74. BVerfGE 102, 347

(Benetton-Schockwerbung / Шокирующая реклама Benetton)

Федеральный Конституционный Суд

– Пресс-служба –

Сообщение для печати № 156/2000 от 12 декабря 2000 г.

Решение от 12 декабря 2000 г.

— 1 BvR 1762/95, 1 BvR 1787/95 –

Конституционная жалоба на запрет «шокирующей рекламы» удовлетворена

На основании устного слушания, проведенного 8 ноября 2000 г., Первый Сенат Федерального Конституционного Суда отменил решения

Федерального Верховного Суда, которое запрещало печатному изда­нию – заявителю – публиковать три рекламных объявления фирмы Benetton. Содержание конституционной жалобы изложено в Сообще­нии для печати № 130/2000 от 10 октября 2000 г., которое может быть отправлено по запросу.

Федеральный Конституционный Суд отменил решения, поскольку они нарушают права заявителя в части соблюдения свободы печати. Об­основанием такого решения является следующее:

Публикация чужого мнения подпадает под охранительную область свободы печати, даже если оно является коммерческой или экономиче­ской рекламой. Это же относится и к многозначительным изображениям. Суды правильно определили рекламу Беннетона как выражение мнения.

Запрет заявителю публиковать данные объявления нарушает сво­боду печати. Органу печати нельзя запретить публикацию чужого мнения, если самому лицу, выразившему данное мнение, дозволено его высказывать и распространять. В то же время Федеральный Кон­ституционный Суд не соглашается с аргументом заявителя о том, что § 1 Закона о борьбе с недобросовестной конкуренцией, на котором был основан запрет Федерального Верховного Суда, не является доста­точно определенным и изначально неприменим к случаям подобного рода. Содержащаяся в § 1 Закона о борьбе с недобросовестной кон­куренцией универсальная оговорка, согласно которой запрещаются конкурентные действия, нарушающие добрые нравы, не вызывает со­мнений с точки зрения конституционного права. Но, несмотря на это, Федеральный Верховный Суд, оценивая объявления на соответствие конкурентному праву, недооценил значение и объем свободы слова. Ограничение свободы возможно только в тех случаях, когда речь идет об общем благе или правах третьих лиц. Федеральный Верховный Суд не установил наличие таких условий для ограничения свободы слова, и такие условия нельзя распознать.

Федеральный Верховный Суд расценил объявления Беннетона как нарушающие общественные нравы, поскольку посредством изображе­ния большого горя человека и животного они вызывают чувство со­страдания, в чем усматривается использование этого в целях конку­ренции. Такое поведение в рамках конкурентной борьбы, вероятно, от­вергается большинством населения. Однако это еще не говорит о том, что нарушаются и важные интересы третьих лиц или общественности. В столкновении наблюдателя с неприятными или вызывающими со­страдание фотографиями не проявляется такое нарушение, которое могло бы оправдать ограничение основного права.

Обеспечение душевного состояния граждан, свободного от горя это­го мира, не является тем интересом, ради которого государство может ограничить основное право. Оценка может быть иной, если показывают­ся изображения, вызывающие отвращение, страх или представляющие опасность для детей.

Даже из отсутствия взаимосвязи между этими изображениями и ре­кламируемыми изделиями нельзя делать вывод о наличии нарушения. Отсутствие взаимосвязи отличает сегодня большую часть имиджевой рекламы – примечательно также, что посредством фотографий рекла­модатели, например, используют либидозные желания. Тот факт, что потребитель, возможно, привык скорее к подобным «позитивным» фото­графиям, чем к призывам к чувству сострадания, не оправдывает огра­ничение основного права заявителя.

Интересы общественного блага также не затронуты. Нельзя конста­тировать, будто бы реклама, критикующая негуманность или загрязне­ние окружающей среды, способствует развитию тенденции ожесточения или безразличия в нашем обществе.

С другой стороны, наложенный запрет является существенным по­сягательством на свободу слова. При этом не принципиально то, что объявления фирмы Беннетон не вносят ничего существенного в дискус­сию о преодолении показанных ими недостатков. Даже простое указа­ние на недостатки подпадает под защиту ст. 5 абз. 1 Основного закона. При этом рекламный контекст такого указания не ставит под сомнения данный факт.

Поскольку запреты на изображения детского труда и утки, испачканной в нефти, основаны исключительно на изложенном толковании § 1 Закона о борьбе с недобросовестной конкуренцией, то такие запреты подлежат от­мене. Изображение о ВИЧ-инфицированных Федеральный Верховный Суд счел противоречащим правилам конкуренции, в том числе потому, что дан­ное объявление грубым образом нарушает принципы защиты достоинства человека, представляя больного СПИДом, как «отмеченного» и тем самым исключенного из человеческого общества.

Федеральный Конституционный Суд исходит из такого смысла толко­вания § 1 Закона о борьбе с недобросовестной конкуренцией, в рамках которого реклама посредством использования изображений, нарушаю­щих человеческое достоинство отображенных лиц, не вызывает каких- либо сомнений с точки зрения конституционного права. Однако отнюдь не установлено, что реклама о ВИЧ-инфицированных должна понимать­ся именно в этом смысле.

Как минимум столь же близким является толкование, согласно ко­торому посредством рекламы обличительно указывались опасения воз­можного или действительного отторжения ВИЧ-инфицированных. Что­бы не нарушать положения ст. 5 абз. 1 Основного закона, Федеральный Верховный Суд для начала должен был разобраться с различными воз­можностями толкования и указать соответствующее обоснование най­денного решения.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде