157. BVerfGE 100, 271
(Lohnabstandsklausel / Оговорка об уровне заработной платы)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 82/1999 от 4 августа 1999 г.
Решение от 27 апреля 1999 г.
— 1 BvR 2203/93, 1 BvR 897/95 —
Оговорки об уровне заработной платы при осуществлении мер, направленных на обеспечение работой, соответствуют Основному закону
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда отклонил конституционные жалобы IG-Metall. Жалобы касались положений третьей книги Социального кодекса (СК III), согласно которым дотации для осуществления мер по обеспечению работой выплачиваются в полном объеме только в том случае, если согласованная зарплата не превышает 80 % зарплаты по тарифному соглашению (так называемая оговорка об уровне заработной платы).
Заявитель считает, что тем самым была нарушена его тарифная автономия (абз. 3 ст. 9 Основного закона).
По решению Первого Сената временные оговорки, несмотря на то что они ограничивают сферу тарифной автономии коалиции работников, оправданны, так как они служат созданию дополнительных рабочих мест в период высокой безработицы.
I.
- Предметом конституционной жалобы являлись положения СК III, а также предшествующие нормы указанного закона, которые частично продолжают действовать.
Согласно им действует следующее:
В целях содействия обеспечению занятости безработных, трудоустройство которых является сложным, Федеральное ведомство по труду выплачивает дотации за выполнение общественно полезных работ. К таковым относятся меры по сохранению и улучшению окружающей среды, улучшению предложения в социальных службах и в сфере помощи несовершеннолетним (меры, направленные на совершенствование структуры). Размер дотации определяется с учетом среднемесячных выплат пособия по безработице и помощи по безработице. Дотация выплачивается в полном объеме только в том случае, если согласованная зарплата превышает 80 % тарифной оплаты труда для сравнимых видов деятельности на свободном рынке труда.
- Заявитель подал конституционные жалобы в отношении указанных норм и заявил о нарушении его свободы участия в коалициях. По его утверждению, Закон ослабил его компетенцию в установлении заработной платы, поскольку в области данных мер по обеспечению работой больше невозможно свободно устанавливать зарплату на основе договоренностей. Профсоюзы вынуждены снижать ставки по тарифным договорам для работников, занятых в субсидируемых трудовых отношениях, в сравнении с региональными тарифными договорами.
II.
Конституционные жалобы не были удовлетворены. Хотя заявитель и был ограничен оспариваемыми нормами в своей свободе участия в коалициях, ограничение является обоснованной мерой, направленной на обеспечение занятости в период высокой безработицы.
- Норма абз. 3 ст. 9 Основного закона гарантирует работникам и работодателям право создавать объединения (коалиции) для реализации их интересов при определении и улучшении условий труда и экономических условий. Данное право также охватывает заключение тарифных договоров, поскольку это является существенной целью коалиции.
Данная сфера действия основного права затрагивается оспариваемыми положениями. Они ухудшают позиции заявителя при проведении им тарифных переговоров относительно заработной платы работников, которые заняты реализацией мер, направленных на совершенствование структуры. Заявитель в этой области практически не имеет возможности договориться об установлении заработной платы за сопоставимую работу в размере более 80 % от обычной тарифной зарплаты. Поскольку дотация Федерального ведомства по труду уменьшается в том же объеме, в каком превышается установленный законом максимальный уровень зарплаты, любое превышение ведет к обременению работодателя в двойном размере. С этим сторона работодателей вряд ли согласится при проведении переговоров.
- Однако подобное ограничение основного права оправдывается соображениями общественного блага, имеющими преимущественное значение.
а) При помощи оспариваемых правовых норм государство реализует защитную функцию, которая обосновывается принципом социального государства (абз. 1 ст. 20 Основного закона). К тому же оно помогает отдельным безработным при помощи работы реализовать свою личность, а также познать уважение и самоуважение к своей личности. В этой мере цель государства также охватывается абз. 1 ст. 1 и абз. 1 ст. 2 Основного закона.
Оговорки об уровне заработной платы должны способствовать тому, чтобы с помощью ограниченных средств можно было предоставить рабочие места максимально большему количеству безработных. Таким образом, данные нормы служат также конституционно-правовой цели поддержания общего экономического баланса (абз. 2 ст. 109 Основного закона).
Нет оснований для утверждения о том, что эти оговорки являются лишь тестом для общих оговорок в тарифном соглашении, предусматривающих возможность заключения дополнительного соглашения.
б) Сенат пояснил, что эти оговорки пригодны для достижения законодательных целей и что не существует никаких сомнений в их необходимости.
То же самое действует и в отношении вопроса о том, является ли для заявителя приемлемым их воздействие на его тарифную автономию.
Переговоры относительно тарифов для работников, занятых в мероприятиях по совершенствованию структуры, существенно отличаются от обычных тарифных переговоров. Так как при оплате труда в рамках мероприятий по совершенствованию структуры участие работника в полученном вследствие работы результате не является первоочередным. Вследствие ограничения данных мероприятий не приносящими дохода областями деятельности интерес работодателя к ним возникает, как правило, лишь при помощи дотаций Федерального ведомства по труду. Без этих средств работодатель не будет осуществлять такие мероприятия вообще либо несколько позднее.
При этом следует также учитывать, что коалиция работников в данной области не может оказывать на работодателей столь же сильное давление, как во время обычных тарифных переговоров. Например, работодатель может без существенных потерь избежать забастовки тем, что он свернет или отложит проведение мер по обеспечению работой, к которым у него нет достаточного собственного интереса. В любом случае последствия его решения должны нести безработные, и в этой мере они имеют обременяющее значение для коалиции работников.
С другой стороны, при наличии почти четырех миллионов безработных важной социальной задачей является создание рабочих мест.
Безработица часто приводит затронутых лиц в тяжелое положение. Потеря экономической основы жизни может сопровождаться снижением чувства собственного достоинства и снижением ценности личности. В обществе, в котором ценность отдельного человека во многом связана с его профессиональными достижениями, опыт невостребованности может вести к тяжелым душевным расстройствам. В особенности это относится к лицам, являющимся длительное время безработными, которых сложно трудоустроить, и в связи с этим имеющим особенно мало шансов на получение рабочего места.
Наконец, имеет значение и то, что срок действия оспариваемых норм ограничен до 2002 г. Данное ограничение срока обязывает законодателя в разумный срок удостовериться в том, существуют ли еще те условия, которые сподвигли его к осуществлению подобного регулирования, и достиг ли он в действительности тех целей, которые ставились путем закрепления оговорок об уровне заработной платы.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде