75. BVerfGE 103, 44
(Gerichtsfernsehen / Телевидение в суде)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 12/2001 от 24 января 2001 г.
Решение от 24 января 2001 г. –
1 BvR 2623/95, 1 BvR 622/99 –
Конституционная жалоба о судебном телевидении не удовлетворена. Решение на основе устного слушания от 7 ноября 2000 г.
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда своим решением от сегодняшнего дня отклонил конституционные жалобы n-tv GmbH & CoKG (заявителя) против запрета телевизионных съемок во время судебного разбирательства.
Обстоятельства дела изложены в Сообщении для печати № 13/2000 от 10 октября 2000 г., которое может быть отправлено по запросу.
- В обосновании своего решения Сенат для начала излагает принципиальные моменты относительно охранительной области ст. 5 абз. 1 Основного закона:
Свобода информации, вытекающая из ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона, защищает доступ к общедоступным источникам информации. Она не включает в себя право на раскрытие источника информации. Подобное требование также не вытекает из свободы радиовещания, гарантируемой ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона. Соответствующее уполномоченное на то лицо, напротив, само может решить, хочет ли оно, в каком объеме и при каких условиях сделать информацию или событие общедоступным. Только тогда, когда источник информации является общедоступным, и только в объеме, определенном уполномоченным лицом, доступ телерадиокомпании подпадает в охранительную область ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона.
Если государство устанавливает вид доступа к государственным документам и, тем самым, степень открытости определенного источника информации, то охранительная область свободы информации будет действовать в масштабе, соответствующем такой степени открытости. Если у СМИ есть доступ, предоставленный ему в целях информирования, но с безусловным с правовой точки зрения исключением съемок и распространения звуковых и телевизионных записей, то подобное ограничение не представляет собой вторжение в сферу основного права.
Если доступ к источнику информации предоставляется с ограничениями – например, относительно радио- и телевизионных записей, то конституционность нормы, устанавливающей такие ограничения, зависит от того, оправдывается ли подобное ограничение правом, определяющим доступ, без дополнительной оценки согласно ст. 5 абз. 2 Основного закона. Если доступ к источнику информации должен был быть открыт дальше или даже неограниченно, то носитель основного права может оспорить это в суде.
Законодатель в пределах своих полномочий, регламентируя ход судебной процедуры, установил публичную доступность судебных разбирательств. С помощью § 169 Закона о судебной системе он использовал принадлежащее ему право принятия решения таким образом, что общий доступ был открыт лишь для тех, кто хочет следить за судебным разбирательством в отведенном для этого помещении.
- § 169 предл. 2 Закона о судебной системе соответствует Основному закону.
а) Принцип публичности устных слушаний является составной частью принципа правового государства и соответствует общему принципу гласности в демократии.
Смысл имеющей длительную традицию гласности в судебных заседаниях заключается, с одной стороны, в том, чтобы защитить участников разбирательства от проявлений секретной юстиции путем общественного контроля. Кроме того, позиция народа заключается в том, чтобы существовала возможность узнавать о событиях, происходящих в ходе судебного разбирательства, и контролировать своим присутствием государственную власть, действующую через суды.
б) При организации гласности судопроизводства законодатель должен учитывать ее функцию, а также различные затрагиваемые интересы. Процессы проводятся перед общественностью, но не для нее. Право о судоустройстве учитывает противоположные интересы посредством исключения из принципа гласности, которые существуют в качестве общих правил или могут быть предусмотрены в рамках конкретного дела.
в) Закон о судебной системе предусматривает присутствие общественности в рамках судебного разбирательства. Возникновение телевидения побудило законодателя в 60-е годы ограничить общественность так называемой «общественностью в зале» посредством включения § 169 предл. 2 Закона о судебной системе. Принятие такого решения не являлось конституционной обязанностью законодателя, но было его правом. Цель публичного контроля судебного разбирательства, а также доступа к информации, имеющей значение для формирования индивидуального и общественного мнения, может быть достигнута и наличием лишь «общественности в зале». Принцип демократии не требует присутствия иной общественности, кроме как присутствующей в зале. Доступ в зал в этом случае открыт для СМИ. Журналисты телерадиокомпаний могут присутствовать на судебном разбирательстве и сообщить о нем. Тем самым закон в достаточной степени учитывает то обстоятельство, что информация сегодня поступает к общественности преимущественно посредством СМИ. Судебные разбирательства не всегда относятся к тем событиям, которые вызывают большой интерес публики. Интерес общественности, скорее, заключается в кратких сообщениях, составленных для пробуждения общественного внимания.
г) Действующее регулирование запрещает журналистам теле- и радиовещания лишь изготовление и распространение аудио- и видеозаписей судебного разбирательства. Даже ввиду повысившегося в недавнее время значения телевидения это не приведет к воспрепятствованию передаче информации с помощью телевидения. В этой связи следует также учитывать, что наряду с сообщениями корреспондентов возможны и звуковые записи, а также съемки до начала и после окончания разбирательства и во время перерывов.
Следует, конечно же, признать, что телевидение в таком случае лишается возможности передать атмосферу аутентичности и чувство сопереживания к происходящему на судебном заседании. Кроме того, нет никаких гарантий, что телевизионные записи привели бы к такому отражению судебного заседания, которое бы больше соответствовало действительности. СМИ вправе составлять передачи согласно их собственным интересам и правилам, принятым в соответствующей отрасли. Давление, оказываемое экономической конкуренцией, и стремление привлечь все более сложно привлекаемое внимание зрителей часто приводят к тому, что изображаемые на телевидении события искажаются, например, когда о событии сообщается лишь какая-то скандальная информация или для того, чтобы вызвать сенсацию. Обычная (объективная) подача информации, как правило, непривлекательна. Зачастую деятельность СМИ, таким образом, связана с риском выбора «нужной» информации или же с искажением информации.
д) Ограничение общественности в суде до круга непосредственно присутствующих в зале лиц учитывает вопросы защиты личности и требования справедливого разбирательства, а также установления истины и отправления правосудия. Часто ситуация, в которой обвиняемые и свидетели находятся перед судом и перед общественностью, эмоционально напряжена. Информация добывается при помощи государственных судов, а в случае необходимости – при помощи принуждения. Если же в такой ситуации производится звуко- и видеозапись, которая после этого используется на телевизионной передаче, то это, тем самым, усиливает вторжение в право личности. Распространение подобных записей может иметь существенные последствия, не связанные с судебным производством, например, связанные с таким явлением, как «позорный столб», или же негативно влияющие на последующую ресоциализацию (ср. BVerfGE 35, 202, решение в деле Лебах). Кроме того, возможна манипуляция смыслом высказывания посредством монтажа, технической и прочей обработки. Высказывание может быть приведено в контексте других высказываний и использоваться в другом смысловом контексте. Поэтому целью общего запрета на съемки и их распространение является отражение подобных опасностей для права на информационное самоопределение.
Возможность аудио- и видеозаписи исключается в интересах честного разбирательства и обеспечения установления объективной истины и отправления правосудия. В присутствии камер и магнитофонов многие люди начинают вести себя иначе. Справедливость разбирательства в отношении обвиняемых или свидетелей ставится под угрозу, в особенности в уголовном процессе, поскольку из-за съемок они могут воздержаться от изложения интимных, постыдных или нечестных обстоятельств, которые важны для установления истины. Присутствие и деятельность операторов с камерами может оказать влияние и на внешнее течение разбирательства. Подобные нарушения хода разбирательства можно ограничить посредством организационных мер, но их невозможно полностью исключить.
е) Законодатель не был обязан допустить исключения из строгого запрета съемок для отдельных видов судопроизводства или его частей с учетом того, что опасность для защиты прав личности и проведения слушания может выражаться в разной степени. Риск оказания влияния на определенные части судебного заседания (например, на оглашение решения) является меньшим, чем в случае других частей (допрос свидетелей). Степень угрозы для права личности различна в уголовном разбирательстве или в рамках слушания по делу об административном производстве. Несмотря на подобные различия, угрозы существуют во всех видах судопроизводства и на всех его этапах. Кроме того, звуко- и видеозапись может усложнить руководство слушанием, если суду придется учитывать чуждые процедуре разбирательства интересы СМИ. Так, устное оглашение приговора непосредственно после слушания в случае его записи может менять свой характер.
Конкретные действия и риски для соответствующего разбирательства трудно предсказуемы; поэтому их сложно предотвратить. Подобные сложности могли побудить законодателя обеспечить максимальную защиту судебного слушания от возможных отрицательных воздействий, что, в особенности, касается звуко- и видеозаписей. Это, прежде всего, означает, что он не был обязан переносить уже существующее для Федерального Конституционного Суда особое регулирование на другие отрасли судопроизводства.
Законодатель был вправе не создавать исключения для отдельных категорий дел. Проведение судебного слушания выдвигает существенные требования к суду, и в первую очередь к председателю. Последний должен был бы в каждом случае решать, имеет ли здесь место исключение. Для этого ему необходимо было бы заслушать участников разбирательства, затем провести сложные оценки приемлемости съемок и их воздействия на поведение участников. Более того, такая ситуация могла бы порождать предпосылки для последующих судебных разбирательств. Кроме того, следует исходить из того, что СМИ в особо интересующих их делах будут оказывать давление на суд. Посредством установления запрета без каких- либо исключений и в целях установления истины и отправления правосудия законодатель имел право освободить суды от подобных дополнительных нагрузок. Это правило действует даже при согласии участников.
- Судьи Кюлинг и Хоффманн-Рим, а также госпожа судья Хоманн- Деннхардт приложили к настоящему решению особое мнение.
Они в основном разделяют основания решения, но считают, что ввиду развития системы правовой защиты и СМИ исключительный запрет радио- и телевизионных съемок уже не оправдан.
В более ранние времена общественность, присутствующая зале, была одновременно медиаобщественностью в роли общественности, представляющей прессу. В современном информационном обществе другие СМИ отчасти взяли на себя роль газет и журналов. Если аудиовизуальные СМИ вправе передавать сообщения только без использования зву- ко- и видеозаписи, то медийная общественность существует уже в ограниченном виде. Подобное посягательство государства на права СМИ самим принимать решение о способе своего освещения требует оправдания. В решении вполне подходящим образом описываются интересы, противостоящие неограниченной медиаобщественности, но не обосновывается, почему они превалируют во всех видах и на всех этапах судопроизводства. Коренные изменения в СМИ, а также опыт судебного телевидения, накопленный за рубежом, должны побудить законодателя задуматься над исключительным запретом и, может быть, допустить для начала пробные проекты. Оправдание исключительного запрета на радио- и телевизионные съемки необоснованно для отрезков административного судопроизводства, не имеющих влияния на процесс установления истины и отправления правосудия, какими являются, как правило, открытие процедуры и ее окончание посредством оглашения решения. Открытие доступа к определенным отрезкам процедуры для аудиовизуальных съемок требуется, во всяком случае, не только для нетипичных особых случаев, которые можно и не рассматривать. Ей не противостоят и причины практической осуществимости. Правовые дела, в которых присутствует медиаобщественность, слишком важны, чтобы подобным образом ограничивать к ним доступ только по причинам более легкого проведения слушания.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде