл. 3 абз. 1 § 28 СК II Первый Сенат Федерального Конституционного Суда провел заседание 20 октября 2009 г. Лежащие в основе данных запросов изначальные производства подробно описаны в Пресс-релизе к устному разбирательству (№ 96/2009 от 19 августа 2009 г.).
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда решил, что положения СК II, касающиеся стандартного пособия для взрослых и детей, не позволяют реализовать конституционное право гражданина на обеспечение достойного прожиточного минимума, закрепленное в абз. 1 ст. 1 в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона. Данные положения подлежат дальнейшему применению до вступления в силу новых правил, которые законодатель обязан принять до 31 декабря 2010 г. При разработке новых правил законодатель обязан предусмотреть также право нуждающихся лиц, указанных в § 7 СК II, на удовлетворение неизбежной, длительной, не разовой, особой потребности, которая ранее не охватывалась пособием в соответствии с § 20 и далее СК II, но которая в целях обеспечения достойного прожиточного минимума обязательно должна обеспечиваться. До разработки новых правил законодателем устанавливается, что данное право в соответствии с критериями, указанными в мотивировочной части решения, может быть заявлено по отношению к федерации непосредственно на основании абз. 1 ст. 1 в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона.
В основе принятого решения по существу лежат следующие выводы:
- а) Основное право на обеспечение достойного прожиточного минимума в соответствии с абз. 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с принципом социального государства, закрепленным в абз. 1 ст. 20 Основного закона, гарантирует каждому нуждающемуся в помощи создание таких материальных условий, которые безусловно необходимы для его физического существования, а также для его минимально допустимого участия в общественной, культурной и политической жизни. Данное основное право, закрепленное в абз. 1 ст. 1 Основного закона, как право, вытекающее из гарантии, в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона, наряду с абсолютно действующим правом на уважение достоинства каждого человека, закрепленным в абз. 1 ст. 1 Основного закона, имеет самостоятельное значение. Данным правом, в соответствии с его сущностью, нельзя распоряжаться, а о его реализации нужно заявлять. Для этого, однако, для них необходима конкретизация и постоянная актуализация законодателем, который должен соотносить размер выплачиваемых пособий с текущим уровнем развития общества и текущими условиями жизни. Объем конституционного права требования относительно получения пособий с точки зрения видов потребности и необходимых для этого средств не может быть определен непосредственно на основании Конституции. Конкретизация относится к компетенции законодателя, у которого в данном вопросе имеется свобода действий.
Для конкретизации права требования законодатель должен последовательно проанализировать все жизненно важные расходы в рамках прозрачной и надлежащей процедуры на предмет их фактической значимости с учетом фактической потребности, то есть с учетом реальности.
б) Свободе действий законодателя в вопросе оценки прожиточного минимума соответствует сдерживающий контроль за регулированием со стороны Федерального Конституционного Суда. Поскольку Основной закон сам не разрешает установление конкретных сумм указанного права требования, материальный контроль относительно результата ограничивается вопросом, является ли пособие явно недостаточным. В рамках материального диапазона, который остается при контроле очевидной недостаточности пособий, основное право на обеспечение достойного прожиточного минимума человека не может предоставить никаких заданных величин, поддающихся количественной оценке. Основное право, однако, требует проверки исходных данных и методов определения размеров пособий на предмет соответствия их целям основного права. Для обеспечения соответствующей значимости основного права понятности размера предусмотренных законом пособий, а также их судебного контроля в дальнейшем пособия должны убедительно обосновываться при помощи надежных данных и последовательных процедур расчета.
Федеральный Конституционный Суд в этой связи проверил, в соответствующей ли абз. 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона форме законодатель охватил и очертил цель обеспечения достойного существования человека, выбрал ли он пригодный способ вычисления прожиточного минимума в рамках своей свободы действий, полностью и правильно ли исследовал он необходимые факты и, наконец, следовал ли он на всех этапах расчетов в рамках выбранной процедуры понятным методам вычисления и их обоснованным структурным принципам в рамках приемлемого. Для предоставления возможности Конституционному суду провести указанный контроль на законодателя возлагается обязанность по раскрытию понятным образом информации о методах определения прожиточного минимума и этапах расчетов в рамках нормотворческого процесса. В случае неисполнения данной обязанности установление прожиточного минимума ввиду этого недостатка не будет соответствовать абз. 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона.
- Указанные в исходном разбирательстве размеры стандартных пособий – 345, 311 и 207 евро – не могут быть признаны явно недостаточными для обеспечения достойного прожиточного минимума человека. В отношении суммы стандартного пособия в размере 345 евро очевидный вывод о том, что сумма является ниже допустимой нормы, не может быть сделан, поскольку она как минимум является достаточной для обеспечения физической стороны прожиточного минимума, а у законодателя имеется особо широкая свобода действий относительно социальной части прожиточного минимума.
Это же действует и в отношении суммы пособия в размере 311 евро для взрослых партнеров, входящих в общность нуждающихся в материальной помощи. Законодатель был вправе исходить из того, что путем совместного ведения хозяйства будут сокращены расходы и поэтому у двух совместно проживающих партнеров общий минимальный размер финансовой потребности будет меньше двойного размера пособия для лица, проживающего отдельно.
Также нет оснований утверждать, что единая сумма пособия в размере 207 евро для детей, не достигших 14 лет, является явно недостаточной для обеспечения прожиточного минимума, соответствующего достоинству человека. Также нет оснований для утверждения, что данная сумма является недостаточной для обеспечения «физического» прожиточного минимума, в частности для удовлетворения потребности в питании детей в возрасте от 7 до 14 лет.
- Статистическая модель, действующая для определения ставок социальных пособий, регулируемых законодательством о социальной помощи, а также представляющая собой в соответствии с волей законодателя основу для определения размера стандартного пособия, является с конституционно-правовой точки зрения допустимым – поскольку он приемлем – методом соответствующего реальности определения прожиточного минимума бессемейного лица. Он основывается также на пригодных эмпирических данных. Выборочный анализ поступлений и потребления отражает со статистической точки зрения достоверным способом поведение населения относительно потребления. Выборка 20 % домохозяйств (нижних в списке, составленном в соответствии с их чистым доходом), состоящих из одного человека, после исключения лиц, получающих социальную помощь, в качестве референтной группы для установления размера стандартного пособия для бессемейных лиц с конституционно-правовой точки зрения не может быть оспорена. Законодатель мог также объяснимо исходить из того, что при оценке данных выборочного анализа поступлений и потребления 1998 г. взятая за основу референтная группа статистически достоверно находилась выше пороговой величины для выплаты социального пособия.
С конституционно-правовой точки зрения также не может быть оспорено, что результаты, содержащиеся в отдельных разделах выборочного анализа поступлений и потребления относительно нижнего квинтиля, были использованы при расчете не в полном объеме, а только в определенном процентном соотношении в качестве потребления, имеющего значение для определения стандартного размера пособия. Законодатель, однако, надлежащим образом и приемлемо принял оценочное решение о том, какие данные относятся к прожиточному минимуму. Для оправдания сокращений статей расходов в разделах выборочного анализа поступлений и потребления необходима эмпирическая основа. Законодатель вправе классифицировать расходы, совершаемые референтной группой, только в том случае как нерелевантные, если установлено, что они компенсируются иным образом или не являются обязательными для обеспечения прожиточного минимума. Относительно размера сокращений также не исключена оценка на обоснованной эмпирической основе; оценки «наобум» не представляют собой исследований, соответствующих реальности.
- Стандартное пособие в размере 345 евро не было рассчитано соответствующим Конституции образом, так как имелись необоснованные отклонения от структурных принципов статистической модели.
а) Установленный в абз. 2 § 2 Положения о размере стандартных пособий от 2005 г. размер потребления, имеющий значение для определения размера ставки социального пособия, а также для размера стандартного пособия, не основывается на убедительной оценке выборочного анализа доходов и расходов 1998 г. Это вызвано тем, что в отдельных позициях расходов были сделаны исключения относительно товаров и услуг, не релевантных для расчета стандартного пособия (например, меха, одежда индивидуального пошива и планеры), без установления данных о том, были ли в принципе подобные расходы в контрольной группе (нижний квинтиль). По другим позициям расходов были осуществлены сокращения, которые, по сути, являются приемлемыми, однако их размер эмпирически не был доказан (например, сокращение на 15 % по позиции «электроэнергия»). Другие позиции расходов, например раздел 10 (образование), вообще не были учтены без какого либо обоснования.
б) Наряду с этим увеличение расчитанных для 1998 г. сумм с целью применения в 2005 г. на основе изменения актуальной стоимости пенсионного балла представляет собой ненадлежащее изменение масштаба. В то время как статистическая методика оценки базировалась на чистом доходе, поведении потребителя и расходах на жизнеобеспечение, корректировка на основании актуальной стоимости пенсионного балла базируется на развитии заработных плат и жалований (брутто), на размере взносов в общий пенсионный фонд страхования и на факторе устойчивого развития. Данные факторы, однако, не имеют никакого отношения к прожиточному минимуму.
- Установление стандартного пособия в размере 311 евро для партнеров, проживающих совместно в общности нуждающихся в материальной помощи, не соответствует конституционно-правовым требованиям, поскольку здесь также сохраняются недостатки, допущенные в расчетах стандартного пособия для бессемейных лиц, а размер пособия для партнеров рассчитывался на базе стандартного пособия для бессемейных лиц. Однако предположение, что для обеспечения прожиточного минимума двух партнеров будет достаточной сумма в размере 180 % от соответствующей потребности одного бессемейного человека, базируется на достаточной эмпирической основе.
- Социальная помощь для детей, не достигших 14 лет, в размере 207 евро не соответствует конституционно-правовым требованиям, поскольку исчисляется на основании уже оспоренной суммы стандартного пособия в размере 345 евро. Кроме того, установление указанной суммы не основывается на какой-либо приемлемой методике расчета прожиточного минимума ребенка в возрасте до 14 лет. Законодатель не провел никаких исследований специфических потребностей ребенка, которые в отличие от потребностей взрослого должны быть направлены на этапы развития ребенка и ориентированное в отношении детей развитие его личности. Осуществленный вычет в размере 40 % от стандартного пособия бессемейного лица основывается на необоснованном утверждении, не имеющем эмпирической и методической базы. В частности, остались неучтенными необходимые затраты на учебники, тетради, калькуляторы и т. д., которые относятся к необходимым потребностям ребенка. Без покрытия данных затрат у нуждающихся детей возникает опасность, что они будут лишены шансов на достижение в жизни успехов. Также отсутствует дифференцированное исследование потребностей детей более младшего и более старшего возраста.
- Данные нарушения Конституции не были устранены ни посредством использования результатов выборочного анализа доходов и расходов 2003 г. и пересмотром уровня расходов, имеющего значение для определения ставки социального пособия с действием с 1 января 2007 г., ни при помощи вступивших в силу в середине 2009 г. § 74 и 24 а СК II.
а) Вступившие в силу 1 января 2007 г. изменения в положении о размере стандартных пособий не устранили существенные недостатки, такие как, например, игнорирование расходов, указанных в разделе 10 (образование) выборочного анализа поступлений и потребления, или увеличение рассчитанных для 2003 г. сумм в соответствии с изменением стоимости пенсионного балла.
б) Введенное § 74 СК II социальное пособие для детей в возрасте от 7 до 14 лет в размере 70 % от размера стандартного пособия для бессемейных лиц не соответствует конституционно-правовым требованиям уже по той причине, что основывается на неправильно рассчитанном стандартном пособии. Хотя законодатель, возможно, при помощи введения третьей возрастной категории и лежащей в основе § 74 СК II методики расчета и приблизился к реалистичной оценке необходимого размера пособия для детей школьного возраста. Но он все же не удовлетворил требования к оценке потребности детей, поскольку законодательное регулирование все еще ориентируется на расходы взрослого бессемейного человека.
в) Положение, закрепленное в § 24 а СК II, предусматривающее единовременную выплату в размере 100 евро, с методической точки зрения не вписывается в установленную в СК II систему определения потребностей нуждающихся лиц. Кроме того, законодатель при принятии § 24 а СК II эмпирически не рассчитал размеры необходимой потребности ребенка, связанной с посещением школы. Сумма в 100 евро за один год обучения в школе, очевидно, была установлена произвольно.
- Кроме того, абз. 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона не соответствует то, что в СК II отсутствует норма, предусматривающая право на получение пособия для обеспечения текущей, не только разовой, особой потребности, неизбежной для покрытия прожиточного минимума. Подобное право необходимо для такой потребности, которая по той причине не охватывается положениями § 20 и след СК II, что статистика относительно поступлений и потребления, на которой базируется стандартное пособие, отражает только среднестатистическую потребность в стандартных ситуациях, а не выходящую за эти рамки особенную потребность в нетипичных ситуациях.
Предоставление стандартного пособия в фиксированном размере, по общему правилу, допустимо. Если статистическая модель была применена в соответствии с конституционно-правовыми требованиями, паушальный размер пособия был, в частности, определен таким образом, чтобы было возможно достижение баланса между различными позициями потребности в помощи, лицо, нуждающееся в материальной помощи, как правило, может определять свое поведение относительно расходов так, что для него будет достаточной сумма в фиксированном размере; прежде всего, при особенной потребности он должен будет использовать вначале потенциал сэкономленных средств, который заложен в стандартное пособие.
Поскольку, однако, паушальная сумма стандартного пособия в соответствии с ее концепцией способна покрыть только среднестатистическую потребность, то потребность, возникающая в особых случаях, в статистике убедительным образом не учтена. Абзац 1 ст. 1 в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона требует, однако, покрытия и этой неизбежной, текущей, не только разовой, особой потребности, если это в конкретном случае необходимо для обеспечения прожиточного минимума, соответствующего достоинству человека. Указанная потребность до сих пор не охвачена СК II в полной мере. В связи с данным пробелом относительно обеспечения необходимого для жизни прожиточного минимума законодатель должен для лиц, имеющих право на получение пособия в соответствии с § 7 СК II, предусмотреть регулирующую особые случаи норму, предоставляющую право требования на получение пособия с целью удовлетворения вышеуказанной особой потребности. Указанное право требования возникает, однако, только в том случае, если потребность так существенна, что общая сумма предоставленных нуждающемуся лицу пособий – включая помощь третьих лиц и с учетом возможности нуждающегося лица экономить – больше не обеспечивает прожиточный минимум, соответствующий достоинству человека. Подобное право требования ввиду узких и строгих предпосылок диспозиции нормы закона может приниматься во внимание только в редких случаях, может.
- Противоречащие Конституции нормы подлежат дальнейшему применению до внесения изменений, которые законодатель обязан принять до 31 декабря 2010 г. Вследствие имеющейся у законодателя свободы относительно составления новых правил Федеральный Конституционный Суд не уполномочен на основании собственных заключений и оценок самостоятельно устанавливать определенный размер пособия. Поскольку невозможно сделать вывод о том, что установленные законодателем суммы стандартных пособий являются явно недостаточными, непосредственно из Конституции не вытекает обязанность законодателя установить более высокие пособия. Законодатель должен, напротив, провести процедуру с целью реалистичной учитывающей потребности оценки пособия, необходимого для обеспечения соответствующего достоинству человека прожиточного минимума, в соответствии с указанными конституционно-правовыми предписаниями, а полученные результаты закрепить в законе в качестве права для требования пособий.
Абзац 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона не обязывает законодателя устанавливать заново эти пособия ретроспективно. Однако если законодатель не исполнит свою обязанность по принятию изменения до 31 декабря 2010 г., то принятый с нарушением этого срока закон должен будет распространять свое действие на период с 1 января 2011 г.
Законодатель, кроме того, обязан не позднее 31 декабря 2010 г. включить в СК II норму, которая будет гарантировать удовлетворение неизбежной, текущей, не только разовой особой потребности. Лица, имеющие право на получение пособия в соответствии с § 7 СК II, у которых возникнет такая потребность, должны обеспечиваться необходимой помощью в виде предоставления вещей или денежных средств и до вступления в силу указанной нормы. Во избежание опасности нарушения абз. 1 ст. 1 Основного закона в сочетании с абз. 1 ст. 20 Основного закона в переходный период до введения в действие соответствующей нормы, регулирующей особые случаи, противоречащий Конституции пробел в законе должен быть восполнен соответствующим распоряжением Федерального Конституционного Суда с действием в период с момента оглашения решения.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде