60. VerfGE 93, 1
(Kruzifix / Распятие)
- Размещение креста или распятия в учебных помещениях государственной обязательной школы, которая не является конфессиональной, нарушает ст. 4 абз. 1 Основного закона.
- § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ в Баварии противоречит ст. 4 абз. 1 Основного закона и является ничтожным.
Решение Первого Сената от 16 мая 1995 г.
— 1 BvR 1087/91 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
Конституционная жалоба касается размещения крестов или распятий в школьных помещениях.
I.
- Согласно § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ в Баварии (Устав начальных школ) от 21 июня 1983 г. […] в публичных начальных школах в каждом классном помещении следует разместить крест.
[…]
Б.
Конституционная жалоба обоснована.
[…]
II.
Обжалуемые решения также нарушают основные права заявителей жалобы 1) и 2) по ст. 4 абз. 1 во взаимосвязи со ст. 6 абз. 2 предл. 1 Основного закона, и основные права заявителей жалобы 3)-5) по ст. 4 абз. 1 Основного закона. Обжалуемые решения основываются на § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ, который, в свою очередь, противоречит Основному закону и является ничтожным.
- Статья 4 абз. 1 Основного закона защищает свободу вероисповедания. Решение в пользу веры или против нее, согласно ей, дело отдельного индивида, а не государства. Государство не может ему предписать или запретить веру или религию. К свободе вероисповедания относится, однако, не только свобода иметь веру, но и свобода жить и действовать согласно собственным религиозным убеждениям (ср. BVerfGE 32, 98 [106]). В частности, свобода вероисповедания гарантирует участие в культовых действиях, предписанных верой, или в которых вера находит свое выражение. Этому соответствует, с другой стороны, свобода не участвовать в культовых действиях неразделенной человеком веры. Данная свобода относится также к символам, в которых находит выражение вера или религия. Статья 4 абз. 1 Основного закона предоставляет отдельному индивиду право решать, какие религиозные символы он признает и почитает, а какие – отвергает. Хотя в обществе, которое признает различные религиозные убеждения, индивид не обладает правом на полную изоляцию от чужих проявлений веры, культовых действий и религиозных символов. От этого, однако, следует отличать созданную государством ситуацию, когда отдельный индивид не имеет возможности избежать влияния определенной веры, действий, в которых она проявляется, и символов, в которых она находит выражение. В этом смысле статья 4 абз. 1 Основного закона оказывает свое обеспечивающее свободу воздействие именно в тех областях жизни, которые не предоставлены общественной самоорганизации, а находятся на попечении государства (ср. BVerfGE 41, 29 [49]). Это учитывает и статья 140 Основного закона во взаимосвязи со ст. 136 абз. 4 Веймарской Конституции таким образом, что она прямо запрещает заставлять кого-либо участвовать в религиозных мероприятиях.
Однако статья 4 абз. 1 Основного закона не ограничивается запрещением государству вторгаться в религиозные убеждения, действия и проявления веры отдельных лиц или религиозных организаций. Она, наоборот, возлагает на него обязанность обеспечить отдельным лицам и религиозным организациям пространство для действий, в котором личность может развиваться в мировоззренчески-религиозном направлении (ср. BVerfGE 41, 29 [49]), и защищать ее от нападок или препятствий со стороны последователей других религиозных направлений или конкурирующих религиозных групп. Однако статья 4 абз. 1 Основного закона, по общему правилу, не предоставляет отдельному индивиду или религиозным организациям право на выражение своих религиозных убеждений при поддержке государства. Из свободы вероисповедания ст. 4 абз. 1 Основного закона следует, напротив, принцип государственного нейтралитета в отношении различных религий или верований. Г осударство, в котором проживают последователи различных или даже противоположных религиозных и мировоззренческих убеждений, может обеспечить мирное сосуществование только тогда, когда оно само в вопросах веры сохраняет нейтралитет. Поэтому оно не должно по своей инициативе ставить религиозный мир в обществе под угрозу. Данное требование находит свое выражение не только в ст. 4 абз. 1 Основного закона, но и в ст. 3 абз. 3, ст. 33 абз. 1, а также ст. 140 Основного закона во взаимосвязи со ст. 136 абз. 1 и 4 и ст. 137 абз. 1 Веймарской Конституции. Данные нормы запрещают введение правовых форм государственной церкви и не допускают привилегий для определенных верований точно так же, как и дискриминацию последователей иной веры (ср. BVerfGE 19, 206 [216]; 24, 236 [246]; 33, 23 [28]; сложившаяся судебная практика). Численность или социальная значимость при этом не играют роли (ср. BVerfGE 32, 98 [106]). Напротив, государство должно следить за обращением с различными религиозными и мировоззренческими организациями, основанным на принципе равенства (ср. BVerfGE 19, 1 [8]; 19, 206 [216]; 24, 236 [246]). Даже там, где оно сотрудничает с ними или оказывает им поддержку, это не должно приводить к идентификации государства с определенными религиозными организациями (ср. BVerfGE 30, 415 [422]).
Вместе со ст. 6 абз. 2 предл. 1 Основного закона, гарантирующей родителям естественное право на уход за своими детьми и их воспитание, статья 4 абз. 1 Основного закона охватывает также право на воспитание детей в религиозном и мировоззренческом отношении. Именно родители вправе передавать своим детям те убеждения в отношении веры и мировоззрения, которые они считают правильными (ср. BVerfGE 41, 29 [44, 47 и далее]). Этому соответствует право родителей оградить детей от религиозных убеждений, которые родители считают неверными или вредными.
- На данное основное право посягает § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ, а также обжалуемые решения, принятые на основании данного положения.
а) § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ предусматривает размещение крестов во всех классных комнатах баварских начальных школ. Понятие креста охватывает в соответствии с толкованием судов, рассматривающих дело, кресты с телом Иисуса и без него. Поэтому в объем повторной проверки положения [Устава начальных школ] следует включить оба значения. Хотя заявители жалобы в своем заявлении о предоставлении временной правовой защиты требовали лишь удаления распятия [т.е. креста с телом Иисуса]. Однако административный суд прямо указал, что под этим могут пониматься и кресты без тела Иисуса, и отклонил заявление и в этом расширенном понимании.
В совокупности с всеобщим обязательным обучением в школе размещение крестов в учебных помещениях приводит к тому, что ученики во время уроков по велению государства и без возможности избежать этого взаимодействуют с данным символом и вынуждены учиться «под крестом». Этим размещение крестов в классных комнатах отличается от часто встречающегося в обыденной жизни взаимодействия с религиозными символами самых различных направлений веры. С одной стороны, последнее не исходит от государства, а является следствием распространения различных религиозных убеждений и религиозных организаций в обществе. С другой стороны, такое взаимодействие не обладает той же степенью неизбежности.
Хотя от отдельного индивида не зависит, сталкивается ли он на улице, в общественном транспорте или при входе в здания с религиозными символами или манифестациями или нет. Но, как правило, речь идет лишь о мимолетном столкновении, и даже при более продолжительном контакте данное взаимодействие не основывается на принуждении, осуществимом, в случае необходимости, посредством применения санкций.
Воздействие крестов в учебных помещениях по длительности и интенсивности еще сильнее воздействия крестов в залах судов. Уже в самом принуждении, вопреки собственным религиозным или мировоззренческим убеждениям, вести правовой спор под крестом Федеральный Конституционный Суд усмотрел вторжение в свободу вероисповедания участника процесса – иудея, который видел в этом идентификацию государства с христианской верой (ср. BVerfGE 35, 366 [375]).
[…]
б) Крест является символом определенного религиозного убеждения, а не только выражением западноевропейской культуры, на которую христианство наложило свой отпечаток.
Хотя в течение столетий многочисленные христианские традиции вошли в общие культурные основы общества, от которых не могут уйти и противники христианства и критики его исторического наследия. От этого, однако, следует отличать специфическое содержание веры христианской религии или определенной христианской конфессии, включая ее ритуальное представление и символическое изображение. Государственное признание этого содержания веры, которое коснется и третьих лиц при контактах с государством, затрагивает свободу религии. Из этого Федеральный Конституционный Суд исходил в своем решении о конституционности неконфессиональных школ христианского характера в традиционном баденском смысле, установив, что допустимое одобрение христианства относится, в первую очередь, к признанию его важного культурного и образовательного фактора, как оно формировалось в западноевропейской истории, а не к истине веры христианской религии. Только при таком ограничении в силу исторических реалий данное одобрение является законным и в отношении нехристиан (ср. BVerfGE 41, 29 [52]).
Крест по-прежнему относится к особым символам веры христианства. Он сам по себе является его символом веры. Крест символизирует осуществленное в жертвенной смерти Христа спасение человека от наследного греха, одновременно также и победу Христа над Сатаной и смертью и его господство над миром, страдание и триумф в одном […]. Для верующего христианина крест поэтому в разных формах является предметом преклонения и отправления благочестия. Размещение креста на здании или в помещении вплоть до сегодняшнего дня рассматривается как повышенное признание христианской веры его владельцем. Для нехристианина или атеиста крест становится именно в силу значения, которое ему придает христианство и которым он обладал в истории, символическим выражением определенных религиозных убеждений и символом их миссионерского распространения. Рассмотрение креста лишь как выражения западноевропейской традиции или культового знака без особого отношения к вере, как это сделано в обжалуемых решениях, было бы надругательством над крестом, противоречащим самосознанию христианства и христианских церквей. Религиозное значение креста становится ясным и из контекста § 13 абз. 1 Устава начальных школ.
в) Нельзя также отрицать воздействие креста на учеников, как это делается в обжалуемых решениях.
Хотя верно, с одной стороны, что размещение креста в классных помещениях не означает принуждение к идентификации или к определенному преклонению и способам поведения. Из этого также не следует, что школьные занятия по светским предметам испытывают влияние креста или что они ориентируются на символизированные крестом истину веры или требования к поведению. Однако этим не исчерпываются возможности воздействия креста. Школьное воспитание служит не только изучению основных культурных техник и развитию когнитивных способностей. Оно должно содействовать и развитию эмоциональных и аффективных способностей учеников. Школа нацелена на способствование всестороннего развития личности учеников, и, в частности, влияние на их социальное поведение. В этой связи крест в учебном помещении приобретает свою значимость. Он обладает апеллятивным характером и указывает на символизируемое им содержание веры как на образцовое и достойное соблюдения. Кроме того, воздействие креста происходит в отношении лиц, взгляды которых в силу их юности еще не укрепились, которые еще только должны научиться умению высказывать критику и формировать собственную точку зрения и которые поэтому особенно легко поддаются ментальному воздействию (ср. BVerfGE 52, 223 [249]).
Обжалуемые решения также не полностью отрицают апеллятивный характер креста. Они отрицают его особое христианское значение в отношении инакомыслящих учеников. Для христианских же учеников они в нем усматривают существенное выражение их религиозного убеждения. Похожее утверждает и баварский премьер-министр, указывая, что крест в общем школьном образовании не обладает особой символической ценностью, тогда как во время школьной молитвы или на уроках религии превращается в особый символ веры.
- Основное право на свободу вероисповедания гарантируется безоговорочно. Но это не означает, что не может быть никаких ограничений. Они, однако, должны вытекать из самой Конституции. Законодатель не вправе устанавливать ограничения, помимо установленных
Конституцией. Конституционно-правовые основания, которые могли бы оправдать подобное вмешательство, в настоящем деле, вместе с тем, отсутствуют.
а) Из ст. 7 абз. 1 Основного закона подобное обоснование не вытекает.
Однако статья 7 абз. 1 Основного закона дает государству поручение по воспитанию (ср. BVerfGE 34, 165 [181]). Оно должно не только организовать систему школьного образования и само создать школы, но вправе и определить цели воспитания и ход обучения. При этом государство не зависит от родителей (ср. BVerfGE 34, 165 [182]; 47, 46 [71 и далее]). Поэтому не только школьное и семейное воспитание могут вступать в конфликт друг с другом. Наоборот, неизбежно также, что в школе различные религиозные и мировоззренческие убеждения учеников и их родителей особенно часто сталкиваются друг с другом.
Данный конфликт между различными носителями безоговорочно гарантируемого основного права и между данным основным правом и другими благами, защищаемыми конституционным правом, следует разрешить по принципу практической согласованности, который не допускает предпочтения и максимального утверждения одной из противоборствующих правовых позиций, а требует их баланса наиболее щадящим образом (ср. BVerfGE 28, 243 [260 и далее]; 41, 29 [50]; 52, 223 [247, 251]).
Подобный баланс не требует от государства полного отказа от религиозно-мировоззренческих проявлений при выполнении воспитательного поручения в соответствии со ст. 7 абз. 1 Основного закона. Даже государство, гарантирующее полную свободу вероисповедания и тем самым обязывающее самого себя соблюдать религиозно-мировоззренческий нейтралитет, не может игнорировать культурно опосредствованные и исторически укоренившиеся ценностные убеждения и позиции, на которых основывается общественное единство и от которых также зависит выполнение государством своих собственных задач. Христианская вера и христианские церкви при этом, как бы сегодня ни оценивали их наследие, обладали выдающейся формирующей силой. Восходящие к ним традиции мышления, чувственный опыт и образцы поведения не могут быть безразличны для государства. Это относится в особой мере к школе, в которой культурные основы общества бережно передаются из поколения в поколение и обновляются. Кроме того, государство, обязующее родителей отправлять своих детей в государственную школу, вправе учитывать свободу религии тех родителей, которые желают религиозного воспитания своих детей. Основной закон признает это, допуская в ст. 7 абз. 5 государственные мировоззренческие и конфессиональные школы и предусматривая урок религии как обычный школьный предмет (ст. 7 абз. 3 Основного закона) и, кроме того, оставляя простор для активного претворения в жизнь своих религиозных убеждений (ср. BVerfGE 41, 29 [49]; 52, 223 [240 и далее]).
Однако в плюралистическом обществе невозможно в полной мере учитывать все представления о воспитании при определении задач государственной обязательной школы. В частности, нельзя беспрепятственно в рамках одного и того же государственного института осуществить отрицательную и положительную сторону свободы вероисповедания. Отсюда следует, что индивид в рамках школы не может безоговорочно сослаться на ст. 4 абз. 1 Основного закона.
Разрешить неизбежное состояние напряженности между негативной и позитивной свободой религии с учетом требования толерантности надлежит законодателю земли, который в процессе формирования общественной воли должен искать приемлемый для всех компромисс. Регулируя данный вопрос, он может, с одной стороны, ориентироваться на ст. 7 Основного закона, которая в области школьного образования допускает религиозно-мировоззренческое влияние, а с другой стороны, на ст. 4 Основного закона, которая требует при принятии решения в пользу определенной формы школы исключить, насколько это возможно, религиозно-мировоззренческое принуждение. Обе нормы следует рассматривать во взаимосвязи и согласовывать друг с другом при толковании, поскольку только согласованность защищенных в двух статьях правовых благ соответствует задаче Основного закона (ср. BVerfGE 41, 29 [50 и далее]).
Федеральный Конституционный Суд сделал из этого вывод, что законодателю земли не запрещается само по себе использование черт христианской религии при определении задач государственных начальных школ, даже если управомоченные на воспитание лица, не имеющие возможности изолировать своих детей от воспитания в этой школе, не желают религиозного воспитания. Условием для этого является, однако, наличие необходимого минимума обязательных элементов. Это означает, в частности, что школа не должна по-миссионерски понимать свою задачу в религиозно-мировоззренческой области и претендовать на обязательность христианского содержания веры. Одобрение христианства относится в этом смысле к признанию формирующего фактора культуры и образования, а не к определенным религиозным истинам. К христианству как культурному фактору как раз относится мысль о толерантности в отношении инакомыслящих. Их взаимодействие с картиной мира, на которую христианство наложило свой отпечаток, не ведет к дискриминирующему обесцениванию нехристианских мировоззрений, во всяком случае до тех пор, пока речь идет не о передаче веры, а о стремлении к осуществлению автономной личности в мировоззренческо-религиозной области в соответствии с принципиальной задачей ст. 4 Основного закона (ср. BVerfGE 41, 29 [51 и далее]; 41, 65 [85 и далее]). Поэтому Федеральный Конституционный Суд объявлял норму о христианской школе совместного обучения ст. 135 предл. 2 Конституции Федеральной земли Бавария соответствующей Основному закону только при конституционном толковании (ср. BVerfGE 41, 65 [66 и 79 и далее]) и подчеркнул относительно неконфессиональной школы христианского характера в традиционном баденском смысле, что речь не идет о биконфессиональной школе (ср. BVerfGE 41, 29 [62]).
Размещение крестов в классных помещениях переходит установленную границу религиозно-мировоззренческой направленности школы. Как уже было установлено, нельзя лишить крест его особой связи с религиозным содержанием христианства и свести его к общему знаку западноевропейской культурной традиции. Он символизирует существенное ядро христианских религиозных убеждений, которые различным образом хотя и сформировали, в частности, западный мир, но отнюдь не разделяются всеми членами общества, а отвергаются многими в рамках реализации ими основного права по ст. 4 абз. 1 Основного закона. Его размещение в государственных обязательных школах поэтому противоречит ст. 4 абз. 1 Основного закона, если только речь не идет о христианских конфессиональных школах.
б) Размещение крестов не может быть оправдано также исходя из позитивной свободы вероисповедания родителей и учеников христианской веры. Позитивная свобода вероисповедания принадлежит всем родителям и ученикам в одинаковой мере, а не только исповедующим христианскую веру. Возникающий отсюда конфликт невозможно решить по принципу большинства, ибо именно основное право на свободу вероисповедания в особой мере направлено на охрану меньшинств. Кроме того, статья 4 абз. 1 Основного закона не предоставляет носителям основного права неограниченную возможность на претворение в жизнь своих религиозных убеждений в рамках государственных институтов. До тех пор пока школа в соответствии с Конституцией оставляет возможность для этого, как, например, на уроках религии, в школьной молитве или других религиозных мероприятиях, религиозные убеждения должны основываться на принципе добровольности и предоставлять инакомыслящим приемлемые, не дискриминирующие возможности изоляции от них. Это не относится к размещению крестов в классных помещениях, поскольку инакомыслящие не могут изолироваться от их присутствия и требования. Наконец, полное пренебрежение чувствами инакомыслящих для того, чтобы ученики христианского вероисповедания помимо уроков религии и добровольных богослужений могли бы и во время светских занятий учиться под символом своей веры, противоречило бы требованию практической согласованности.
[…]
Особое мнение судей Зайдля, Зелльнера и Хаас
по решению Первого Сената от 16 мая 1995 г.
- 1 BvR 1087/91 —
Мы не разделяем позицию большинства членов Сената о том, что § 13 абз. 1 предл. 3 Устава начальных школ в Баварии, согласно которому в каждом классном помещении следует разместить крест, нарушает Основной закон. […]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде