131. BVerfGE 21, 73
(Grundstucksverkehrsgesetz / Закон об обороте земельных участков)
- О пределах полномочия законодателя на определение содержания и границ собственности (ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ).
- § 9 абз. 2 № 1 Закона об обороте земельных участков совместим с Основным законом.
- В разрешении, согласно данной норме, не может быть отказано только потому, что правовая сделка для приобретателя представляет собой вложение капитала.
Решение Первого Сената от 12 января 1967 г.
— 1 BvR169/63 —
[…]
ОСНОВАНИЕ
A.
Истец – по профессии адвокат, профессор и консультант предприятий – купил земельный лесной участок площадью 34 га по покупочной цене 290000 немецких марок. Уполномоченное сельскохозяйственное ведомство отказало в разрешении согласно Закону об обороте земельных участков от 28 июля 1961 г. (BGBl. I S. 1091) – ЗОЗУ, так как приобретатель не является ни фермером, ни лесником. У продавца есть право продать лес без получения разрешения государственному управлению лесами в Северном Рейне-Вестфалии.
[…]
B.
[…]
III.
[…]
Согласно § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ следует отказать в разрешении, если продажа означает нездоровое распределение земли. По своему материальному содержанию данный юридический состав содержит законное ограничение полномочия продажи и права приобретения сельскохозяйственных и лесных земельных участков. Таким образом, речь идет о норме, определяющей содержание правового института собственности. Норма поэтому относится к охранительной области ст. 14 ОЗ и должна быть измерена по ней.
- Статья 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ требует, чтобы содержание и границы собственности определились законодателем. Такой закон должен формально и материально соответствовать Конституции (BVerfGE 14, 263 [278]).
а) Нападки истца, направленные против формального воплощения § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ, необоснованны.
С точки зрения конституционного права нельзя критиковать, что законодатель в этой норме использует неопределенное правовое понятие (BVerfGE 3, 225 [243]; 13, 153 [161]). Можно оставить в стороне вопрос о том, было ли возможно разделить обобщенные в § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ фактические обстоятельства на несколько специальных юридических составов. На усмотрение законодателя оставлен вопрос о том, использует ли он при установлении законного состава понятие, охватывающее определенный круг обстоятельств, или устанавливает узко очерченные юридические составы. Федеральный Конституционный Суд может лишь проверить, соблюдал ли он при этом границы, установленные для него Конституцией. Это имеет место.
Принципиальная допустимость неопределенных правовых понятий не освобождает законодателя от необходимости сформулировать норму таким образом, чтобы она отвечала принципам правового государства о ясности норм и применимости. Ее предпосылки и содержание должны быть сформулированы таким образом, чтобы затронутые ею лица могли понимать правовое положение и соответствующим образом строить свое поведение. Кроме того, принцип законности государственного управления требует, чтобы сам законодатель содержательно нормировал отдельные полномочия и обязанности, олицетворяющие воплощение собственности; он не может, если подобная норма одновременно выступает материальной основой и масштабом проверки для ведомственной процедуры выдачи разрешений, оставить ее на усмотрение администрации. В области права оборота земельных участков поэтому препятствия для продажи и приобретения должны вытекать из самого закона; они не могут устанавливаться администрацией и судами по их представлениям. Этим требованиям § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ еще соответствует.
Следует согласиться с истцом, что толкование и применение не очень точного понятия «нездоровое распределение земли» в некоторых направлениях вызывает сомнения. Тем не менее из целевой установки закона, предметной взаимосвязи норм и пояснений в § 9 абз. 2 ЗОЗУ можно в достаточной мере понять цель и содержание и получить объективные критерии, исключающие произвольное применение ведомствами и судами.
[…]
б) § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ при правильном толковании соответствует и по своему материальному содержанию Конституции.
Задача законодателя, порученная ему в ст. 14 абз. 2 предл. 2 ОЗ, определить содержание и границы собственности не является неограниченной. Он должен учитывать основополагающее содержание гарантии собственности ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ и остальные нормы Конституции (BVerfGE 14, 263 [278]; 18, 121 [132]).
Основной закон, вопреки взгляду истца, не требует, чтобы оборот сельских участков был столь же свободным, как оборот всякого другого «капитала». То обстоятельство, что земля является ограниченным и необходимым ресурсом, запрещает, чтобы ее использование было предоставлено непредсказуемой игре свободных сил и произволу отдельного человека; справедливый правовой и общественный порядок заставляет, наоборот, в гораздо большей мере выражать интересы общественности относительно земли, чем относительно других имущественных ценностей. Землю нельзя просто ставить в один ряд с другими имущественными ценностями ни по ее народнохозяйственному, ни по ее социальному значению; с ней в правовом обращении нельзя поступить как с простым движимым товаром. Из ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ в связи со ст. 3 ОЗ поэтому нельзя выводить обязанность законодателя все имущественные блага, которые можно измерить в денежном эквиваленте, подчинить одинаковым правовым принципам. Неверно также, что денежный капитал дискриминируется по отношению с капиталом, вложенным в сельскохозяйственное и лесное земельное имущество.
Сам Основной закон предоставил законодателю относительно широкий простор для оформления определения содержания собственности в ст. 14 абз. 12 ОЗ. Согласно ему собственность не только обязывает, «ее использование должно одновременно служить благу общественности». То, что создатель Конституции здесь прежде всего имел в виду землеустройство, вытекает однозначно из материалов (Парламентский совет, 8-е заседание Комитета по основным вопросам, стенографический протокол (ParlRat, 8. Sitzung des Grundsatzausschusses, Sten.Prot.) стр. 62 и далее). Требование социально справедливого использования является не только указанием для конкретного поведения собственника, но в первую очередь руководящим правилом для законодателя, который при регулировании содержания собственности должен учитывать общее благо. В этом заключается отказ от порядка собственности, в котором индивидуальный интерес имеет абсолютное преимущество перед интересами общественности. В рамках данного основополагающего ценностного решения держится § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ, когда он не одобряет продажи земли, означающие нездоровое распределение земли в вышеизложенном смысле.
[…]
- Если, согласно этому, § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ и является конституционным, то его толкование и применение Федеральным Верховным судом в оспоренном решении не могут быть одобрены.
Федеральный Верховный Суд в своей судебной практике верно исходит из того, что юридический состав в § 9 абз. 1 № 1 ЗОЗУ должен быть узко истолкован. Он обращает внимание на то, есть ли потребность в сельскохозяйственных или лесных участках у других предприятий; но он одобряет приобретение лицами, не являющимися ни фермерами, ни лесниками тогда, когда ни фермеры, ни лесники не заинтересованы в приобретении продаваемых участков. Однако Федеральный Верховный Суд не распространяет данное ограничительное действие на случай, когда приобретение является «чистым вложением капитала». Подобное приобретение означает, по его мнению, нездоровое распределение земли, «без учета того, должен ли использоваться продаваемый участок для улучшения аграрной структуры». Если у закона действительно было бы такое содержание, он не находился бы в соответствии со ст. 14 абз. 2 предл. 2 ОЗ.
Законодательные ограничения собственности должны быть необходимыми исходя из регулируемой предметной области; они не могут простираться дальше, чем простирается защитная цель, которой служит норма. Граница была бы пройдена, если приобретение земли было бы запрещено только потому, что для приобретателя является вложением капитала. Федеральный Верховный Суд неоправданно обращает внимание на мотив приобретения, а не на то, что только и может быть решающим – на последствия правовой сделки для аграрной структуры. Мотив приобретения сам по себе не может быть точкой зрения, оправдывающей ограничения собственности. Защитная цель, которой служит право в области оборота земельных участков, не требует подобного ограничения.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде