Часть третья
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ (СТ. 20 ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
§ 28. Государство (абз. 1 ст. 20 Основного закона)
154. BVerfGE 12, 205
(1. Rundfunkentscheidung / 1-е решение о телерадиовещании)
[…]
Решение Второго Сената от 28 февраля 1961 г.
— 2 BvG 1/60, 2 BvG 2/60 –
[…] касательно вопроса о том, нарушило ли федеральное правительство ст. 5, ст. 30 во взаимосвязи с абз. 3 ст. 87 Основного закона, а также обязанность доброжелательного отношения в рамках федеративного государства посредством создания 25 июля 1960 г. Deutschland-Fernsehen- GmbH, а также использования иных мер в сфере телерадиовещания.
ОСНОВАНИЯ
A.
[…]
III.
[…]
- а) 25 июля 1960 г. учредителем – Федеративной Республикой Германия – в лице канцлера и федерального министра Шэффера было создано Deutschland-Fernsehen-GmbH (общество) с местом нахождения в Кельне.
[…]
б) Задачей общества является организация теле- и радиопередач, которые будут передавать слушателям и зрителям как на территории Германии, так и за ее пределами полноценную картину происходящего в Германии (§ 2 Устава).
[…]
Д.
[…]
II.
Конституционно-правовые отношения между федеративным государством и членами федеративного государства, а также конституционноправовые отношения между членами федеративного государства регулируются в соответствии с неписаным конституционным принципом о взаимной обязанности между федерацией и федеральными землями по доброжелательному отношению в рамках федеративного государства […]. На этом основании Федеральный Конституционный Суд сформулировал целый перечень конкретных правовых обязанностей. В контексте рассуждений о конституционности т. н. принципа распределения доходов государственного бюджета по горизонтали имеет место следующее предложение: «данный федеративный принцип по своей природе создает не только права, но и обязанности. Одна из таких обязанностей заключается в том, что более сильные в финансовом смысле федеральные земли должны оказывать помощь более слабым землям в определенных пределах» (BVerfGE 1, 117 [131]). Конституционный принцип может также служить основой для более тесного взаимодействия всех федеральных земель и может также привести к тому, что возражение одного из участников федеративного государства не по существу вопроса, противоречащее всеобщему соглашению, признается незначительным с правовой точки зрения даже в случаях, в которых закон требует достижения соглашения между федерацией и федеральными землями (BVerfGE1, 299 [315 и далее].
При принятии решения о предоставлении рождественских премий государственным служащим федеральные земли должны быть верны принципу федеративного государства и поэтому принимать во внимание общее финансовое устройство федерации и федеральных земель (BVerfGE 3, 52 [57]). Еще сильнее данное ограничение проявляется в контексте идеи о верности интересам федеративного государства при осуществлении законодательных полномочий: «Если последствия правовой нормы не ограничиваются территорией одной федеральной земли, то законодатель федеральной земли должен учитывать интересы федерации и других федеральных земель» (BVerfGE 4, 115 [140]). Из конституционно-правового принципа об обязанности доброжелательного отношения в рамках федеративного государства может вытекать обязанность федеральных земель по соблюдению международно-правовых договоров, заключенных федерацией (BVerfGE 6, 309 [328, 361 и далее]. При определенных обстоятельствах федеральная земля, с учетом ее обязанности доброжелательного отношения в рамках федеративного государства, может быть обязана в порядке надзора за муниципалитетами вмешиваться в дела муниципальных образований, которые из-за принимаемых ими мер нарушают исключительные полномочия федерации (BVerfGE 8, 122 [138 и далее]). Принцип доброжелательного отношения в рамках федеративного государства имеет основополагающее значение также и при осуществлении федерацией полномочий в области телерадиовещания.
Существующая по сей день судебная практика признает, что из этого принципа вытекают как конкретные, прямо предусмотренные федеральной Конституцией дополнительные обязанности федеральных земель в отношении федерации и дополнительные обязанности федерации в отношении федеральных земель, так и конкретные ограничения в осуществлении полномочий, отнесенных в Основном законе к компетенции федерации и федеральных земель.
Рассматриваемое дело дает возможность развить принцип обязательного доброжелательного отношения в федеративном государстве в другую сторону: процедура и стиль необходимых в конституционно-правовой жизни переговоров между федерацией и федеральными землями, а также между федеральными землями, которые аналогичным образом подчиняются принципу доброжелательного отношения в рамках федеративного государства. В Федеративной Республике Германия все федеральные земли имеют равный конституционно-правовой статус; они являются государствами, которые вправе требовать равного обращения в ходе их взаимодействия с федерацией. В тех случаях, когда Федерация принимает решение по конституционному вопросу, в котором принимают участие и заинтересованы все земли, обязанность доброжелательного отношения в федеративном государстве запрещает федерации руководствоваться принципом «разделяй и властвуй», то есть исходить из разобщенности федеральных земель, согласовывать решение вопроса лишь с некоторыми из них, а других принуждать присоединиться к такому решению.
Данный принцип также запрещает федеральному правительству при переговорах, касающихся всех федеральных земель, по-разному относиться к региональным правительствам в зависимости от их партийнополитической направленности, в особенности в случае с политически значимыми обсуждениями привлекать представителей только политически близких региональных правительств и исключать из них близкие к оппозиции региональные правительства. В подобных случаях неоспоримым правом федеральных и региональных политиков, относящихся к одной партии, является возможность разъяснить и согласовать видение по решению интересующих федерацию и земли проблем, в первую очередь между собой. Однако обязательные переговоры между федерацией и федеральными землями, то есть между правительствами и их представителями, должны соответствовать представленным выше принципам.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде