43. BVerfGE 9, 338

(Hebammenaltersgrenze / Предельный возраст для акушерок)

[…]

Решение Первого Сената от 16 июня 1959 г.

— 1 BvR 71/57 –

[…]

Резолютивная часть решения

Конституционная жалоба отклонена.

ОСНОВАНИЯ

А.

После того как заявителю жалобы 12 февраля 1951 г. исполнилось 70 лет, ей было запрещено дальнейшее занятие должности акушерки со ссылкой на наказуемость нарушения; […]

Заявитель жалобы отмечает, в частности, следующее:

Нарушение абз. 1 ст. 3 Основного закона усматривается в том, что при одинаковых обстоятельствах профессиональное осуществление обычно­го родовспоможения для врачей регулируется иначе, здесь нет возрастной границы, причем для такого различия не наблюдается ясной и разумной причины. Если исходить из предположения, что физические и умственные способности после достижения 70-летнего возраста в значительной сте­пени убывают, то возрастное ограничение должно тем более действовать и для врачей, ведь, хотя действия врачей и акушерок при обычном течении родов одинаковые, в случае осложнений действия предпринимает имен­но врач и несет при этом намного большую ответственность. Во всяком случае, эти два фактических обстоятельства – помощь при родах врача и акушерки – вопреки мнению Федерального Административного Суда не становятся разными лишь потому, что врач имеет иную базовую подго­товку; она не имеет никакого влияния на его умственную и физическую работоспособность.

[…]

В.

[…]

III.

[…]

  1.  […] При оценке нормы, которая – как ограничение возраста – ка­сается всей профессиональной деятельности и тем самым структуры про­фессии в целом, следует, прежде всего, учитывать всю картину каждой отдельной профессии. Чем сильнее и чем больше влияния действующее регулирование одной профессии оказывает на структуру другой профес­сии, тем легче это понять, потому что эти две структуры сильно различа­ются между собой в социальном и правовом смысле. Даже если при та­ком объемном и «широком» рассмотрении напрашивается обязанность равного отношения, законодатель считался бы нарушившим принцип равенства, регулируя вопрос для одной профессии иначе, чем для дру­гой. Более частым является, однако, предположение в пользу конститу­ционности дифференцированного подхода, согласно которому может быть ошибочным сначала исходить из «одинакового» отдельного дей­ствия, чтобы затем лишь проверить, не имеется ли все-таки – несмотря на «равенство» в отдельных элементах – в целом достаточно неравенства фактических обстоятельств, чтобы оправдать недопущение равного от­ношения со стороны законодателя.
  2.  Так обстоит дело в данном случае. В отношении других медицин­ских профессий, кроме профессии врача, с самого начала исключается возможность осмысленного сравнения с профессией акушерки при рас­смотрении вопроса о возрастном ограничении. Хотя как профессия вра­ча, так и акушерки являются «свободными профессиями», их структуры все же в значительной степени различны. Профессия врача в качестве сво­бодной профессии развивалась на протяжении длительного времени; ее характеристики на сегодняшний день коренным образом определяются этим развитием. Она в большой мере характеризуется самостоятельной ответственностью и собственным риском в экономическом отношении, самостоятельной ответственностью, прежде всего, при осуществлении самой профессии. Хотя некоторые отдельные основы этой структуры, как, например, общественная оценка особого академического образования, могут больше не иметь прежнего значения, но характеристика профессии в целом до сих пор не изменилась. Возрастное ограничение без введения пенсионного обеспечения по старости было бы вряд ли возможным, оно изменило бы профессию во всей ее структуре.

Характеристика профессии акушерки значительно отличается: эта профессия лишь недавно сформировалась из норм о промысловом пра­ве посредством Закона об акушерстве в качестве «свободной профес­сии», причем с заранее заявленным намерением введения возрастного ограничения. Экономический риск был законодательно уменьшен как на время осуществления профессии, так и в случае ухода из-за профес­сиональной нетрудоспособности. Осуществление профессиональной деятельности подчинено объемной и основательной регламентации, ко­торая точно предписывает сферу деятельности акушерки. Служебный устав регулирует принципы и обязывает акушерку в своих действиях вплоть до мельчайших деталей следовать служебному пособию для аку­шерок. Повторные экзамены и обязательность регулярного посещения курсов повышения квалификации должны контролировать приобрете­ние профессиональных навыков и способствовать их развитию. Пред­ставители данной профессии в целом подлежат постоянному надзору и контролю, которые распространяются не только на непосредственное занятие профессией.

Все это в значительной степени отличается от профессии врача. Если возрастное ограничение лишает отдельную акушерку суждения о том, когда ее трудоспособности уже недостаточно, то это присущее для содер­жания профессии акушерки правило было бы чуждым для содержания профессии врача; по крайней мере, предоставление возможности су­ждения о снижении трудоспособности и вытекающих отсюда выводах отдельному врачу больше соответствует предшествующей характери­стике профессии врача.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде