157. BVerfGE 100, 271

(Lohnabstandsklausel / Оговорка об уровне заработной платы)

Федеральный Конституционный Суд

– Пресс-служба –

Сообщение для печати № 82/1999 от 4 августа 1999 г.

Решение от 27 апреля 1999 г.

— 1 BvR 2203/93, 1 BvR 897/95 —

Оговорки об уровне заработной платы при осуществлении мер, направленных на обеспечение работой, соответствуют Основному закону

Первый Сенат Федерального Конституционного Суда отклонил кон­ституционные жалобы IG-Metall. Жалобы касались положений третьей книги Социального кодекса (СК III), согласно которым дотации для осу­ществления мер по обеспечению работой выплачиваются в полном объе­ме только в том случае, если согласованная зарплата не превышает 80 % зарплаты по тарифному соглашению (так называемая оговорка об уров­не заработной платы).

Заявитель считает, что тем самым была нарушена его тарифная авто­номия (абз. 3 ст. 9 Основного закона).

По решению Первого Сената временные оговорки, несмотря на то что они ограничивают сферу тарифной автономии коалиции работников, оправданны, так как они служат созданию дополнительных рабочих мест в период высокой безработицы.

I.

  1. Предметом конституционной жалобы являлись положения СК III, а также предшествующие нормы указанного закона, которые частично продолжают действовать.

Согласно им действует следующее:

В целях содействия обеспечению занятости безработных, трудо­устройство которых является сложным, Федеральное ведомство по тру­ду выплачивает дотации за выполнение общественно полезных работ. К таковым относятся меры по сохранению и улучшению окружающей среды, улучшению предложения в социальных службах и в сфере помо­щи несовершеннолетним (меры, направленные на совершенствование структуры). Размер дотации определяется с учетом среднемесячных выплат пособия по безработице и помощи по безработице. Дотация вы­плачивается в полном объеме только в том случае, если согласованная зарплата превышает 80 % тарифной оплаты труда для сравнимых видов деятельности на свободном рынке труда.

  • Заявитель подал конституционные жалобы в отношении указан­ных норм и заявил о нарушении его свободы участия в коалициях. По его утверждению, Закон ослабил его компетенцию в установлении заработ­ной платы, поскольку в области данных мер по обеспечению работой больше невозможно свободно устанавливать зарплату на основе догово­ренностей. Профсоюзы вынуждены снижать ставки по тарифным дого­ворам для работников, занятых в субсидируемых трудовых отношениях, в сравнении с региональными тарифными договорами.

II.

Конституционные жалобы не были удовлетворены. Хотя заявитель и был ограничен оспариваемыми нормами в своей свободе участия в коалициях, ограничение является обоснованной мерой, направлен­ной на обеспечение занятости в период высокой безработицы.

  1.  Норма абз. 3 ст. 9 Основного закона гарантирует работникам и ра­ботодателям право создавать объединения (коалиции) для реализации их интересов при определении и улучшении условий труда и экономи­ческих условий. Данное право также охватывает заключение тарифных договоров, поскольку это является существенной целью коалиции.

Данная сфера действия основного права затрагивается оспариваемы­ми положениями. Они ухудшают позиции заявителя при проведении им тарифных переговоров относительно заработной платы работников, ко­торые заняты реализацией мер, направленных на совершенствование структуры. Заявитель в этой области практически не имеет возможно­сти договориться об установлении заработной платы за сопоставимую работу в размере более 80 % от обычной тарифной зарплаты. Поскольку дотация Федерального ведомства по труду уменьшается в том же объе­ме, в каком превышается установленный законом максимальный уро­вень зарплаты, любое превышение ведет к обременению работодателя в двойном размере. С этим сторона работодателей вряд ли согласится при проведении переговоров.

  •  Однако подобное ограничение основного права оправдывается соображениями общественного блага, имеющими преимущественное значение.

а)        При помощи оспариваемых правовых норм государство реализует за­щитную функцию, которая обосновывается принципом социального госу­дарства (абз. 1 ст. 20 Основного закона). К тому же оно помогает отдельным безработным при помощи работы реализовать свою личность, а также по­знать уважение и самоуважение к своей личности. В этой мере цель го­сударства также охватывается абз. 1 ст. 1 и абз. 1 ст. 2 Основного закона.

Оговорки об уровне заработной платы должны способствовать тому, чтобы с помощью ограниченных средств можно было предоставить рабо­чие места максимально большему количеству безработных. Таким обра­зом, данные нормы служат также конституционно-правовой цели поддер­жания общего экономического баланса (абз. 2 ст. 109 Основного закона).

Нет оснований для утверждения о том, что эти оговорки являются лишь тестом для общих оговорок в тарифном соглашении, предусматри­вающих возможность заключения дополнительного соглашения.

б) Сенат пояснил, что эти оговорки пригодны для достижения за­конодательных целей и что не существует никаких сомнений в их необходимости.

То же самое действует и в отношении вопроса о том, является ли для заявителя приемлемым их воздействие на его тарифную автономию.

Переговоры относительно тарифов для работников, занятых в меро­приятиях по совершенствованию структуры, существенно отличаются от обычных тарифных переговоров. Так как при оплате труда в рамках мероприятий по совершенствованию структуры участие работника в по­лученном вследствие работы результате не является первоочередным. Вследствие ограничения данных мероприятий не приносящими дохо­да областями деятельности интерес работодателя к ним возникает, как правило, лишь при помощи дотаций Федерального ведомства по труду. Без этих средств работодатель не будет осуществлять такие мероприя­тия вообще либо несколько позднее.

При этом следует также учитывать, что коалиция работников в дан­ной области не может оказывать на работодателей столь же сильное дав­ление, как во время обычных тарифных переговоров. Например, рабо­тодатель может без существенных потерь избежать забастовки тем, что он свернет или отложит проведение мер по обеспечению работой, к ко­торым у него нет достаточного собственного интереса. В любом случае последствия его решения должны нести безработные, и в этой мере они имеют обременяющее значение для коалиции работников.

С другой стороны, при наличии почти четырех миллионов безра­ботных важной социальной задачей является создание рабочих мест.

Безработица часто приводит затронутых лиц в тяжелое положение. По­теря экономической основы жизни может сопровождаться снижением чувства собственного достоинства и снижением ценности личности. В обществе, в котором ценность отдельного человека во многом связана с его профессиональными достижениями, опыт невостребованности мо­жет вести к тяжелым душевным расстройствам. В особенности это отно­сится к лицам, являющимся длительное время безработными, которых сложно трудоустроить, и в связи с этим имеющим особенно мало шансов на получение рабочего места.

Наконец, имеет значение и то, что срок действия оспариваемых норм ограничен до 2002 г. Данное ограничение срока обязывает законодателя в разумный срок удостовериться в том, существуют ли еще те условия, которые сподвигли его к осуществлению подобного регулирования, и до­стиг ли он в действительности тех целей, которые ставились путем за­крепления оговорок об уровне заработной платы.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде