81. BVerfGE 73, 118

(4. Rundfunkentscheidung / 4-е решение о радиовещании)

  1. а) В рамках дуального регулирования радиовещания, которое в на­стоящее время установилось в большинстве немецких земель на основе новых законов о СМИ, так называемое «основное обеспечение» относит­ся к компетенции публично-правовых компаний, континентальные про­граммы которых доступны почти всему населению и которые способны представить широкую содержательную палитру передач. Поставленная таким образом задача охватывает существенные функции радиовеща­ния, важные как для демократического строя, так и для культурной жизни в Федеративной Республике. В этом находит свое оправдание публично-правовое телерадиовещание и его особое своеобразие. Зада­чи, которые в этом смысле поставлены перед ним, делают необходимым обеспечить технические, организационные, кадровые и финансовые условия их выполнения.

б)        До тех пор и в той мере, в которой осуществление названных задач надежно обеспечивается публично-правовым радиовещанием, представ­ляется оправданным не выдвигать в отношении частного радиовещания такие же высокие требования к спектру предлагаемых программ и обес­печению многообразия, как к публично-правовым компаниям. Меры, предпринимаемые законодателем, должны, тем не менее, быть опреде­ленными и пригодными для того, чтобы достичь и сохранить как мож­но более высокую степень многообразия в частном радиовещании. Для контроля поддержания многообразия созданными для этого (внешни­ми) органами и для судов определяющим является базовый стандарт, охватывающий существенные условия многообразия мнений: возмож­ность для представителей всех мнений, в том числе меньшинств, высту­пать в эфире частных радиокомпаний и исключение одностороннего, в большой степени неравноценного влияния отдельных организаторов или программ, направленных на формирование общественного мнения, в частности предотвращение господства определенного мнения. Задача законодателя заключается в обеспечении строгого осуществления дан­ного базового стандарта материальным, организационным и процедур­ным регулированием.

  • В целом концепция устройства частного, финансируемого за счет ре­кламных поступлений радиовещания удовлетворяет названным и иным требованиям свободы радиовещания. Данная концепция наряду с общи­ми минимальными требованиями четко определяет условия сохранения многообразия и объективности программ, передает заботу об их соблю­дении, а также принятие всех значимых для содержания программ реше­ний внешнему, независимому от государства органу, находящемуся под влиянием преобладающих общественных сил и направлений, и устанав­ливает действенные законодательные меры, направленные против навя­зывания определенного мнения большинству.

[…]

Решение Первого Сената от 4 ноября 1986 г.

— 1 BvF 1/84 –

по делу на основании заявления о проверке соответствия Закона Зем­ли Нижняя Саксония о радиовещании от 23 мая 1984 г. (Вестник законов и постановлений Нижней Саксонии (GVBl.) стр. 147) Основному закону. Заявитель: д-р Ханс-Йохен Фогель, депутат Бундестага, и еще 200 депу­татов Германского Бундестага […]

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде