141. 1 BvR 31/08 und 1 BvR 3386/08
(Garzweiler II / Гарцвейлер II / Решение по делу «Шахта Гарцвейлер по добыче бурого угля открытым способом» – правовая защита при экспроприации и переселении)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 76/2013 от 17 декабря 2013 г.
Решение от 17 декабря 2013 г.
— 1 BvR 3139/08, 1 BvR 3386/08 –
Решение по делу «Шахта Гарцвейлер по добыче бурого угля открытым способом»: усилена правовая защита лиц, которых коснулись экспроприация и переселение
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда усилил правовую защиту от крупных проектов, связанных с экспроприацией и переселением. Уже на стадии разрешения проекта требуется общее взвешивание всех общественных и частных интересов, говорящих в пользу проекта и против него. Общее взвешивание является делом специализированных ведомств и проверяется преимущественно судами специализированных отраслей правосудия; Федеральный Конституционный Суд ограничивается контролем конституционно-правовых аспектов. Затронутым лицам правовая защита должна быть предоставлена уже против разрешения проекта. Разрешение на рамочный план шахты Гарцвейлер по добыче бурого угля открытым способом удовлетворяет конституционно-правовым требованиям, но основанная на нем конкретная экспроприация природоохранного союза – нет. В этом смысле дело ограничивается констатацией нарушения основных прав, так как иск и при возвращении в специализированные суды для рассмотрения не имел бы большого успеха.
Обстоятельства и ход процедуры:
- В основе шахты Гарцвейлер по добыче бурого угля открытым способом в Северном Рейне-Вестфалии лежат планы по бурому углю 1984 г. и 1994/1995 гг. Уведомлением от 22 декабря 1997 г. Ведомство по горному делу в Дюрене разрешило «Рамочный план предприятия для шахты Гарцвейлер I/II по добыче бурого угля открытым способом».
- Заявитель по делу 1 BvR 3139/08 является собственником земельного участка, расположенного на территории добычи в районе Иммерат города Эркеленц, застроенного жилым домом в собственном пользовании. В своей конституционной жалобе он оспаривает разрешение Ведомства по горному делу Дюрена и подтверждающие его решения ведомств и судов по административным спорам.
- Заявителем по делу 1 BvR 3386/08 является официально признанный в Северном Рейне-Вестфалии природоохранный союз. Он приобрел в 1998 г. в собственность земельный участок, на котором должна была вестись добыча. Решением от 9 июня 2005 г. окружное правительство Арнсберга лишило его собственности и передало ее носителю проекта. В своей конституционной жалобе заявитель оспаривает данное решение о передаче земли и подтверждающие его судебные решения.
Существенные соображения Сената:
- Конституционная жалоба по делу 1 BvR 3386/08 обоснована в той мере, в которой она допустима. Заявитель, который экспроприируется в результате оспоренной передачи земли, ущемляется в своих основных правах из ст. 14 абз. 1 предл. 1 и ст. 19 абз. 4 предл. 1 ОЗ.
а) Согласно ст. 14 абз. 3 ОЗ экспроприация может быть оправдана только достаточно весомой целью общего блага, определение которой является прерогативой парламентского законодателя. При этом у законодателя есть простор для оценки, который подвергается ограниченной конституционно-правовой проверке. Закон должен достаточно определенно регулировать, с какой целью, при наличии каких предпосылок и для каких проектов можно экспроприировать. При экспроприации в пользу частных лиц, лишь косвенно служащей общему благу, следует в этом смысле выдвигать повышенные требования.
Экспроприация допустима лишь тогда, когда она необходима ради достижения цели общего блага. Здесь следует различать необходимость отдельной меры по экспроприации и необходимость самого проекта для общего блага. Проект является необходимым в смысле ст. 14 абз. 3 ОЗ, если он ради блага общества разумным образом необходим, внеся существенный вклад в достижение цели общего блага. Сама экспроприация, однако, необходима лишь тогда, когда экспроприированное благо является неотъемлемым для осуществления проекта.
Гарантия эффективной правовой защиты от нарушений собственности выполняется лишь тогда, когда правовая защита от отчуждения собственности предоставляется настолько заблаговременно, что реально можно дождаться проверки всех предпосылок принятия решения, под углом зрения предварительных установок или действительного исполнения проекта, с принципиально открытым результатом.
б) § 79 абз. 1 Федерального закона о горном деле (ФЗГД) при конституционном толковании содержащейся там оговорки об общем благе находится в соответствии со ст. 14 абз. 3 ОЗ. Формулировка наводит, правда, на мысль, что передача земли принципиально допустима, если она «служит благу общества» и что цели, позволяющие проводить экспроприацию, добавленные в текст через «в частности», должны служить всего лишь в качестве примеров. В этом более широком толковании норма не была бы совместима с Основным законом. Перечисление целей экспроприации можно, однако, понимать и как исчерпывающее. При подобном конституционном толковании § 79 ФЗГД находится в соответствии со ст. 14 абз. 3 в той мере, в которой он в качестве цели общего блага называет «снабжение рынка сырьем».
в) Отчасти неудовлетворительными являются нормы об экспроприации Федерального закона о горном деле под углом зрения необходимого общего взвешивания интересов и требуемой эффективной правовой защиты.
Нормы Федерального закона о горном деле не предписывают в явном виде проведение общего взвешивания интересов при решении вопроса о разрешении на рамочный план предприятия. Федеральный Административный Суд, однако, в своем решении от 29 июня 2006 г. (BVerGE 126, 205), которое было принято в исходном деле по конституционной жалобе 1 BvR 3139/08, реагировал на данные недостатки в нормах о выдаче разрешений для горнодобывающих предприятий и потребовал через § 48 абз. 2 ФЗГД также взвешивание интересов затронутых собственников земельных участков с оправданными интересами горного дела. Данное понимание обычного закона оставляет пространство для общего взвешивания интересов, требуемого Конституцией при выдаче разрешения на рамочный план предприятия.
Кроме того, закон регулирует неоднозначно, требуется ли всегда общее взвешивание в рамках соответствующей передачи земли. Общее взвешивание в процедуре утверждения рамочного плана предприятия не делает лишним общее взвешивание в процессе принятия решения о передаче земли, даже если они по содержанию во многом совпадают, так как в этом смысле не предусмотрена обязательная сила рамочного плана предприятия в отношении передачи земли, в частности, предварительное действие относительно права экспроприации. Однако устоявшаяся в течение длительного времени судебная практика по административным спорам утверждает, что для добычи полезного ископаемого экспроприация в отдельном случае допустима только на основе общего взвешивания; тем самым правовое положение в достаточной мере уточняется.
г) Оспоренные решения ведомств и судов нарушают права истца из ст. 14 абз. 1 и 3 ОЗ, так как не проводилось необходимое взвешивание в отношении шахты с открытой формой добычи в Гарцвейлере, и они основываются на толковании Федерального закона о горном деле, которое в свое время обладало структурным дефицитом правовой защиты. Общее взвешивание может, однако, при обязательном решении о передаче земли принципиально проводиться еще во время судебного разбирательства. Верховный земельный суд по административным спорам, однако, в оспоренном решении указывает по многим установлениям и оценкам фактов без собственной предметной проверки на, по его мнению, обязательные результаты из его решения о предшествующем иске истца против рамочного плана предприятия. В этом более раннем решении Верховный земельный суд по административным спорам – в согласии с тогдашней судебной практикой Федерального Административного Суда – отстаивал точку зрения, что разрешение на рамочный план предприятия не может нарушить права третьих лиц. Только при процедуре передачи земли происходит вторжение в право собственности. Тем самым истцу было отказано в достаточной судебной проверке оспоренной переуступки земли.
д) Несмотря на успех конституционной жалобы, все ограничивается простым установлением нарушений Конституции. Отмена оспоренных решений является излишней, так как новое решение по делу не может истцу принести никакой выгоды, выходящей за пределы констатации. Земельный участок тем временем используется под добычу бурого угля открытым способом, и его возврат был бы фактически лишен ценности. К тому же с уверенностью можно предвидеть, что специализированные суды при повторном решении, по сути, пришли бы к выводу, что шахта Гарцвейлер по добыче открытым способом для обеспечения энергоснабжения должна рассматриваться как разумным образом необходимая и что и общее взвешивание по шахте с открытым способом добычи при проверке задним числом судами устояло бы (ср. об этом позже под 2).
- Конституционная жалоба по делу 1 BvR 3139/08 допустима, но необоснованна.
а) Оспоренное разрешение на рамочный план предприятия шахты Гар- цвейлер с открытым способом добычи не нарушает право истца на свободу перемещения (ст. 11 ОЗ).
Статья 11 ОЗ защищает и пребывание на свободно выбранном месте и, тем самым, от принудительного переселения. Однако она не дает право пребывать и оставаться в таких местах на территории федерации, в которых регулирование о земельном порядке или использовании земли противостоят постоянному пребыванию. Подобное регулирование не касается, во всяком случае, тогда охранительной области ст. 11 абз. 1 ОЗ, если оно действует вообще и не должно целенаправленно касаться свободы перемещения отдельных лиц или групп лиц. Самостоятельное право на родину ст. 11 абз. 1, однако, не предоставляет. В результате этого не возникает пробела в защите. Особые обременения затронутых лиц, связанные с утратой социальных и пространственноградостроительных связей, учитываются в рамках защиты основных прав из ст. 14 абз. 1 и 3 ОЗ, если речь идет о вторжении в собственность, в остальном через ст. 2 абз. 1 ОЗ.
б) Вторжение в собственность (ст. 14 ОЗ) истца посредством разрешения рамочного плана предприятия оправдано с конституционно-правовой точки зрения.
аа) Статья 14 ОЗ защищает конкретный состав жилищной собственности. К составу относятся и его сложившиеся связи в социальном и градостроительном отношении. Данная защита относится как к квартирам, находящимся в собственности, так и к праву владения арендаторов жилья.
бб) Разрешение на рамочный план предприятия не лишает, однако, истца собственности на его земельный участок, но вторгается в нее. Оно содержит констатацию не в его пользу, что проект шахты с открытым способом добычи принципиально может быть разрешен. Разрешение рамочного плана предприятия вторгается в земельную собственность истца и потому, что самое позднее с момента этого решения в населенных пунктах, затронутых шахтой с открытым способом добычи, начинается процесс переселения, меняющий массивно в растущей мере социальное и градостроительное окружение. Наконец, решение о выдаче разрешения имеет и предварительное правовое действие под углом зрения возможностей правовой защиты истца от более позднего отчуждения земельного участка. Во всяком случае относительно земельных участков, расположенных посреди зоны добычи, после принятия рамочного плана предприятия последующее использование в принципе решено. По мере осуществления проекта создания шахты с открытым способом добычи уменьшаются фактические виды на успех правовых средств против отчуждения земли в той мере, в которой собственник ссылается на противоправность проекта.
вв) (1) Ввиду данных предварительных действий вторжение в собственность, связанное с разрешением рамочного плана предприятия, только в том случае оправданно, если предпосылки экспроприации по сути выполнены. Это имеет место, когда цель общего блага, связанная с проектом шахты по добыче открытым способом, можно выводить из достаточно ясного законного определения общего блага, когда сам проект разумно необходим для достижения цели общего блага, когда процесс принятия решения придерживается минимальных конституционно-правовых требований и разрешение осуществляется обоснованно на основании всеобъемлющего общего взвешивания.
- Посредством добычи бурого угля реализуется достаточно определенная законом и достаточно обоснованная цель общего блага. Решение о том, при помощи каких энергоносителей или в каких комбинациях доступных энергоносителей хочется обеспечить надежное энергоснабжение, является в первую очередь решением федерации и земель в области энергетической политики. Для этого у них есть широкий простор для оценок и воплощения. Основной закон не предлагает масштаб для единственной конституционной в какой-то момент времени энергетической политики федерации или одной из земель. Поэтому Федеральный Конституционный Суд может проверить основополагающие решения из области энергетической политики лишь на предмет того, являются ли они очевидно и однозначно несовместимыми с конституционно-правовыми оценками, как они выражаются, в частности, в основных правах или определениях целей государства и здесь именно в защите окружающей среды (ст. 20 а ОЗ).
Процедура рассмотрения конституционной жалобы не показала, что основополагающее решение в области энергетической политики Земли Северный Рейн-Вестфалия о среднесрочном продолжении добычи бурого угля – и в той мере, в которой оно касается конкретного решения относительно шахты с открытым способом добычи в Гарцвейлере, – вызывает нарекания с точки зрения конституционного права. Земельное правительство приводит веские основания общего блага в пользу своей концепции, ставящей на передний план постоянную доступность традиционного сырья для надежной комбинации видов энергии. Его оценка значительной нагрузки на человека и окружающую среду, связанной с добычей и переработкой бурого угля в электричество, не является, во всяком случае, очевидно ошибочной. Вопрос о том, является ли концепция с точки зрения энергетической политики, экономии и экологии наиболее осмысленной концепцией энергоснабжения, не решает Федеральный Конституционный Суд.
- Шахта с открытым способом добычи бурого угля в Гарцвейлере необходима для достижения цели общего блага посредством добычи и переработки бурого угля в электричество внести существенный вклад в намеченную комбинацию видов энергии для Земли Северный Рейн- Вестфалия. Достаточно того, что добыча бурого угля в этой шахте с открытым способом добычи вносит существенный вклад в достижение данной цели общего блага.
- Законодательное регулирование разрешения проекта шахт для добычи бурого угля открытым способом страдает дефицитами. Недостаточно ясно регулируется, с одной стороны, соотношение между планированием в области бурого угля согласно земельному праву Земли Северный Рейн-Вестфалия и разрешением рамочного плана предприятия согласно Федеральному закону о горном деле, а также, с другой стороны, требование общего единого взвешивания. Тем не менее регулирование в найденном Федеральным Конституционным Судом толковании еще соответствует требованиям к прозрачному и четкому оформлению процедуры и материального процесса принятия решения, а также однозначному распределению ответственности. Действительные процедурные шаги, приведшие к разрешению рамочного плана предприятия для шахты с добычей бурого угля открытым способом в Гарцвейлере не находятся в противоречии с минимальными конституционно-правовыми требованиями. Требуемое общее взвешивание в случае шахты для добычи бурого угля открытым способом в Гарцвейлере было проведено не вызывающим конституционно-правовые сомнения образом. Федеральный Конституционный Суд при контроле решений специализированных судов и ведомств ограничен проверкой того, не допустили ли они при установлении обстоятельств существенные конституционно-правовые ошибки или недооценили ли они принципиально при общем взвешивании значение затронутых основных прав – в частности, ст. 14 абз. 1 ОЗ – или прочих оценок Основного закона.
Исходя из ожидаемого количества добычи бурого угля в запланированный срок добычи с 2001 по 2045 г. Высший земельный суд по административным спорам высказал прогноз, что проект добычи внесет весомый вклад в производство электричества. Он затем оценил проект добычи с точки зрения руководящих решений земельного правительства Северного Рейна-Вестфалии 1987 и 1991 гг., задал вопрос о его совместимости с политикой Германии и Европейского союза в области защиты климата, а также с государственной целью охраны окружающей среды, выраженной в ст. 20 а ОЗ и посчитал его в целом достаточно обоснованным.
Интересы затронутых в своей собственности и вынужденных переселиться лиц в своей сумме объединяются в особо значимое дело общего блага, противостоящее шахте с открытым способом добычи. Уместны, конечно, сомнения в том, включил ли Высший земельный суд по административным спорам данный центральный интерес с подобающим ему весом в общее взвешивание. Но в конечном счете они оказываются не решающими. Нет сомнений в том, что Высшему земельному суду по административным спорам был известен и осознан им масштаб вопроса о переселении, принимая во внимание число переселяющихся и специфические обременения, связанные с переселением. Большое число затронутых переселением лиц (почти 7000 человек) было обсуждено с самого начала планирования как одна из центральных проблем данного проекта. Соответственно планирование создания шахты с открытым способом добычи бурого угля в Гарцвейлере, которое и было основой решения Высшего земельного суда по административным спорам, интенсивно и подробно занималось определением нагрузки на переселяющихся и минимизацией последствий переселения.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде