§ 20. Свобода образования объединений (ст. 9 Основного закона)
101. BVerfG E19, 303
(Dortmunder Hauptbahnhof / Центральный вокзал г. Дортмунда)
- Абзац 3 ст. 9 Основного закона гарантирует членам коалиций (объединений) право на участие в защищенной конституционным правом деятельности своей коалиции.
- Абзац 3 ст. 9 Основного закона защищает основную сферу деятельности коалиций в области представительства персонала.
- Профсоюзная реклама перед выборами в совет персонала (совет представителей служащих в государственных учреждениях) в определенных пределах защищается конституционным правом и по месту службы, и в рабочее время.
Решение Второго Сената от 30 ноября 1965 г.
— 2 BvR54/62 –
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
I.
- Заявитель является государственным служащим, а именно ревизором службы движения при Немецких федеральных железных дорогах, Центральный вокзал города Дортмунда. Он является членом профсоюза железнодорожников Германии. Во время предвыборной кампании в представительный орган сотрудников 15/16 февраля 1960 г. он в свое свободное от работы время раздавал на территории Центрального вокзала города Дортмунда листовки данного профсоюза, в которых критиковался порядок вознаграждения госслужащих Германского союза государственных служащих. В листовках утверждалось, что в период жесткой борьбы за зарплату госслужащих Германский союз государственных служащих легкомысленно занял пассивную позицию. В этой связи госслужащие Немецких железных дорог призывались избирать кандидатов Профсоюза железнодорожников Германии и отказать в доверии кандидатам от Профсоюза чиновников и служащих Государственных железных дорог
Германии в Профсоюзе государственных служащих (далее – Профсоюз госслужащих железных дорог Германии). Одну из листовок заявитель со словами: «Смотри, как работает ваш союз» дал работающему на главном проходе надсмотрщику Е., […], который является членом Профсоюза госслужащих железных дорог Германии. Е. […] передал листовку инспектору Федеральной железной дороги В. […], местному председателю своего профсоюза. В. […] как раз проводил контрольный обход; он опросил заявителя и сделал выговор, указав, что раздача листовок недопустима согласно должностным инструкциям.
24 апреля 1960 г. Начальником Центрального вокзала Дортмунда на заявителя было наложено дисциплинарное взыскание в виде денежного штрафа в размере 5 немецких марок, так как он якобы нарушил предл. 1 абз. 2 § 7 «Общей служебной инструкции госслужащих федеральной железной дороги», утвержденной Распоряжением главного управления Германской железной дороги от 11 ноября 1954 г., издание 1958 г. Данное положение гласит:
«Исполнение служебных обязанностей не должно нарушаться личными противоречиями, в частности, политического, религиозного или профсоюзного характера».
[…]
B.
I.
[…]
- В абз. 3 ст. 9 Основного закона закреплена гарантия в отношении объединений и их членов, предоставляющая им права в вопросах представительства персонала. Сюда относится и реклама перед выборами в представительный орган по месту службы.
а) Абзац 3 ст. 9 Основного закона предоставляет не только всем лицам и всем профессиям, то есть и госслужащим, право образовывать объединения, но и коалициям как таковым право преследовать посредством специфической коалиционной деятельности цели, указанные в абз. 3 ст. 9 Основного закона, а именно поддерживать условия труда (в том числе экономические) и содействовать им (BVerfG E4, 96 [101 и след., 106]; 17, 319 [333]; 18, 18 [26]). Абзац 3 ст. 9 Основного закона гарантирует также право каждого отдельного человека участвовать в объединении в той сфере, в отношении которой для объединения предоставлена конституционно-правовая защита (ср. BVerfGE 17, 319 [333] и Венглер, Методы борьбы в трудовом праве (Wengler, Die Kampfmaftnahme im Arbeitsrecht), 1960, стр. 47 и след., а также § 91 Федерального закона о статусе государственных служащих).
- Конституционное право на свободу коалиций может распространяться только на деятельность коалиций, направленную на реализацию названных в абз. 3 ст. 9 целей.
[…]
Если деятельность советов представителей служащих в государственных учреждениях направлена в первую очередь на поддержание и улучшение условий службы и если деятельность профсоюзов при представительных органов сотрудников признается законом в явном виде, посредством наделения их полномочиями, или же предполагает ее как неизбежную для эффективного представительства служащих, то и деятельность профсоюзов в представительных органах госслужащих направлена на поддержание и улучшение условий службы. Этому не противоречит тот факт, что профсоюзы не напрямую, а опосредованно – через представительные органы сотрудников и их выборы – пытаются повлиять на условия службы. Абзац 3 ст. 9 Основного закона не проводит различий в том, непосредственно или опосредованно объединения пытаются поддерживать и улучшать условия труда и хозяйствования.
- Абзац 3 ст. 9 Основного закона гарантирует право объединений определять условия труда (в том числе экономические) посредством коллективных договоров (BVerfG E4, 96 [106]; 18, 18 [26]). Спорным является вопрос о том, распространяется ли конституционная гарантия абз. 3 ст. 9 Основного закона на деятельность объединений, которые иным способом, отличным от заключения коллективных договоров, сохраняют и улучшают условия труда (сторонники: Шнорр, Трудовое право, 1955 стр. 3 [9]; Ниппердей в: Хюк-Ниппердей, Учебник трудового права, том 2, 6-е изд., 1957, стр. 112; противники: Никиш, Трудовое право, том II, 2-е изд., 1959, стр. 58; Диц в: Основные права, том III/1, стр. 417 [462]; Вернер Вебер в: Геттингенский юбилейный сборник Высшего земельного суда Целле, 1961, стр. 239 [246, 249]). Федеральный Конституционный Суд оставил вопрос в решении от 14 апреля 1964 г. (BVerfGE 17, 319 [333]) относительно деятельности объединений в области представительства персонала открытым. В данной сфере данный вопрос должен быть решен положительно.
(1) Защищенная основным правом на свободу объединений сфера деятельности объединений может определяться только в соответствии со специальной нормой абз. 3 ст. 9 Основного закона; абзац 1 ст. 2 Основного закона здесь должен оставаться за пределами рассмотрения (ср. BVerfGE 6, 32 [37]; 9, 73 [77]; иное мнение: Ниппердей, в указанном месте стр. 108 и след.; Федеральный суд по трудовым спорам, Юридическая газета (BAG, JZ) 1964, 373 [374]). При определении сферы действия абз. 3 ст. 9 Основного закона следует, однако, учитывать историческое развитие (ср. BVerfGE 4, 96 [101 и след., 106, 108]; 18, 18 [28 и след.]).
[…]
(3) […] Свобода объединений лишилась бы своего сложившегося значения, если бы деятельность объединений не защищалась бы абз. 3 ст. 9 Основного закона относительно вопросов представительства персонала (ср. BVerfGE 4, 96 [102, 106]).
- Если деятельность объединений в вопросах представительства персонала подпадает под охраняемую абз. 3 ст. 9 Основного закона сферу, то и агитационная деятельность объединений перед выборами сотрудников в представительные органы должна защищаться Конституцией. В задачи советов представителей служащих в государственных учреждениях входит сохранение и улучшение условий труда. С учетом этого объединениям должна быть гарантирована возможность преследования указанных в абз. 3 ст. 9 Основного закона целей влияния на выборы советов представителей служащих в государственных учреждениях […]. […]
Предвыборная кампания в совет представителей служащих в государственных учреждениях, соответствующая смыслу таких выборов, не может вестись перед входом в служебное помещение или вне службы в частной сфере избирателей. Поэтому по общему правилу и профсоюзная агитация перед выборами советов представителей служащих в государственных учреждениях охраняется конституционным правом и на рабочем месте, и в рабочее время.
Смысл подобной предвыборной кампании был бы утрачен и в том случае, если бы объединению или его членам запрещалось высказать критику в адрес конкурирующих объединений. Без выражения противоположных мнений предвыборная кампания немыслима. Неизбежным является тот факт, и его нужно принять, что члены других профсоюзов отрицательно реагируют на подобные высказывания.
е) Оформление и дальнейшее регулирование права профсоюзов участвовать в деятельности советов представителей служащих в государственных учреждениях является, однако, задачей законодателя. Данный вопрос решается аналогично гарантированной в абз. 3 ст. 9 Основного закона компетенции объединений в сфере коллективных договоров (ср. BVerfGE 4, 96 [107 и след.]; 18, 18 [27]). Законодатель при последующем регулировании может также учитывать задачи государственной службы и ее отличие от деятельности частных предприятий, а также особенности отдельных отраслей государственной службы (BVerfGE 17, 319 [334]). Не умаляя действие абз. 3 ст. 9 Основного закона, можно таким образом определить, что недопустима такая деятельность подобных объединений в области представительства сотрудников, которая мешает выполнению служебных задач и обязанностей, а также нарушает порядок на месте службы. Также допустимо устанавливать в отношении определенных лиц, например, руководителей учреждения, других сотрудников в зависимости от их функций или членов представительных органов сотрудников ограничения в отношении их профсоюзной агитационной деятельности перед выборами в советы представителей служащих в государственных учреждениях; вопрос о том, как далеко могут распространяться такие ограничения, не подлежит разрешению в настоящем деле. Абзац 3 ст. 9 Основного закона в вопросах представительства сотрудников направлен на защиту лишь центральной сферы деятельности объединений (ср. BVerfGE 4, 96 [106, 108]; 17, 319 [333 и след.]; 18, 18 [27]).). Данная центральная сфера и абзац 3 ст. 9 Основного закона будут нарушены, если в отношении агитации перед выборами в советы представителей служащих в государственных учреждениях будут установлены ограничения, которые не требуются по сути дела, то есть которые не направлены на достижение цели свободных выборов в советы представителей служащих в государственных учреждениях (ср. также § 21 Федерального закона о представительстве рабочих и служащих в государственных учреждениях), выполнения служебных задач, обеспечения порядка на месте службы или блага служащих (ср. BVerfGE 18, 18 [27]). Общий запрет профсоюзной агитации перед выборами в представительные органы сотрудников на службе, таким образом, не оправдан.
- Гарантированное для каждого и в отношении всех профессий основное право на свободу объединений распространяется и на государственных служащих (ср. § 91 Федерального закона о статусе государственных служащих). Однако необходимо проверить, могло ли данное конституционное право в отношении заявителя, как госслужащего, быть ограничено выше обычно допустимой меры, и было ли оно ограничено в принципе. Подобные широкие ограничения конституционного права могут быть обоснованы абз. 5 ст. 33 Основного закона […]. Общий запрет деятельности сотрудников объединения, однако, не относится к устоявшимся принципам профессиональной деятельности госслужащих и не требуется для целей деятельности госслужащих. Согласно абз. 5 ст. 33 Основного закона допустимы только такие ограничения конституционных прав, которые обусловлены смыслом и целью служебных правоотношений госслужащего (§ 2 Федерального закона о статусе государственных служащих). Неочевидно, каким образом на основании статуса заявителя как госслужащего, ревизора службы движения на Федеральной железной дороге, можно устанавливать подобные ограничения его профсоюзной агитационной деятельности (ср. также Баварский дисциплинарный суд. Журнал законодательства о государственных служащих (Bayerischer Dienststrafhof, Zeitschrift fur Beamtenrecht), 1962, 396, [397]).
II.
Таким образом, общий запрет на профсоюзную агитационную деятельность в служебной сфере перед выборами в представительные органы сотрудников, направленный против других коалиций, не может быть просто наложен на госслужащего без нарушения абз. 3 ст. 9 Основного закона. Но абзац 3 ст. 9 Основного закона будет нарушен также в том случае, если суд из общей нормы, которая сама по себе соответствует Основному закону, в результате толкования выводит подобный запрет. Именно это сделала Федеральная дисциплинарная палата; ее решение основывается на толковании, ограничивающем сферу применения абз. 3 ст. 9 Основного закона. Решение палаты и дисциплинарная мера, основанная на данном решении, должны быть отменены.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде