81. BVerfGE 73, 118
(4. Rundfunkentscheidung / 4-е решение о радиовещании)
- а) В рамках дуального регулирования радиовещания, которое в настоящее время установилось в большинстве немецких земель на основе новых законов о СМИ, так называемое «основное обеспечение» относится к компетенции публично-правовых компаний, континентальные программы которых доступны почти всему населению и которые способны представить широкую содержательную палитру передач. Поставленная таким образом задача охватывает существенные функции радиовещания, важные как для демократического строя, так и для культурной жизни в Федеративной Республике. В этом находит свое оправдание публично-правовое телерадиовещание и его особое своеобразие. Задачи, которые в этом смысле поставлены перед ним, делают необходимым обеспечить технические, организационные, кадровые и финансовые условия их выполнения.
б) До тех пор и в той мере, в которой осуществление названных задач надежно обеспечивается публично-правовым радиовещанием, представляется оправданным не выдвигать в отношении частного радиовещания такие же высокие требования к спектру предлагаемых программ и обеспечению многообразия, как к публично-правовым компаниям. Меры, предпринимаемые законодателем, должны, тем не менее, быть определенными и пригодными для того, чтобы достичь и сохранить как можно более высокую степень многообразия в частном радиовещании. Для контроля поддержания многообразия созданными для этого (внешними) органами и для судов определяющим является базовый стандарт, охватывающий существенные условия многообразия мнений: возможность для представителей всех мнений, в том числе меньшинств, выступать в эфире частных радиокомпаний и исключение одностороннего, в большой степени неравноценного влияния отдельных организаторов или программ, направленных на формирование общественного мнения, в частности предотвращение господства определенного мнения. Задача законодателя заключается в обеспечении строгого осуществления данного базового стандарта материальным, организационным и процедурным регулированием.
- В целом концепция устройства частного, финансируемого за счет рекламных поступлений радиовещания удовлетворяет названным и иным требованиям свободы радиовещания. Данная концепция наряду с общими минимальными требованиями четко определяет условия сохранения многообразия и объективности программ, передает заботу об их соблюдении, а также принятие всех значимых для содержания программ решений внешнему, независимому от государства органу, находящемуся под влиянием преобладающих общественных сил и направлений, и устанавливает действенные законодательные меры, направленные против навязывания определенного мнения большинству.
[…]
Решение Первого Сената от 4 ноября 1986 г.
— 1 BvF 1/84 –
по делу на основании заявления о проверке соответствия Закона Земли Нижняя Саксония о радиовещании от 23 мая 1984 г. (Вестник законов и постановлений Нижней Саксонии (GVBl.) стр. 147) Основному закону. Заявитель: д-р Ханс-Йохен Фогель, депутат Бундестага, и еще 200 депутатов Германского Бундестага […]
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде