§ 16. Свобода творческой и научной деятельности

(Ст. 5 III Основного закона)

90. BVerfGE 30, 173

(Mephisto / Мефистофель)

  1.  Статья 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона является нормой-принци­пом морально-этического характера, регулирующей связь искусства и го­сударства. Вместе с тем она предоставляет индивиду право на свободу.
  2.  Гарантия свободы творчества касается не только творческой дея­тельности, но и подачи и распространения произведения искусства.
  3.  На право свободы творчества может сослаться также и книгоиздатель.
  4.  На свободу творчества не распространяются ни ограничения ст. 5 абз. 2 Основного закона, ни ст. 2 вторая часть предложения абз. 1 Основ­ного закона.
  5.  Конфликт между гарантией свободы творчества и личными права­ми, защищенными нормами конституционного права, должен решаться в соответствии с системой ценностей Основного закона; при этом осо­бенно следует учитывать гарантированное в ст. 1 абз. 1 Основного зако­на достоинство человека.

Решение Первого Сената от 24 февраля 1971 г.

— 1 BvR 435/68 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

А.

I.

Конституционная жалоба направлена против запрета, которого до­бился приемный сын и единственный наследник актера и художествен­ного руководителя Густава Грюндгенса в отношении заявителя, тира­жировать, распространять и публиковать книгу «Мефистофель. История одной карьеры» Клауса Манна.

Автор, который в 1933 г. эмигрировал из Германии, опубликовал ро­ман в 1936 г. в издательстве «Кверидо» в Амстердаме. После его смерти в 1949 г. роман был издан в издательстве «Ауфбау» в Восточном Берлине.

Роман рассказывает о восхождении очень талантливого актера Ген- дрика Геффгена, который отрекается от своих политических убеждений и отвергает все человеческие и этические связи, чтобы по договоренности с властителями национал-социалистической Германии сделать творче­скую карьеру. Роман раскрывает психические, духовные и социологиче­ские предпосылки, которые сделали возможным этот подъем.

Прообразом персонажа романа Гендрика Геффгена послужил актер Густав Грюндгенс.

[…]

III.

Статья 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона объявляет искусство, на­ряду с наукой, исследованиями и преподаванием, свободным. Вместе с данной гарантией свободы статья 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона согласно букве и духу закона содержит, прежде всего, объективную нор­му-принцип морально-этического характера, регулирующую связь ис­кусства и государства. Вместе с тем норма предоставляет каждому, кто осуществляет деятельность в этой области, право индивида на свободу.

1. Сфера жизни «искусство» определяется структурными признаками, на которые сущность искусства наложила свой отпечаток и которые свой­ственны только ему. Из них должно исходить толкование понятия искус­ства, содержащееся в Конституции. Существенным для творческой дея­тельности является свободное творческое решение, в котором впечатления, опыт, переживания деятеля искусства посредством определенного языка форм представляются для непосредственного восприятия. Вся творческая деятельность представляет собой взаимное проникновение сознательных и неосознанных процессов, которые нельзя объяснить с помощью разума. В творческой деятельности взаимодействуют интуиция, фантазия и твор­ческий ум; изначально она является не сообщением, а выражением, и при­чем наиболее непосредственным выражением индивидуальной личности деятеля искусства.

Гарантия свободы творчества касается в одинаковой степени «области создания» и «области действия» творческой деятельности. Обе области составляют неразрывное единство. Не только творческая деятельность (область создания), но, кроме того, и подача, и распространение произве­дения искусства являются, по существу, необходимыми для знакомства с произведением как специфическим творческим процессом; данная «об­ласть действия», в которой общественность получает доступ к произведе­нию искусства, является той почвой, из которой, прежде всего, выросла гарантия свободы согласно ст. 5 абз. 3 Основного закона.

[…]

  1.  Статья 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона широко гарантирует сво­боду деятельности в области искусства. В той мере, в какой для установ­ления отношений между деятелем искусства и публикой потребуются публицистические коммуникативные средства, деятельность лиц, осу­ществляющих подобную посредническую деятельность, также защища­ется гарантией свободы творчества.

[…]

  •  Искусство с его самостоятельностью и автономией безусловно га­рантировано ст. 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона. Попытки ограни­чить гарантию свободы творчества посредством оценочного сужения понятия искусства, расширительного толкования или аналогии с огра­ничениями, предусмотренными другими положениями Конституции, должны оставаться безуспешными ввиду ясных предписаний ст. 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона. Неприменим, в частности, как справедливо полагает также Федеральный Верховный Суд, ст. 5 абзац 2 Основного за­кона, ограничивающий основные права из ст. 5 абз. 1 Основного закона. Систематическое разделение областей, которым предоставлены гаран­тии в ст. 5 Основного закона, учитывает положения абз. 3 данной нормы в отношении абз. 1 как lex specialis и запрещает по этой причине приме­нять ограничения абз. 2 в отношении указанных в абз. 3 областей. Точно так же было бы недопустимо из цельного литературного произведения выделить отдельные части и рассматривать их в качестве выражения мнения в смысле ст. 5 абз. 1 Основного закона, на которое тогда распро­странились бы ограничения абз. 2. И история возникновения ст. 5 абз. 3 Основного закона не дает оснований полагать, что авторы Конституции хотели бы рассматривать свободу творчества как частный случай свобо­ды выражения мнения.

[…]

Следует также отвергнуть мнение, что свобода творчества согласно ст. 2 второй части предложения абз. 1 Основного закона ограничена пра­вами других, конституционным строем и нравственным законом. Данная точка зрения несовместима с признанным Федеральным Конституцион­ным Судом в устоявшейся судебной практике отношением субсидиарной нормы ст. 2 абз. 1 Основного закона к специальным нормам об отдельных свободах (ср., в частности, BVerfGE 6, 32 [36 и далее]; 9, 63 [73]; 9, 73 [77]; 9, 338 [343]; 10, 55 [58]; 10, 185 [199]; 11, 234 [238]; 21, 227 [234]; 23, 50 [55 и далее]), которое не допускает распространение оговорки об обще­ственности второй половины предложения ст. 2 абз. 1 Основного закона на защищенные особыми основными правами области жизни. По тем же соображениям запрещается обращаться к ст. 2 абз. 1 Основного закона как к правилу толкования для интерпретации смыслового содержания ст. 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона. Данное ограничительное регули­рование также неприменимо к «области действия» творчества.

  • С другой стороны, свобода не предоставляется безгранично. Га­рантия свободы в ст. 5 абз. 2 предл. 1 Основного закона исходит, как все основные права, из образа человека согласно Основному закону, т. е. из человека как самостоятельной личности, которая свободно разви­вается внутри социума (BVerfGE 4, 7 [15 и далее]; 7, 198 [205]; 24, 119 [144]; 27, 1 [7]). Однако безоговорочность основного права имеет то зна­чение, что границы гарантии свободы творчества определяются толь­ко самой Конституцией. Так как гарантия свободы творчества не со­держит оговорку о простом законодателе, она не может быть признана относительной ни общим правопорядком, ни неопределенной оговор­кой, создающей без конституционно-правовой базы и без достаточного государственно-правового обеспечения угрозу для ценностей, необхо­димых для дальнейшего существования государственного сообщества. Напротив, конфликт, который надлежит учитывать в рамках гарантии свободы творчества, должен решиться в соответствии с системой ценно­стей Основного закона и с учетом единства данной основополагающей системы ценностей посредством толкования Конституции. Как часть системы ценностей Основного закона свобода творчества, в частности, связана с гарантированным в ст. 1 Основного закона достоинством чело­века, которое, будучи высшей ценностью, господствует над всей систе­мой ценностей основных прав (BVerfGE 6, 32 [41]; 27, 1 [6]). Тем не менее гарантия свободы творчества может вступить в конфликт с равным об­разом защищенной Конституцией областью личности, так как произве­дение искусства может оказывать свое действие на социальном уровне. […]

IV.

В соответствии с этим Федеральный Конституционный Суд должен решить, учли ли суды в предпринятом ими сопоставлении защищенной ст. 1 абз. 1 Основного закона области личности покойного Густава Грюнд- генса и его приемного сына и защищенной ст. 5 абз. 3 предл. 1 Основного закона свободой творчества изложенные выше принципы. При решении данного вопроса голоса в Сенате разделились поровну. Следовательно, в соответствии с § 15 абз. 2 предл. 4 Федерального закона о Федеральном Конституционном Суде не могло быть установлено, что оспариваемые решения противоречат Основному закону.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде