104. BVerfGE 50, 290
(Mitbestimmungsgesetz / Закон об участии представителей наемных работников в управлении предприятием)
Расширенное участие наемных работников в управлении предприятием на основании Закона об участии наемных работников в управлении предприятием от 4 мая 1976 г. соответствует основным правам обществ, участников и объединений работодателей, указанных в законе.
Решение Первого Сената от 1 марта 1979 г.
— 1 BvR532/77, 1 BvR533/77, 1 BvR419/78, 1 BvL 21/78 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
[…]
II.
[…]
- […]
с) Конституционные жалобы и Решение Окружного суда об обращении в Федеральный Конституционный Суд указывают на несоответствие Закона об участии представителей наемных работников в управлении предприятием гарантированной в абз. 3 ст. 9 Основного закона свободе объединений. Данное конституционное право гарантирует автономию сторон в сфере коллективных договоров как таковую и ее условия: возможность свободного учреждения, свободу и независимость от предприятия не только объединений наемных работников, но и работодателей.
[…]
Указывается, что Законом об участии представителей наемных работников в управлении предприятием нарушается абзац 3 ст. 9 Основного закона, так как закон открывает возможность для влияния социальных противников на союзы работодателей и тем самым ставит под угрозу существование и деятельность объединений работодателей – в частности, ущемляет их способность и готовность к отстаиванию своих интересов в трудовых спорах и приводит к бездействию систему коллективных договоров в целом.
[…]
C.
[…]
IV.
[…]
- […]
Как следует из формулировки абз. 3 ст. 9 Основного закона и как показывает историческое развитие, свобода объединений является в первую очередь охраняемой правом свободой. Она обеспечивает свободу объединения в союзы для улучшения условий труда (включая экономические) и свободу совместного преследования данной цели (BVerfGE 4, 96 [106]; 38, 386 [393]); участники самостоятельно, под свою ответственность и по общему правилу без вмешательства государства распоряжаются данными свободами. Данная гарантия включает в себя свободу учреждения, свободу вступления, свободу выхода и неучастия, а также защиту объединения как такового (BVerfGE 4, 96 [101и след.]; 19, 303 [312, 319]; 28, 295 [304]) и ее право преследовать названные в абз. 3 ст. 9 Основного закона цели в рамках особой коалиционной деятельности (BVerfGE 19, 303 [312] со ссылками на другие источники; 28, 295 [304]).
Сюда относится заключение коллективных договоров, посредством которых объединения регулируют под свою ответственность и в основном без государственного влияния условия оплаты труда и прочие материальные условия труда в той сфере, где государство во многом ограничило свою регулирующую компетенцию (BVerfGE 44, 322 [340] со ссылками на другие источники); в этом смысле свобода коалиций служит рациональному устройству трудовой деятельности (BVerfGE 4, 96 [107]; ср. также BVerfGE 18, 18 [27]). Будучи партнерами по коллективным соглашениям, объединения должны быть учреждены свободно, быть независимыми от противоположной стороны и быть организованными на межпроизводственном уровне (BVerfGE 18, 18 [28]), по своей структуре они должны быть достаточно независимыми, чтобы на постоянной основе отстаивать интересы своих членов в области трудового и социального права (BVerfGE 4, 96 [107]; 18, 18 [28]), и признавать действующее тарифное право в качестве обязательного (BVerfGЕ, в указанном месте). На основании абз. 3 ст. 9 Основного закона объединениям предоставляется возможность выбора средств, которые они считают пригодными для достижения своей цели (BVerfGE 18, 18 [29 и след., в особенности 32]).
В еще большей мере, чем гарантированная в абз. 1 ст. 9 всеобщая свобода объединений, свобода коалиций изначально нуждается в законодательном оформлении. Оно заключается не только в создании правовых институтов и комплексов норм, необходимых для реализации свобод, гарантированных основными правами. Значение и количество вопросов, охваченных деятельностью коалиций, в частности в области экономического и социального порядков, требуют многостороннего законодательного регулирования, в котором также могут быть установлены границы свободы коалиций, тем более, что предмет гарантии относится к изменяющимся экономическим и социальным условиям, которые должны оставлять возможность изменения и дальнейшего развития в большей мере, чем другие охраняемые права свободы.
Соответственно, Федеральный Конституционный Суд в своей сложившейся судебной практике исходит из того, что абзац 3 ст. 9 Основного закона защищает свободу коалиций лишь в рамках ее основного предмета (BVerfGE 19, 303 [321 и след.] со ссылками на другие источники; 28, 295 [304]; 38, 281 [305]; 38, 386 [393]): основное право предоставляет лицам и объединениям неограниченный и не поддающийся ограничению простор для действия, не придавая такому праву статус конституционного (BVerfGE 38, 386 [393]); задачей законодателя является определение сферы действия свободы коалиций путем детального оформления полномочий коалиций и более подробного их регулирования. При этом он может учитывать особенности обстоятельств дела в регулировании конкретного вопроса. Однако деятельность коалиций может быть ограничена лишь в той мере, в которой это необходимо для защиты других правовых ценностей. Регулирование, не соответствующее данным принципам, нарушает гарантированный в абз. 3 ст. 9 Основного закона основной предмет коалиционной деятельности (BVerfGE 19, 303 [321 и след.]; 28, 295 [306]).
То же самое касается и гарантии автономии сторон коллективного договора. Она носит общий характер; она не охватывает то особое выражение, которое имела система коллективных договоров в Законе о коллективных договорах, действовавшем в момент вступления в силу Основного закона. Она оставляет законодателю широкий простор для регулирования (BVerfGE 20, 312 [317]) и создает тем самым возможность изменения условий получения правоспособности к заключению коллективных договоров на основании текущих общественных обстоятельств таким образом, чтобы коалиции могли выполнять свои задачи (Федеральный Конституционный Суд (BVerfG), в указанном месте, стр. 318). Однако основное право свободы коалиций запрещает ставить условия получения правоспособности к заключению коллективных договоров в зависимость от обстоятельств, которые не требуются исходя из фактического положения вещей, то есть не требуются исходя из служащей общественным интересам задачи регулирования и достижения взаимной удовлетворенности в трудовой деятельности (BVerfGE 18, 18 [27]). Законодателю, в соответствии с этим, не запрещается надлежащим образом развивать систему коллективных договоров; его полномочия по регулированию ограничиваются предметом регулирования свободы коалиций, гарантированной конституционным правом: гарантией законодательно урегулированной и защищенной системы коллективных договоров, участниками которой должны быть свободно созданные коалиции в смысле абз. 3 ст. 9 Основного закона (BVerfGE 4, 96 [108]; ср. также BVerfGE 38, 281 [305 и след.]).
- § 7, 27, 29 и 31 Закона об участии представителей наемных работников в управлении предприятием не вторгаются в предмет регулирования свободы коалиций, закрепленный в абз. 3 ст. 9 Основного закона. Данные параграфы не затрагивают свободу учреждения и свободу вступления, а также гарантию свободы коалиционной деятельности от государства. Данные параграфы не дополняют систему коллективных договоров неконституционным способом иной формой поддержки условий труда (включая экономические). Они не ограничивают недопустимым образом принцип независимости противоположной стороны. Нельзя исходить также из того, что они могут привести к невозможности функционирования принципа автономии сторон коллективного договора.
а) Обжалуемые нормы не затрагивают свободу образования коалиций, свободу вступления, выхода из них или неучастия в их деятельности. Это касается и коалиций работодателей.
[…]
Вопрос соответствия норм, являющихся предметом обжалования и проверки абз. 3 ст. 9 Основного закона, таким образом, может касаться только гарантий, установленных основным правом относительно системы коллективных договоров.
- Основное право остается неизменным в правовом смысле. Если Закон об участии представителей наемных работников в управлении предприятием наряду с системой коллективных догоровов устанавливает дополнительную форму поддержки условий труда (включая экономические) в виде участия представителей предприятия в данной системе, то абзац 3 ст. 9 Основного закона этому не противоречит.
Как было показано, основное право не содержит гарантии сохранения системы коллективных договоров и системы разрешения трудовых споров. Абзац 3 ст. 9 Основного закона нельзя также толковать таким образом, что он устанавливает систему коллективных договоров в качестве исключительной формы поддержки условий труда (включая экономические). Это бы противоречило основной идее и историческому развитию свободы коалиций, имеющим решающее значение при толковании.
аа) Абзац 3 ст. 9 Основного закона, в качестве охраняемой правом свободы, направлен на то, чтобы вопросы, не урегулированные государством, могли урегулировать участники самостоятельно и под свою ответственность, в соответствии с тем, каким образом они хотят поддерживать условия труда (включая экономические). Не является очевидным тот факт, что это возможно сделать только при помощи коллективных договоров, тем более что подобное решение сводилось бы к ограничению гарантированной свободы. Более того, рациональное регулирование и улучшение условий трудовой деятельности, о которых речь идет в абз. 3 ст. 9 Основного закона, можно достичь разными способами: не только посредством образований, которые, как система коллективных договоров, характеризуются базовыми элементами противоположности интересов, конфликтов и споров, но и таких, которые ставят на передний план объединение и взаимодействие, хотя и не исключают конфликтов и их разрешения. И второй путь, в частности, может служить выполнению задачи улучшения трудовых отношений.
[…]
- В этом смысле сначала важно определить, может ли при параллельном существовании расширенного участия в управлении и системы коллективных договоров в достаточной мере сохраняться независимость сторон коллективных договоров в том смысле, что они по своей общей структуре останутся достаточно независимыми от противоположной стороны, чтобы эффективно и на постоянной основе отстаивать интересы своих членов в области трудового и социального права (BVerfGE 4, 96 [107]; 18, 18 [28]).
[…]
Нельзя достоверно определить, предоставляет ли Закон об участии представителей наемных работников в управлении предприятием, и в какой мере, возможность влияния на коалиции работодателей со стороны профсоюзов или наемных работников в целом. Данное влияние при соблюдении правового регулирования не является само собой разумеющимся; но его и нельзя полностью исключить. Ограничение независимости противостоящей коалиции работодателей стороне, которое может следовать из закона, не вторгается, однако, в предмет регулирования абз. 3 ст. 9 Основного закона.
аа) Требование независимости коалиций работодателей служит, прежде всего, интересам их членов – предприятиям. Именно на эти интересы обязаны ориентироваться и члены представительных органов членов-предприятий, поскольку они должны выполнять свои обязанности, несмотря на возможные личные конфликты или конфликты интересов, в интересах предприятий (ср. § 93 Закона об акционерных обществах, § 43 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, § 34 Закона о промысловых и хозяйственных товариществах); это относится и к указанным в Законе об участии представителей наемных работников в управлении предприятием директорам по трудовым вопросам. Правопорядок предоставляет возможность для установления санкций при несоблюдении данной обязанности. То же самое должно относиться к задачам членов представительных органов в рамках системы коллективных договоров. В этом смысле при конституционноправовой проверке в первую очередь следует исходить из того, что представители предприятий, участвующих в коалициях работодателей и в их органах, действуют согласно данной правовой обязанности, запрещающей им руководствоваться интересами противоположной стороны; в основу данной проверки нельзя положить несоответствующее праву поведение участников. В отдельных случаях могут возникать сомнения в том, что входит в данную правовую обязанность; и здесь нельзя исключить, что различные мнения об этом определяются взглядами и менталитетом, которые сформировались в течение карьерного развития и жизненного опыта участников, и в этом смысле могут быть ближе к стороне акционеров или к стороне наемных работников.
bb) […] И с учетом большего влияния предприятий, участвующих в управлении объединениями работодателей, влияние на объединения работодателей со стороны наемных работников и профсоюзов предприятий-членов явно уменьшится. Наконец, нельзя не обратить внимание на то, что в объединения работодателей входят и предприятия, не принимающие участие в управлении ими. При таком положении дел степень возможного влияния наемных работников в объединениях работодателей и их союзах может быть лишь существенно ниже той степени влияния, которой наемные работники обладают на предприятиях, участвующих в управлении коалициями работодателей. Следует также учесть, что у коалиций работодателей есть возможность посредством уставов ослабить или исключить влияние со стороны наемных работников или профсоюзов.
cc) Оставшееся влияние принципиально не ставит под вопрос независимость коалиций работодателей от противоположной стороны и потому соответствует абз. 3 ст. 9 Основного закона.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде