Часть третья

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ (СТ. 20 ОСНОВНОГО ЗАКОНА)

§ 28. Государство (абз. 1 ст. 20 Основного закона)

154. BVerfGE 12, 205

(1. Rundfunkentscheidung / 1-е решение о телерадиовещании)

[…]

Решение Второго Сената от 28 февраля 1961 г.

— 2 BvG 1/60, 2 BvG 2/60 –

[…] касательно вопроса о том, нарушило ли федеральное правитель­ство ст. 5, ст. 30 во взаимосвязи с абз. 3 ст. 87 Основного закона, а также обязанность доброжелательного отношения в рамках федеративного го­сударства посредством создания 25 июля 1960 г. Deutschland-Fernsehen- GmbH, а также использования иных мер в сфере телерадиовещания.

ОСНОВАНИЯ

A.

[…]

III.

[…]

  1. а) 25 июля 1960 г. учредителем – Федеративной Республикой Герма­ния – в лице канцлера и федерального министра Шэффера было создано Deutschland-Fernsehen-GmbH (общество) с местом нахождения в Кельне.

[…]

б) Задачей общества является организация теле- и радиопередач, которые будут передавать слушателям и зрителям как на территории Германии, так и за ее пределами полноценную картину происходящего в Германии (§ 2 Устава).

[…]

Д.

[…]

II.

Конституционно-правовые отношения между федеративным государ­ством и членами федеративного государства, а также конституционно­правовые отношения между членами федеративного государства регу­лируются в соответствии с неписаным конституционным принципом  о взаимной обязанности между федерацией и федеральными землями по доброжелательному отношению в рамках федеративного государства […]. На этом основании Федеральный Конституционный Суд сформули­ровал целый перечень конкретных правовых обязанностей. В контексте рассуждений о конституционности т. н. принципа распределения дохо­дов государственного бюджета по горизонтали имеет место следующее предложение: «данный федеративный принцип по своей природе создает не только права, но и обязанности. Одна из таких обязанностей заключа­ется в том, что более сильные в финансовом смысле федеральные земли должны оказывать помощь более слабым землям в определенных пре­делах» (BVerfGE 1, 117 [131]). Конституционный принцип может также служить основой для более тесного взаимодействия всех федеральных земель и может также привести к тому, что возражение одного из участни­ков федеративного государства не по существу вопроса, противоречащее всеобщему соглашению, признается незначительным с правовой точки зрения даже в случаях, в которых закон требует достижения соглашения между федерацией и федеральными землями (BVerfGE1, 299 [315 и далее].

При принятии решения о предоставлении рождественских премий государственным служащим федеральные земли должны быть верны принципу федеративного государства и поэтому принимать во внима­ние общее финансовое устройство федерации и федеральных земель (BVerfGE 3, 52 [57]). Еще сильнее данное ограничение проявляется в кон­тексте идеи о верности интересам федеративного государства при осу­ществлении законодательных полномочий: «Если последствия правовой нормы не ограничиваются территорией одной федеральной земли, то за­конодатель федеральной земли должен учитывать интересы федерации и других федеральных земель» (BVerfGE 4, 115 [140]). Из конституцион­но-правового принципа об обязанности доброжелательного отношения в рамках федеративного государства может вытекать обязанность фе­деральных земель по соблюдению международно-правовых договоров, заключенных федерацией (BVerfGE 6, 309 [328, 361 и далее]. При опре­деленных обстоятельствах федеральная земля, с учетом ее обязанности доброжелательного отношения в рамках федеративного государства, мо­жет быть обязана в порядке надзора за муниципалитетами вмешиваться в дела муниципальных образований, которые из-за принимаемых ими мер нарушают исключительные полномочия федерации (BVerfGE 8, 122 [138 и далее]). Принцип доброжелательного отношения в рамках феде­ративного государства имеет основополагающее значение также и при осуществлении федерацией полномочий в области телерадиовещания.

Существующая по сей день судебная практика признает, что из это­го принципа вытекают как конкретные, прямо предусмотренные феде­ральной Конституцией дополнительные обязанности федеральных зе­мель в отношении федерации и дополнительные обязанности федерации в отношении федеральных земель, так и конкретные ограничения в осу­ществлении полномочий, отнесенных в Основном законе к компетенции федерации и федеральных земель.

Рассматриваемое дело дает возможность развить принцип обязатель­ного доброжелательного отношения в федеративном государстве в дру­гую сторону: процедура и стиль необходимых в конституционно-право­вой жизни переговоров между федерацией и федеральными землями, а также между федеральными землями, которые аналогичным образом подчиняются принципу доброжелательного отношения в рамках федера­тивного государства. В Федеративной Республике Германия все федераль­ные земли имеют равный конституционно-правовой статус; они являются государствами, которые вправе требовать равного обращения в ходе их взаимодействия с федерацией. В тех случаях, когда Федерация принима­ет решение по конституционному вопросу, в котором принимают участие и заинтересованы все земли, обязанность доброжелательного отношения в федеративном государстве запрещает федерации руководствоваться принципом «разделяй и властвуй», то есть исходить из разобщенности федеральных земель, согласовывать решение вопроса лишь с некоторыми из них, а других принуждать присоединиться к такому решению.

Данный принцип также запрещает федеральному правительству при переговорах, касающихся всех федеральных земель, по-разному отно­ситься к региональным правительствам в зависимости от их партийно­политической направленности, в особенности в случае с политически зна­чимыми обсуждениями привлекать представителей только политически близких региональных правительств и исключать из них близкие к оппо­зиции региональные правительства. В подобных случаях неоспоримым правом федеральных и региональных политиков, относящихся к одной партии, является возможность разъяснить и согласовать видение по ре­шению интересующих федерацию и земли проблем, в первую очередь между собой. Однако обязательные переговоры между федерацией и фе­деральными землями, то есть между правительствами и их представи­телями, должны соответствовать представленным выше принципам.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде