53. BVerfGE 39, 334
(Extremistenbeschluk / Решение об экстремистах)
[…]
Решение Второго Сената от 22 мая 1975 г.
— 2 BvL 13/73 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
[…]
В.
[…]
III.
[…]
- В соответствии с абз. 3 ст. 3 Основного закона «никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его … политических взглядов». Таким образом оформлен общий принцип равноправия и запрещена дискриминация лица или предоставление лицу каких- либо преимущественных прав на основании его политических взглядов. Это положение, однако, не отменяет фидуциарных обязанностей, возложенных на должностное лицо и вытекающих из правоотношений в связи с государственной службой, и соответствующих последствий.
Прежде всего, неприемлемо распространять запрет, установленный в абз. 3 ст. 3 Основного закона, не только на «обладание» некими политическими воззрениями, но и на выражение и осуществление политических убеждений, поскольку выражение и осуществление политических взглядов относятся, без сомнения, к числу особых основных прав, а именно отдельным охраняемым правом свободам, ограничивающим действия (абз. 1, 4, 5, 8, 9 ст. 2 Основного закона). Они имеют собственные описания своих пределов, которые законодатель не смог бы соблюсти и реализовать, если бы этому препятствовали положения абз. 3 ст. 3 Основного закона.
Кроме того, формализованный в абз. 3 ст. 3 Основного закона запрет не является абсолютным. Очевидно, что в некоторых случаях определенные ограничения допустимы: к примеру, ориентироваться при назначении учителя в церковной школе на его вероисповедание; отдавать преимущество кандидатам женского пола при назначении на должность директора женской школы; отказывать в приеме на работу немецкому гражданину в случае, если он вырос за границей и немецким языком не владеет. Подобные ограничения можно обосновать тем, что положения абз. 3 ст. 3 Основного закона («вследствие.») запрещают лишь целенаправленную дискриминацию или предоставление каких-либо преимуществ, но не ущемление в правах или предоставление преимуществ, которое является следствием регулирования, преследующего иную цель (например, защиту прав будущей матери или защиту конституционного правопорядка и пр.) или, иначе говоря, обращением к «природе вещей» (см. BVerfGE 7, 155 [170]).
Наконец, конституционную норму не следует толковать изолированно; напротив, она подлежит толкованию в контексте всей совокупности норм Основного закона (BVerfGE 19, 206 [220]; 30, 1 [19]; 33, 23 [29]). При таком подходе совершенно исключается возможность того, что та Конституция, которая сформировала Федеративную Республику Германия на горьком опыте Веймарской демократии в качестве воинствующей демократии, позволила бы передать это государство на произвол своим врагам с помощью положений, установленных в абз. 3 ст. 3 Основного закона (см. BVerfGE 30, 1 [20]; 28, 36 [49]; 13, 46 [49]).
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде