106. BVerfGE 92, 365
(Kurzarbeitsgeld / Пособие по неполной занятости)
- Предложение 1 абз. 3 § 116 Закона о содействии трудоустройству и профессиональному образованию соответствует Основному закону. Если в результате действия данной нормы возникает структурное неравенство сторон коллективных договоров, что препятствует достижению сбалансированных соглашений по условиям труда (в том числе экономическим) и не может быть исправлено судом, то законодатель должен принять меры для сохранения автономии сторон коллективного договора.
- Основное право на свободу коалиций требует юридического оформления в той мере, в которой оно регулирует отношения между противоборствующими сторонами. Законодатель при этом имеет широкие возможности для регулирования. При оценке, нарушен ли паритет между сторонами коллективного договора и какие последствия для соотношения сил следуют в результате законодательного регулирования, законодатель обладает исключительным правом оценки.
Решение Первого Сената от 4 июля 1995 г.
— 1 BvF 2/86, 1 BvF 1/87, 1 BvF 2/87, 1 BvF 3/87, 1 BvF 4/87, 1 BvR 1421/86 —
ОСНОВАНИЯ
А.
Заявления о проведении нормоконтроля (проверки судом действенности правового предписания) и конституционная жалоба направлены против новых норм, введенных в Закон о содействии трудоустройству и профессиональному образованию, затрагивающих предоставление выплат Федерального ведомства по вопросам труда во время трудовых конфликтов.
I.
1. Проверяемые нормы устанавливают условия, при которых компенсация заработной платы (как правило, пособие по неполной занятости) выплачивается при проведении регионального трудового конфликта наемным работникам той же отрасли, если они в результате последствий трудовых конфликтов временно не заняты. Абзац 3 § 116 Закона о содействии трудоустройству и профессиональному образованию определяет, что соответствующее право требования прекращается, если в отношении таких наемных рабочих выдвигается требование, такое же по своему роду и объему, и результат трудового конфликта, по всей вероятности, будет распространен на их округ («принцип участия»). Абзацы 5 и 6 содержат дополнительные процедурные нормы.
а) На основе правового положения до принятия положений, являющихся предметом проверки, во время некоторых трудовых конфликтов, в которых участвовала заявитель, в некоторых округах, в которых не шли трудовые конфликты, выплачивались пособия по неполной занятости.
Законодатель усмотрел в этом нарушение нейтралитета Федерального ведомства по вопросам труда в трудовых конфликтах.
[…]
C.
Заявления о проведении нормоконтроля и конституционная жалоба не обоснованны. Проверяемые положения не нарушают, во всяком случае сейчас, свободу заявителя на создание коалиций и в остальном соответствуют Основному закону, отчасти, однако, только при толковании в соответствии с Конституцией.
I.
Номер 2 предл. 1 абз. 3 § 116 Закона о содействии трудоустройству и профессиональному образованию в редакции Закона о нейтралитете не нарушает абз. 3 ст. 9 Основного закона. Однако данные нормы затрагивают свободу профсоюзов на создание коалиций. Тем не менее данные нормы находятся в рамках полномочий законодателя, установленных Конституцией.
- а) Основное право, закрепленное в абз. 3 ст. 9 Основного закона, является, в первую очередь, охраняемой правом свободой. Оно предоставляет отдельному человеку свободу создавать объединения для содействия условиям труда (в том числе экономическим) и совместно с другими лицами реализовывать данную цель. Участники должны иметь возможность свободно от государственного влияния, самостоятельно и под свою ответственность принимать решения. Этим защищается и право самих объединений преследовать в рамках специфической коалиционной деятельности названные в абз. 3 ст. 9 Основного закона цели (ср. BVerfGE 50, 290 [367] со ссылками на другие источники). Выбор средств, которые коалиции считают пригодными для достижения цели, абзац 3 ст. 9 Основного закона предоставляет им самим. Основное право защищает в качестве коалиционной деятельности и меры борьбы в трудовых конфликтах, нацеленные на заключение коллективных договоров. В любом случае они в той мере подпадают под защиту свободы коалиций, в которой они необходимы для обеспечения функционирования автономии сторон коллективного договора (ср. BVerfGE 84, 212 [224 и след.]). Сюда относятся и забастовки (ср. BVerfGE 88, 103 [114]).
- Основное право на свободу коалиций нуждается в законодательном оформлении в той мере, в которой имеет своим предметом отношения между представителями противоборствующих интересов. Обе стороны коллективного договора одинаковым образом находятся под защитой абз. 3 ст. 9 Основного закона, но находятся при его реализации в противоборстве друг с другом. Они защищены от государственного влияния и в том случае, когда они используют средства борьбы, обладающие значительным воздействием на противника и общественность. Данная защита требует координирующих норм, обеспечивающих возможность сосуществования двух противостоящих позиций, защищенных основными правами. Возможность использования средств борьбы предполагает наличие правовых рамочных условий, обеспечивающих сохранение цели данной защищенной правом свободы, а также его места в конституционно-правовом порядке (ср. BVerfGE 88, 103 [115]).
При данном правовом оформлении у законодателя есть широкий простор для действия. Основной закон подробно не предписывает, каким образом ему следует преодолеть конфликт основных прав. Основной закон также не требует оптимизации условий борьбы. По общему правилу стороны коллективного договора должны сами приспосабливать свои средства к меняющимся обстоятельствам, чтобы противостоять противнику и добиваться заключения взаимовыгодных коллективных договоров. С другой стороны, у законодателя отсутствуют препятствия для изменения рамочных условий борьбы за улучшение условий труда, проводящейся для целей общего блага или в целях восстановления нарушенного паритета (ср. BVerfGE 84, 212 [228 и след.]).
с) Простор для действий законодателя находит свои границы в объективном содержании абз. 3 ст. 9 Основного закона. Автономия сторон коллективного договора защищается как сфера, в рамках которой стороны коллективного договора, по общему правилу, под свою ответственность могут регулировать свои взаимоотношения без государственного вмешательства (ср. BVerfGE 50, 290 [367]). Функционирование принципа автономии сторон коллективного договора не может быть поставлено под угрозу. Коалиции должны выполнять признанную Основным законом цель – обеспечивать и развивать условия труда (в том числе экономические) для своих членов, в частности, посредством заключения коллективных договоров. Система коллективных договоров рассчитана на то, чтобы сбалансировать структурную подчиненность отдельных наемных работников при заключении трудовых договоров посредством коллективных действий и, тем самым, сделать возможным относительно равное участие в переговорах о заработной плате и условиях труда. Таким образом, автономия сторон коллективного договора функционирует только тогда, когда силы сторон коллективного договора относительно равны – то есть имеется паритет (ср. BVerfGE 84, 212 [229]). Нормативно-правовое регулирование в том случае не будет соответствовать абз. 3 ст. 9 Основного закона, если оно приведет к тому, что способность к ведению переговоров одной из сторон коллективного договора будет ограничена, включая возможность вести эффективную трудовую борьбу, а коалиционная деятельность стороны будет ограничена в большей мере, чем это необходимо для уравнивания правовых позиций сторон (ср. BVerfGE 84, 212 [228 и след.]).
Из абз. 3 ст. 9 Основного закона не следуют конкретные масштабы, по которым можно было бы оценить баланс сил сторон коллективного соглашения.
[…]
- При решении вопроса, лишает ли правовое регулирование деятельности профсоюзов возможности вести эффективную трудовую борьбу, следует исходить из оценки законодателя. Сила позиции коалиции наемных работников зависит от множества факторов, которые нельзя полностью учесть и действие которых трудно оценить. Не без труда можно оценить возможности, которыми располагает профсоюз по изменению методов ведения борьбы в целях приспособления к измененным обстоятельствам. В таком случае законодатель несет политическую ответственность за полный учет и оценку решающих факторов. Федеральный Конституционный Суд не может вместо законодателя давать собственную оценку. Неконституционными в соответствии с этим являются такие действия, когда становится очевидным, что имела место неверная оценка или обжалуемая мера изначально сводилась к тому, чтобы нарушить существующее равновесие сил или усилить их неравенство.
- Оценка, из которой законодатель исходит при регулировании трудовых конфликтов и которая изначально не вызывает сомнений, может впоследствии оказаться неверной. Изначально убедительные допущения могут быть опровергнуты последующим развитием событий, и вполне обоснованные ожидания относительно развития взаимосвязанных событий могут не оправдаться. Таким образом, несмотря на изначально допустимое с точки зрения конституционного права регулирование, впоследствии данное регулирование может привести к нарушению принципа автономии сторон коллективного договора. Подобное развитие событий требует вмешательства в той мере, в которой выявляется факт структурного неравенства, более не позволяющего объективно согласовать условия труда (включая экономические) и которое не может быть устранено в рамках системы правосудия. В таком случае законодатель обязан принять меры для защиты свободы коалиций (ср. BVerfGE 25, 1 [13]; 49, 89 [130]; 50, 290 [335]).
- С данной точки зрения оспариваемое нормативно-правовое регулирование проходит конституционно-правовую проверку:
а) Избранный законодателем принцип регулирования соответствует абз. 3 ст. 9 Основного закона.
Законодатель установил данное регулирование, так как полагал, что посредством выплаты пособия по неполной занятости происходит вмешательство в трудовую борьбу в пользу профсоюзов, и, тем самым, недопустимым образом усиливается их позиция в борьбе; при выплате пособий по неполной занятости работникам, находящимся вне округа, в котором идет трудовой конфликт, нарушался бы нейтралитет Федерального ведомства по вопросам труда, если бы эти работники способствовали достижению целей одной из сторон трудового конфликта. В основе нового регулирования лежит принцип, в соответствии с которым риск потери заработной платы при трудовых конфликтах должны нести и те наемные работники, которые непосредственно не участвуют в трудовом конфликте, но (примерно) в той же степени заинтересованы в успехе бастующих наемных работников, поскольку в случае успеха их положение также улучшится.
С конституционно-правовой точки зрения данный вывод не вызывает сомнений. Участие является очевидным критерием для перемещения риска потери заработной платы с системы страхования на случай потери работы на наемных работников, интересы которых в большой степени совпадают с интересами их коллег, непосредственно участвующих в трудовой борьбе. Представляется допустимым исходить из данного соответствия в качестве основания для приостановления выплат пособий по неполной занятости.
- Фактически законодатель исходил из предположения, что заявителю, ввиду высокой интеграции производства в сфере металлообрабатывающей промышленности, посредством забастовок в отдельном тарифном округе будет легко добиться возникновения сбоев производства в других округах. Данное допущение заявитель не ставит под сомнение, оно к тому же подтверждается трудовой борьбой 1984 г. В результате подобного ведения борьбы оказывается сильное давление на работодателя. Затронутые последствиями таких действий работодатели и их региональные союзы в той мере, в которой они страдают от экономических последствий остановки производства, будут пытаться побудить непосредственно затронутых трудовой борьбой работодателей и их организации пойти на уступки. Достаточно убедительным выглядит также предположение о том, что давление наемных работников, которые попали под «холодный локаут», на профсоюз изнутри было бы смягчено выплатой пособий по неполной занятости.
- Оценочное суждение законодателя о том, что прежняя редакция § 116 Закона о содействии трудоустройству и профессиональному образованию в том толковании, которое получила данная норма в практике судов по социальным спорам на основе судебной практики судов по трудовым спорам относительно риска потери заработной платы, привела к изменению паритета, не вызывает нареканий. Подобные оценки комплексных фактов законодатель осуществляет в рамках своей политической ответственности за сохранение общего блага.
Нет достаточных признаков того, что функционирование принципа автономии сторон коллективного договора будет ограничено проверяемой нормой таким образом, что опасения заявителя насчет конституционности регулирования найдут свое обоснование.
[…]
Согласно вышесказанному, как в фактическом, так и в правовом отношении определенно не установлено, что обжалуемая норма во время будущих трудовых конфликтов приведет к такому неравенству позиций сторон тарифных соглашений, что переговоры на относительно равной основе станут невозможными. Если такая ситуация произойдет, законодатель будет обязан принять соответствующие меры для сохранения тарифной автономии. Пока этого не произошло, задача судов заключается в толковании и применении действующих правил с учетом абз. 3 ст. 9 Основного закона.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде