53. BVerfGE 39, 334

(Extremistenbeschluk / Решение об экстремистах)

[…]

Решение Второго Сената от 22 мая 1975 г.

— 2 BvL 13/73 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

В.

[…]

III.

[…]

  • В соответствии с абз. 3 ст. 3 Основного закона «никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение вследствие его … поли­тических взглядов». Таким образом оформлен общий принцип равнопра­вия и запрещена дискриминация лица или предоставление лицу каких- либо преимущественных прав на основании его политических взглядов. Это положение, однако, не отменяет фидуциарных обязанностей, возло­женных на должностное лицо и вытекающих из правоотношений в связи с государственной службой, и соответствующих последствий.

Прежде всего, неприемлемо распространять запрет, установленный в абз. 3 ст. 3 Основного закона, не только на «обладание» некими поли­тическими воззрениями, но и на выражение и осуществление полити­ческих убеждений, поскольку выражение и осуществление политиче­ских взглядов относятся, без сомнения, к числу особых основных прав, а именно отдельным охраняемым правом свободам, ограничивающим действия (абз. 1, 4, 5, 8, 9 ст. 2 Основного закона). Они имеют собствен­ные описания своих пределов, которые законодатель не смог бы соблю­сти и реализовать, если бы этому препятствовали положения абз. 3 ст. 3 Основного закона.

Кроме того, формализованный в абз. 3 ст. 3 Основного закона запрет не является абсолютным. Очевидно, что в некоторых случаях опреде­ленные ограничения допустимы: к примеру, ориентироваться при на­значении учителя в церковной школе на его вероисповедание; отдавать преимущество кандидатам женского пола при назначении на должность директора женской школы; отказывать в приеме на работу немецкому гражданину в случае, если он вырос за границей и немецким языком не владеет. Подобные ограничения можно обосновать тем, что положе­ния абз. 3 ст. 3 Основного закона («вследствие.») запрещают лишь це­ленаправленную дискриминацию или предоставление каких-либо пре­имуществ, но не ущемление в правах или предоставление преимуществ, которое является следствием регулирования, преследующего иную цель (например, защиту прав будущей матери или защиту конституционного правопорядка и пр.) или, иначе говоря, обращением к «природе вещей» (см. BVerfGE 7, 155 [170]).

Наконец, конституционную норму не следует толковать изолирован­но; напротив, она подлежит толкованию в контексте всей совокупности норм Основного закона (BVerfGE 19, 206 [220]; 30, 1 [19]; 33, 23 [29]). При таком подходе совершенно исключается возможность того, что та Кон­ституция, которая сформировала Федеративную Республику Германия на горьком опыте Веймарской демократии в качестве воинствующей де­мократии, позволила бы передать это государство на произвол своим врагам с помощью положений, установленных в абз. 3 ст. 3 Основного закона (см. BVerfGE 30, 1 [20]; 28, 36 [49]; 13, 46 [49]).

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде