151. BVerfGE 84, 34
(Gerichtliche Prufungskontrolle / Судебный контроль за экзаменами)
- В соответствии с нормой ст. 12 абз. 1 ОЗ экзаменационная проверка профессиональной пригодности должна проводиться так, чтобы было эффективно защищено основное право на свободу выбора профессии. Поэтому экзаменуемые должны иметь право на эффективное опротестование экзаменационных отметок. Однако создание второй административной инстанции с новой полной оценкой оспариваемых экзаменационных результатов не является необходимым.
- Решения судов по административным спорам относительно допущения усмотрения экзаменационных инстанций при оценке результатов экзаменов согласуются с нормой ст. 12 абз. 1 ОЗ, если только речь идет об оценках, относящихся к предметной специфике экзамена. Напротив, различия в профессиональных суждениях экзаменатора и экзаменуемого в принципе не выведены из-под судебного контроля.
- Применительно к экзаменационной проверке профессиональной пригодности из нормы ст. 12 абз. 1 ОЗ вытекает общий принцип оценки, согласно которому приемлемое и логично обоснованное весомыми аргументами решение не может быть оценено как неправильное.
Решение Первого Сената от 17 апреля 1991 г.
— 1 BvR 419/81, 1 BvR 213/83 –
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
Истцы оспаривают экзаменационные решения, которые они считают ошибочными. Они опротестовывают, прежде всего, что эти решения подверглись лишь ограниченной проверке в производстве по рассмотрению жалобы и в последующем процессе в суде по административным спорам.
Б.
II.
[…]
- […] Если оспариваемое административное решение покоится на применении неопределенных правовых понятий, то их конкретизация является принципиальным делом судов, которые должны подвергать неограниченной проверке правоприменительную практику административных органов; правила об ограниченном контроле административного усмотрения не действуют в отношении трактовки и применения неопределенных правовых понятий (ср. BVerfGE 7, 129 [154]; 64, 261 [279]).
Вместе с тем неопределенные правовые понятия из-за большой сложности или особой динамики регулируемой материи могут быть столь расплывчаты, а их конкретизация при рассмотрении процесса принятия административного решения столь сложна, что судебный контроль наталкивается на границы функций правосудия. В подобных случаях правоприменительный орган может обладать ограниченным пространством для решения, не нарушая принципов правового государства (см. BVerfGE 54, 173 [197]; 61, 82 [114]; 83, 130 [148]; Шмидт-Ассман, в: Маунц/Дюриг, Основной закон, ст. 19, абз. 4, номер на полях 184, с дальнейшими ссылками; Schmidt-Afimann, in: Maunz/Durig, Grundgesetz, Art. 19 Abs. 4 Rdnr. 184 m. w.N.). Однако этот вопрос не нуждается здесь во всестороннем выяснении. В отношении оценки экзаменов на доступ к профессии, которые составляют предмет оспариваемых решений, в любом случае действуют особые моменты.
- Государственные экзамены, ограничивающие доступ к профессиям на основе университетского образования, требуют сложных оценок, которые должны приниматься в комплексном экзаменационном процессе с учетом равенства шансов всех претендентов на профессию (ст. 3 абз. 1 ОЗ) и не могут быть просто так изолированно воспроизведены в отношении отдельных кандидатов в последующем административно-судебном процессе (а). Это определяет границы простора для экзаменационноправовых оценок (б). Этот простор ограничен специфически экзаменационными оценками и не распространяется на все профессиональные вопросы, которые составляют предмет экзамена (в).
а) Оценка результатов экзамена на доступ к профессии является правомочным решением экзаменатора. Оно, как вторжение в свободу выбора профессии, установленную в ст. 12 абз. 1 ОЗ, допустимо лишь на основе закона и в рамках соразмерности.
[…] Несмотря на большое практическое значение экзаменационного решения и его значения для основного права, критерии оценки не имеют точного определения в законе. Даже форма постановки задач получает во всех положениях о юридическом образовании лишь самое общее тематическое определение. Предусмотренные уровни отметок восходят от «неудовлетворительно» до «очень хорошо», а распределение по лежащим между ними ступеням происходит в зависимости от набранных баллов, при этом эти ступени не имеют четкого определения, но описаны лишь в самом общем виде; […]
Регулирующая сила этих правовых норм ограничена.
[…] К этому […] следует прибавить: экзаменаторы в своих оценочных решениях должны исходить из суждений и опыта, которые они приобрели в ходе своей экзаменационной практики при приеме аналогичных экзаменов и которые повсеместно применяют. Более того, определение того, что такое «отметка», содержащееся в порядке проведения экзаменов, ясно требует этого, когда речь идет о средних результатах. Но и нижние границы для сдающих экзамены, то есть масштаб для неудовлетворительного экзаменационного результата, не могут быть определены четко и без отсылки к средним результатам […]
Из этого следует, что экзаменационные отметки нельзя рассматривать изолированно, напротив, они могут быть найдены в системе координат, которая определяется личным опытом и представлениями экзаменатора. Так как, с другой стороны, нельзя должным образом понять весь комплекс суждений, лежащих в основе экзаменационного решения, судебный контроль вел бы к искажению масштабов. В административно-судебном процессе по делу отдельного лица суд не мог бы – даже с помощью эксперта – установить оценочные критерии, значимые для всех сравнимых экзаменующихся, и применить их к экзаменационной ситуации, реконструируемой лишь в общих очертаниях. Пришлось бы разработать собственные оценочные критерии и поставить их на место критериев экзаменаторов.
б) В данном случае речь идет не только о практических трудностях правоприменения, но, прежде всего, о конституционно-правовой проблеме. Согласно принципу равенства шансов, который господствует в экзаменационном праве (BVerfGE 37, 342 [352 и далее]; 79, 212 [218]), в отношении сравнимых экзаменующихся должны применяться по возможности сравнимые экзаменационные условия и оценочные критерии. Этому принципу не соответствовала бы ситуация, при которой отдельные кандидаты в результате административно-судебного процесса получили бы шансы на отметку, выходящую за рамки сравнимых условий. Одинаковый подход ко всем сравнимым кандидатам был бы серьезным образом нарушен. Он может быть соблюден, только если экзаменационные органы обладают простором для специфически экзаменационных оценок и судебный контроль в этой мере ограничивается.
[…]
в) Границы специфически экзаменационного оценочного пространства установлены его конституционно-правовой легитимацией. Одновременно они определяют объем административно-судебного контроля, вытекающего из нормы ст. 19 абз. 4 ОЗ. Только специфически экзаменационные оценки – разнообразно и неразрывно связанные с профессиональными суждениями – остаются в исключительной компетенции экзаменационных органов. Но и ответы на такие оценочные вопросы не выведены из-под контроля. Простор для оценок имеет границы, соблюдение которых подлежит судебной проверке согласно норме ст. 19 абз. 4 ОЗ. В случае профессионально ориентированных экзаменов судебный контроль должен быть направлен на действенную защиту свободы выбора профессии, быть пригодным и соразмерным (см. BVerfGE 60, 253 [269]).
Согласно практике судов по административным спорам, которой следуют и оспариваемые решения, нарушение границ оценочного пространства, требующее судебной поправки, происходит тогда, когда экзаменационный орган совершает процессуальную ошибку, недооценивает применимое право, исходит из ошибочных обстоятельств, нарушает общеприменимые оценочные масштабы или следует не имеющим отношения к делу соображениям. […]
Так, не может быть общеприменимого принципа, который бы запрещал оценивать правильное как ошибочное и приемлемые рассуждения как неприемлемые (BVerwG, Буххольц 421.0 № 121, с. 195, Зеебас, в указанном месте, с. 257; BVerwG, Buchholz 421.0 № 121, С. 195; Seebass, a. a.O., С. 527). Единственно возможный контроль за произволом ограничивается экстремальными случаями, применительно к которым возможна оценка и без углубления в специфически профессиональные суждения. Только если решение базируется «на столь явных и лежащих за всякими разумными рамками ошибочных оценках научно-профессиональных суждений», что «любой судья должен воспринимать их результат как в целом совершенно неприемлемый», то следует признать нарушение границ произвола (BVerwG, Буххольц 421.0 № 121, с. 195; BVerwG, Buchholz 421.0 № 121, С. 195).
Однако такое серьезное ограничение судебного контроля не согласуется с нормой ст. 19 абз. 4 ОЗ тогда, когда речь идет об экзаменах, ограничивающих доступ к профессии.
[…]
Наличие произвольной ошибочной оценки […] должно быть признано уже тогда, когда она представляется неприемлемой для эксперта. Такое решение, как правило, может приниматься судами только с помощью экспертов, однако практические затруднения сами по себе не являются достаточным основанием для ограничения судебной защиты, предоставленной нормой ст. 19 абз. 4 ОЗ.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде