49. BVerfGE 133, 59
(Sukzessive Adoption durch eingetragene Lebenspartner /
Последовательное (сукцессивное) усыновление
зарегистрированными гражданскими партнерами)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
сообщение для СМИ Пресс-релиз № 9/2013
от 19 февраля 2013 г.
Решение от 19 февраля 2013 г.
— 1 BvL 1/11, 1 BvR 3247/09 –
Недопущение последовательного усыновления зарегистрированными гражданскими партнерами противоречит Основному закону
Недопущение последовательного (сукцессивного) усыновления усыновленных детей одного из зарегистрированных гражданских партнеров другим партнером нарушает право как детей, так и гражданского партнера на равное обращение (абз. 1 ст. 3 Основного закона). Данный вывод сделан Первым Сенатом Федерального Конституционного Суда в опубликованном сегодня решении. Законодатель должен принять соответствующие Основному закону изменения до 30 июня 2014 г. До принятия новой нормы Закон о зарегистрированных гражданских партнерствах должен применяться с учетом того, что последовательное усыновление возможно также и зарегистрированными гражданскими партнерами.
В основе принятого решения по существу лежат следующие выводы:
- Действовавшее до настоящего момента правовое регулирование допускало усыновление родных детей зарегистрированного гражданского партнера (так называемое усыновление пасынков, абз. 7 § 9 Закона о зарегистрированных гражданских партнерствах). Однако возможность усыновления партнером ребенка, который был усыновлен другим партнером зарегистрированного гражданского партнерства, отсутствовала (так называемое последовательное или сукцессивное усыновление). Напротив, лицам, состоящим в браке, предоставлена возможность как усыновления пасынков, так и последовательного усыновления.
- Информацию относительно двух исходных дел см. пресс-релиз № 81/2012 от 03 декабря 2012 г.
- Исключение возможности последовательного усыновления зарегистрированными гражданскими партнерами нарушает общий принцип равенства (абз. 1 ст. 3 Основного закона).
а) В данном случае объем проверки существенно шире, по сравнению с проверкой в случае произвольного и необоснованного регулирования. Относительно вопроса неравного обращения с детьми это необходимо уже потому, что в данной ситуации затрагиваются их основные права, которые являются важным фактором развития личности. Оправдание неравного обращения с лицами, живущими в браке, и зарегистрированными гражданскими партнерами также требует соответствия высоким конституционным требованиям, потому что касается половой идентичности.
б) Неравное обращение с указанными детьми по сравнению с детьми, усыновленными супругами, необоснованно. То же относится и к неравному обращению с гражданскими партнерами по сравнению с супругами, которым разрешено последовательное усыновление.
аа) По общему правилу, ограничение последовательного усыновления должно предотвратить опасность, в частности, того, что ребенок будет подчинен конкурирующим правам родителей, которые могут использоваться противоречивым образом. Ради блага ребенка также необходимо препятствовать тому, чтобы он посредством последовательного усыновления передавался из одной семьи в другую. Поскольку такая опасность считается незначительной, если родители являются супругами, последовательное усыновление супругами допустимо. Однако усыновление зарегистрированным гражданским партнером в обоих аспектах не отличается от усыновления супругами. В частности, зарегистрированное гражданское партнерство также создается на продолжительной основе и характеризируется принятием на себя такой же ответственности, как и в браке.
бб) Исключение возможности последовательного усыновления не может быть оправдано тем, что на развитие ребенка негативно влияет тот факт, что он воспитывается однополыми родителями. Следует исходить из того что, как в рамках брака, так и в рамках зарегистрированного гражданского партнерства возможно создание условий для стимулирования развития ребенка. Опасения относительно развития детей в однополых партнерствах были опровергнуты подавляющим большинством заключений экспертов. Помимо этого, исключение возможности последовательного усыновления не удовлетворяет целям устранения возможных опасностей такого рода, поскольку данное исключение не может, не должно, не способно препятствовать совместному проживанию ребенка с родителем и его гражданским партнером такого же пола. Ни отдельное усыновление гомосексуальными лицами, ни фактическое совместное проживание зарегистрированных гражданских партнеров с ребенком, усыновленным одним из них, не могут быть запрещены без существенного нарушения Основного закона. Закон о зарегистрированных гражданских партнерствах, напротив, направлен на поддержку их совместной семейной жизни, устанавливая правила, предоставляющие гражданскому партнеру, который не является родителем с правовой точки зрения, типичные для родителя полномочия, включая возможность ношения общей фамилии обоими партнерами зарегистрированного гражданского партнерства. Последовательное усыновление таким же образом само по себе не оказывает отрицательного влияния на благополучие ребенка, а в ситуациях, описанных в данном решении, обычно положительно влияет на ребенка. Согласно оценке заслушанных специалистов гражданское партнерство оказывает стабилизирующее воздействие на психологическое развитие ребенка. Кроме того, оно укрепляет правовое положение ребенка при прекращении гражданского партнерства или смерти партнера. Это, с одной стороны, касается права опеки, которое в случае прекращения партнерства может быть передано одному из партнеров, в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом дальнейшего благополучия ребенка. С другой стороны, партнерство выгодно и в материальном отношении, поскольку ребенок находится в преимущественном положении при наличии двух родителей, особенно что касается юридической стороны вопросов его содержания и наследования. Наконец, не следует опасаться угрозы благополучию ребенка при последовательном усыновлении еще и потому, что каждому усыновлению, в том числе и последовательному – предшествует индивидуальная проверка, при которой учитываются возможные индивидуальные недостатки при конкретном усыновлении.
вв) Исключение возможности последовательного усыновления не может быть оправдано целью недопущения обхода решения законодателя о недопущении возможности совместного усыновления двумя зарегистрированными гражданскими партнерами. При этом в данном случае не требуется решения о соответствии запрета совместного усыновления Основному закону, несмотря на то, что закон допускает данную возможность для супружеских пар.
гг) Требование особой защиты брака, закрепленное в абз. 1 ст. 6 Основного закона, не оправдывает ущемление интересов усыновленных детей одного гражданского партнера по сравнению с интересами усыновленных детей одного из супругов. При этом законодателю, в связи с конституционно-правовой защитой брака, по общему правилу не запрещено предоставить браку преимущество перед другими формами совместного проживания. Для оправдания ущемления прав сопоставимых союзов, однако, требуется наличие достаточно веского фактического основания, которое в данном случае отсутствует.
в) Также между усыновлением родного ребенка зарегистрированного партнера и усыновлением уже усыновленного ребенка зарегистрированного партнера не существуют различия такого рода, которые могли бы оправдать неравное обращение.
- Право ребенка на государственное обеспечение родительской опеки и воспитания, основное право родителей и основное право семьи сами по себе не нарушаются.
а) Абзац 1 ст. 2 во взаимосвязи с предл. 1 абз. 2 ст. 6 Основного закона предоставляет ребенку право на государственную гарантию родительской опеки и воспитания родителями. Каким образом государство будет выполнять свою обязанность эффективной правовой защиты, определяется в первую очередь законодателем. Пределы свободы действий законодателя здесь не нарушены. Указанные дети не являются сиротами, а имеют одного родителя с юридической точки зрения. Кроме того, законодатель иным образом позаботился о том, чтобы гражданский партнер усыновителя в определенном объеме мог выполнять функции родителя, передав ему практически важные, присущие родителю, полномочия (ср. абз. 1 и 2 § 9 Закона о зарегистрированных гражданских партнерствах).
б) То обстоятельство, что зарегистрированный гражданский партнер не может усыновить ребенка, усыновленного его партнером, не нарушает защищенные предл. 1 абз. 2 ст. 6 Основного закона родительские права. При этом предложение 1 абз. 2 ст. 6 Основного закона защищает не только разнополых родителей, но и родителей одного и того же пола. Это следует уже из функции обеспечения благополучия ребенка, вытекающей из основного права родителей. Формулировка основного права родителей или отличающиеся исторические представления не мешают его применению к двум лицам одного пола. Однако одно лишь социально-семейное родительское отношение к ребенку гражданского партнера не обосновывает конституционно-правовой статус родителя. Носителями конституционно-правового права родителя по общему правилу могут быть только лица, которые по семейному происхождению или по закону стоят в родительском отношении к ребенку.
в) Наконец, исключение возможности последовательного усыновления не нарушает также гарантируемое абз. 1 ст. 6 Основного закона основное право семьи. При этом социально-семейный союз из зарегистрированных гражданских партнеров и родного или усыновленного ребенка одного из гражданских партнеров представляет семью, права которой защищены в абз. 1 ст. 6 Основного закона. Законодателю, однако, предоставляется некая свобода действий при правовом оформлении семейных правоотношений. Пределы данной свободы не нарушаются и запретом последовательного усыновления. Законодатель не обязан на основе абз. 1 ст. 6 Основного закона в каждом случае наличия фактических отношений между родителем и ребенком предоставлять все права, предоставляемые родителям.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде