122. BVerfGE 105, 252
(Glykol / Гликоль)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Пресс-релиз № 67/2002 от 30 июля 2002 г.
Решение от 26 июня 2002 г.
— 1 BvR558/91, 1 BvR1428/91 –
Об информационной деятельности Федерального правительства в области защиты прав потребителей
Решением от 26 июня 2002 г. Первый Сенат Федерального Конституционного Суда подтвердил допустимость предоставления государством информации для потребителей. Поводом для этого был скандал вокруг гликоля в 1985 г. Федеральный министр по делам молодежи, семьи и здоровья опубликовал тогда список вин, в которых был обнаружен диэти-ленгликоль (ДЭГ). Добавление ДЭГ противоречило Закону «О вине». Заявителями выступают винодельческие предприятия, которые были перечислены в списке с указанием производимых ими продуктов. Они утверждают, что в результате этого пострадала их репутация и сократился оборот. Их заявления против публикации данного списка в судах по административным спорам были безуспешными. Первый Сенат отклонил их конституционные жалобы.
В основании своего решения Первый Сенат высказывается, в частности, относительно области действия свободы профессиональной деятельности, закрепленной в абз. 1 ст. 12 Основного закона, и об информационной деятельности Федерального Правительства и излагает следующие выводы:
а) Защита свободы профессиональной деятельности предприятий определяется правовыми нормами, направленными на поддержание конкуренции и на ее ограничение. Положение предприятий в конкурентной борьбе и, тем самым, объем оборота действующих на рынке предприятий подвержены риску постоянного изменения, в зависимости от ситуации на рынке. Работающее на рынке предприятие может столкнуться с критикой качества своих продуктов и должно учитывать вытекающие из этого последствия, касающиеся результатов деятельности на рынке. Абзац 1 ст. 12 Основного закона не содержит права предприятий быть изображенными только в том свете, в котором само предприятие хотело бы, чтобы его видели, или как оно видит себя и свою продукцию.
б) Абзац 1 ст. 12 Основного закона не защищает участников рынка от распространения достоверной и компетентной информации на рынке.
Государство также вправе распространять информацию, относящуюся к рынку. Правопорядок нацелен на прозрачность рынка, на высокий уровень информатизации, существенной для рынка.
Содержательная правильность информации, существенной для конкуренции, является принципиальной предпосылкой того, чтобы она содействовала прозрачности рынка и, тем самым, его способности к функционированию. Если несмотря на тщательную проверку государственным органом остается еще неуверенность в правильности такой информации, то участникам рынка следует на это указать. Но и правильная по содержанию информация, исходящая от государства, по форме не должна быть необъективной или унизительной.
в) Федеральное правительство на основе своей задачи по руководству государством имеет право проводить информационную деятельность там, где оно осуществляет общегосударственную деятельность, которая может быть реализована при помощи информации.
К задачам правительства по управлению государством относится и устранение конфликтов в государстве и обществе, быстрое и компетентное реагирование на кризисы, а также помощь гражданам в ориентировании посредством предоставления заблаговременной информации. Актуальные кризисы в аграрной и продовольственной области показывают, как важна общедоступная, подкрепленная авторитетом правительства информация для преодоления подобных ситуаций (ср. Пресс-релиз № 68/2002 о решении от 26 июня 2002 г. – 1 BvR670/91).
Федеральное правительство и при проведении информационной деятельности должно сохранить разделение компетенций между федерацией и землями. Федеральное правительство вправе распространять информацию, если она относится к процессам надрегионального масштаба, и информационная деятельность в рамках всей федерации повышает эффективность решения проблем. Данная информационная деятельность не исключает информационную деятельность земельных правительств и не мешает деятельности органов управления по решению административных задач.
г) Сенат констатирует, что оспоренная в конституционных жалобах публикация списка отвечает конституционно-правовым требованиям. Высказывания, сделанные в списках, были верными. Публикация не представляет собой ущемления свободы профессиональной деятельности винодельческих предприятий. Это относится и к указанию их наименований.
Распространение списка было нацелено на преодоление кризиса, а частности, на восстановление доверия к межрегиональному винодельческому рынку. Информация о нарушениях качества вин из некоторых регионов и некоторых предприятий по разливу создала прозрачность рынка. Она сделала продавцов и покупателей на винном рынке способными обращаться с нежелательной, возможно даже опасной ситуацией, они были информированы и действовали потому по собственному усмотрению. Содержание списка относительно вин, содержащих ДЭГ, сводилось к предупреждению потребителей, а относительно других вин – к снятию озабоченности потребителей. За участниками рынка осталось решение о том, как реагировать на данную информацию.
Распространение информации Федеральным правительством не мешало землям в свою очередь распространять информацию или принимать административные меры предупреждения опасностей.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде