133. BVerfGE 31, 229

(Schulbuchprivileg / Привилегия на школьные учебники)

  1.  Авторское право, как право пользования, является «собственно­стью» в смысле ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ.
  2.  Статья 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ требует принципиального призна­ния экономической ценности защищенного произведения за ав­тором. Но тем самым конституционно-правовым образом защи­щены не все мыслимые возможности использования.

Дело законодателя в том, чтобы в рамках содержательного оформ­ления авторского права установить компетентные масштабы, обес­печивающие использование и уместную реализацию (ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ), соответствующие природе и социальному значению авторского права. Интерес общественности в беспрепятственном доступе к культурным ценностям оправдывает возможное вклю­чение защищенных произведений после их выхода в свет и без со­гласия автора в сборники для использования в церквях, школах и на уроках, но не то, что автор для этого должен предоставить свое произведение без вознаграждения (§ 46 ЗАП)[1].

  • Интерес общественности в беспрепятственном доступе к культур­ным ценностям оправдывает возможное включение защищенных произведений после их выхода в свет и без согласия автора в сбор­ники для использования в церквях, школах и на уроках, но не то, что автор для этого должен предоставить свое произведение без оплаты (§ 46 ЗАП).

Решение Первого Сената от 7 июля 1971 г.

— 1 BvR765/66 –

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

1. § 46 Закона об авторских правах и смежных правах (Закон об ав­торских правах) от 9 сентября 1965 г. (Bundesgesetzbl. I S. 1273) в той мере несовместим со ст. 14 абз. 1 предл. 1 Основного закона, в которой размножение и распространение допустимо без гонорара, если части произведений, языковые произведения или произведения музыки не­большого объема, отдельные произведения изобразительного искусства или отдельные произведения фотографии после выхода в свет включа­ются в сборники, объединяющие произведения большого числа авторов и по своему составу предназначены только для использования в церквях, школах и на уроках.

[…]

ОСНОВАНИЕ

[…]

Б.

[…]

I.

[…]

Речь идет о вопросе, находится ли ограничение имущественной сто­роны авторского права, производимое в оспоренной норме, в соответ­ствии с Конституцией. Это типичная охранительная область гарантии собственности ст. 14 ОЗ. В общей конструкции Конституции перед ней сначала стоит задача гарантировать носителю основного права про­странство свободы в области имущественного права посредством пре­доставления и обеспечения прав господства, использования и распоря­жения и позволить ему, тем самым, развитие и формирование образа жизни под собственную ответственность; в этом смысле она находится во внутренней взаимосвязи с гарантией личной свободы (ср. BVerfGE 21, 73 [86]; 24, 367 [389, 396, 400]). Кроме того, гарантия собственности охра­няет конкретный, обретенный прежде всего трудом и работой состав имущественных ценностей от неоправданного вторжения со стороны государственной власти.

Это обеспечительное и охранительное значение гарантии собствен­ности требует рассматривать имущественные полномочия автора в от­ношении его произведения как «собственность» в смысле ст. 14 ОЗ и по­ставить их в ее охранительную область. При конституционно-правовой оценке следует, однако, в достаточной степени учитывать неразрывную связь личного духовного творения (ср § 2 абз. 2 ЗАП) с возможностью его экономического использования, а также особую природу и оформление данного имущественного права.

[…]

II.

Норма § 46 ЗАП является границей авторского права в смысле 6-го раздела I части Закона об авторских правах. Она не находится в соответ­ствии с гарантией собственности ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ.

Так как нет заданного и абсолютного понятия собственности, и со­держание и функция собственности способны к приспособлению к об­щественным и экономическим отношениям и нуждаются в нем, Консти­туция поручила законодателю задачу определить содержание и границы собственности (ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ). Это относится и к нематериаль­ным имущественным правам автора; они нуждаются, точно так же как и вещественная собственность, в оформлении со стороны правопоряд­ка. Законодатель, связанный Основным законом, при этом не может дей­ствовать произвольно. При установлении полномочий и обязанностей, составляющих содержание права, он должен не только сохранить осно­вополагающее содержание гарантии собственности, но и держаться в со­ответствии с остальными нормами Конституции. Только с вытекающим отсюда содержанием авторское право защищено конституционным пра­вом (ср. BVerfGE 24, 367 [396]).

Статья 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ сначала гарантирует частную собствен­ность как правовой институт, в основном характеризуемый частной вы­годой и принципиальной способностью распоряжения объектом соб­ственности (BVerfGE 24, 367 [389 и след.]; 26, 215 [222]). Для авторского права это означает: к конституирующим признакам авторского права как собственности в смысле Конституции относится принципиальное при­числение имущественного результата творческой деятельности автору путем частноправового нормирования и его свобода распоряжаться им под свою ответственность. В этом – защищенное конституционно-пра­вовыми нормами ядро авторского права.

Принципиальное причисление имущественной стороны авторского права автору для свободного распоряжения, однако, не означает, что тем самым любая возможность использования защищается конституцион­ным правом. Институциональная гарантия обеспечивает основной со­став норм, который должен быть задан, чтобы право можно было бы обо­значить как «частную собственность». В отдельности дело законодателя установить компетентные масштабы в рамках содержательного оформ­ления авторского права согласно ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ, обеспечиваю­щие использование и уместную реализацию, соответствующие природе и социальному значению права.

Регулирование, соответствующее данному принципиальному тре­бованию гарантии собственности, законодатель принял в виде исклю­чительного права § 15 ЗАП. Вопреки взгляду истцов не каждое произ­веденное правом ограничение данного права или его исключение для определенных юридических составов уже должны рассматриваться как вторжение в область авторского права, защищенную конституционно­правовыми нормами.

Согласно § 15 ЗАП автору принадлежит, в частности, исключитель­ное право использовать свое произведение в физической форме; он мо­жет принципиально свободно, то есть путем договорного соглашения, распоряжаться данной возможностью использования. Однако данное полномочие ему предоставлено не неограниченно. В § 45 и послед. ЗАП в разных отношениях устанавливает «ограничения» авторского права, которые имеют разные степени и обладают разной интенсивностью. При рассматриваемой здесь норме использование произведения треть­ими лицами без предварительного согласия автора «допустимо», при­чем безвозмездно.

При конституционно-правовой оценке этой границы закона следует исходить из того, что законодатель должен гарантировать не только ин­дивидуальные интересы, ему также поручено установить необходимые границы для индивидуальных прав и полномочий в интересах общего блага; он должен привести в справедливый баланс область отдельного че­ловека и общественные интересы. Конституционность оспоренной нормы зависит – абстрагируясь от прочего соответствия Основному закону – от того, оправдана ли она основами общего блага.

III.

[…]

  1.  Нет сомнений относительно права на тиражирование и распростра­нение для названных в § 46 абз. 1 ЗАП сборников. С момента публикации защищенное произведение доступно не только отдельному человеку, оно вступает в социальное пространство и может стать самостоятельным фак­тором, участвующим в определении культурного и духовного образа вре­мени. Поэтому у общественности есть значительный интерес в том, чтобы молодежь в рамках уроков, приближенных к настоящему времени, озна­комилась с созданием духовных ценностей.

[…]

  •  Уже неконституционной норма является в той мере, в которой вклю­чение защищенных произведений в названные сборники остается без оплаты.

Отказ в праве тиражирования и распространения для названных в § 46 абз. 1 предл. 1 ЗАП сборников сужает право распоряжения автора, так как он не может ни возражать против использования своего произ­ведения, ни оговаривать условия, при которых он согласился бы на его использование. Данное ограничение приводит к существенному ущем­лению экономической ценности защищенного результата, если возмож­ность свободной договоренности о гонораре не заменяется законным притязанием на оплату, то есть если свободное предоставление произ­ведения происходит бесплатно.

У автора согласно содержанию гарантии собственности принципи­ально есть притязание на то, чтобы экономическая выгода от его трудов причислялась ему, если только причины общего блага не обладают пре­имуществом перед интересами автора. При этом следует учитывать, что речь идет о результате духовного и личного труда автора, а не о незаслу­женном приросте имущества. Поэтому исключение притязания на опла­ту нельзя оправдать любыми соображениями общего блага; в частно­сти, одного интереса общественности к беспрепятственному доступу к произведениям, защищенным авторским правом, недостаточно. Под уг­лом зрения интенсивности ограничения позиции авторских прав должен наличествовать повышенный общественный интерес, чтобы подобное регулирование могло выдержать проверку на соответствие Конституции. Такие причины общего блага не наличествуют.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде


[1] Закон об авторских правах. — Прим. ред.