§ 17. Защита брака и семьи (Ст. 6 Основного закона)

93. BVerfGE 6, 55

(Steuersplitting / Раздельный налоговый режим в отношении до­ходов супругов)

[…]

  1.  Статья 6 абз. 1 Основного закона является не только «классическим основным правом», которое предназначено для защиты обладающей определенными особенностями частной сферы брака и семьи, и инсти­туциональной гарантией, но также нормой-принципом, то есть обяза­тельным морально-этическим положением для всей области частного и публичного права, касающегося брака и семьи.

Данное конституционное право является обязательным для законода­теля хотя бы постольку, поскольку запрещает самому государству причи­нять ущерб браку и семье посредством вторжения в данную сферу. Ухуд­шение положения супругов, вызванное обобщенным взиманием с них подоходного налога в соответствии с § 26 Закона о подоходном налоге в редакции от 17 января 1952 г. (Сборник федерального законодатель­ства, часть I (BGBl. I) с. 33), составляет подобное вторжение.

  •  Равноправное с мужчиной положение женщины охватывает воз­можность последней с равными, гарантированными правом шансами получать в условиях рыночной экономики доход наравне с любым гра­жданином мужского пола.

Решение Первого Сената от 17 января 1957 г.

— 1 BvL 4/54 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

Г.

[…]

I.

[…] Решающим здесь является тот факт, что супруги вследствие ре­жима обобщенного взимания налога с учетом прогрессивного метода налогообложения, ориентированного на учет платежеспособности от­дельного лица, будут поставлены в худшее экономическое положение, чем другие лица.

[…]

II.

[…]

  1. Статья 6 абз. 1 Основного закона является нормой-принципом, но­сящей морально-этический характер. Она ставит брак и семью как пер­вичную ячейку любого человеческого сообщества, со значимостью ко­торой не может сравниться никакой другой межличностный союз, под особую защиту государственного строя.

Прежде всего, речь идет о выяснении сущности рассматриваемой нор­мы в смысле классических основных прав, которые должны служить за­щите обладающей определенными особенностями частной сферы брака и семьи от внешнего государственного принуждения, что показал опыт периода господства национал-социализма. Отвергая присутствие госу­дарства во всех сферах жизни индивида и общества, как это имело место при национал-социализме, Основной закон и в этой области жизни при­знает независимость человека и его самостоятельную ответственность за свое поведение.

Бесспорно, конституционно-правовое признание брака и семьи охва­тывает одновременно гарантию обоих этих жизненных укладов и, таким образом, содержит так называемую институциональную, или учреди­тельную, гарантию. Вследствие этого свойства рассматриваемая нор­ма обеспечивает правовую охрану брака и семьи лишь как обобщенных структур, так что в этом отношении ее юридическое действие в рамках правовой действительности заключается только в том, чтобы гаранти­ровать на конституционно-правовом уровне некое «ядро» норм права о браке и семье.

Правовое действие ст. 6 абз. 1 Основного закона, однако, не исчер­пывается этими функциями. Как и целый ряд других конституционных норм, прежде всего таких, которые определяют отношения гражданина с государством или регулируют общественную жизнь, статья 6 абз. 1 Ос­новного закона выполняет несколько взаимосвязанных и переходящих друг в друга функций. Задача конституционного правосудия заключает­ся в том, чтобы раскрыть различные функции конституционной нормы, в особенности нормы, содержащей в себе основное право. При этом сле­дует отдавать предпочтение такому толкованию, «которое наиболее пол­но раскрывает юридическое действие соответствующей нормы» (Тома).

Интерпретация ст. 6 абз. 1 Основного закона согласно данному прин­ципу показывает, что данная норма не только содержит признание опре­деленного социального института и действует как институциональная гарантия, но, кроме того, одновременно выступает как норма-принцип, то есть обязательное морально-этическое положение для всей области частного и публичного права, касающегося брака и семьи.

Статья 6 абз. 1 Основного закона как таковая, исходя из буквального текста нормы, требует особой защиты брака и семьи со стороны государ­ственного строя. Уже данная широкая формулировка характеризует это положение однозначно как норму-принцип для всего брачно-семейного права. Только данное толкование будет удовлетворять также и руководя­щему принципу социального правового государства, а равно соответство­вать логике включения нормы в раздел Конституции об основных правах.

[…]

  •  Для конституционно-правовой оценки § 26 Закона о подоходном нало­ге от 1951 г. решающим, во всяком случае, является действие ст. 6 абз. 1 Ос­новного закона как актуальной охранительной нормы; поскольку обобщен­ное взимание подоходного налога с супругов нарушает принцип индивиду­ального налогообложения, а именно причиняет ущерб лицам, состоящим в браке, оно, таким образом, представляет собой вторжение в сферу брака.

[…]

  •  Из всего этого следует, что § 26 Закона о подоходном налоге от 1951 г. составляет исключительное предписание, причиняющее вред лицам, со­стоящим в браке, и тем самым в ущерб супружескому союзу нарушает морально-этическое установление, содержащееся в ст. 6 абз. 1 Основно­го закона.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде