36. BVerfGE 53, 30
(Mulheim-Karlich / Мюльхайм-Керлих
(Атомная электростанция Мюльхайм-Керлих))
- Если посредством конституционной жалобы в связи с нарушением основного права, предусмотренного абз. 2 ст. 2 Основного закона, оспариваются решения, принятые судом первой инстанции о неотлагательном исполнении разрешения на строительство, предусмотренного нормами атомного права, то нельзя отрицать того, что основные права субъекта затронуты, ссылаясь при этом только на то, что опасность для жизни и здоровья может исходить лишь от эксплуатации атомной электростанции, но не от предшествующих строительных мер.
[…]
- Мирное использование атомной энергии соответствует Основному закону. Законодатель призван принять принципиальное решение в пользу или против подобного использования.
- Государство, приняв материальные и процессуальные нормы о разрешении на строительство атомных электростанций, исполнило свою обязанность по принятию мер защиты от опасности мирного использования атомной энергии, вытекающую из абз. 2 ст. 2 Основного закона.
- О конституционно-правовой оценке материальных и процессуальных норм, регулирующих разрешение на строительство атомных электростанций и существенных изменений на подобных сооружениях.
- Нарушение основных прав может иметь место и тогда, когда уполномоченное на выдачу разрешений на строительство атомных электростанций ведомство не учитывает такие процессуальные нормы атомного права, которые законодатель принял для выполнения своей обязанности по охране, вытекающей из абз. 2 ст. 2 Основного закона.
Решение Первого Сената от 20 декабря 1979 г.
— 1 BvR 385/77 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
Конституционная жалоба касается раздела процедуры выдачи разрешения на строительство атомной электростанции Мюльхайм-Керлих, которая строится в акватории района Нойвид вблизи места жительства заявителя жалобы. Ее предметом является подтвержденное Высшим административным судом федеральной земли незамедлительное исполнение седьмого уведомления о разрешении, принятого уполномоченным земельным министерством в рамках Первого частичного разрешения, и касающегося строительства нескольких частей сооружения.
[…]
B.
Конституционная жалоба допустима.
I.
[…]
- Вопреки позиции федерального министра внутренних дел, ведомства по выдаче разрешений и компании «РВЕ АГ», права заявителя жалобы в настоящее время непосредственно затронуты. В частности, нельзя согласиться с мнением, что рассмотрение конституционных жалоб в период строительства атомной электростанции должно быть в принципе недопустимым, так как непосредственная и настоящая угроза жизни и здоровью может исходить только от эксплуатации подобной атомной электростанции, но не от предшествующих ей строительных мероприятий.
[…]
Охраняемое в соответствии с абз. 2 ст. 2 Основного закона право на жизнь и личную неприкосновенность […] затрагивается […] не только фактическим нарушением охраняемых правовых благ, оно, напротив, должно предотвратить подобное фактическое нарушение и поэтому может применяться и тогда, когда при строительстве атомных электростанций не учитываются превентивные меры защиты от будущей опасности, связанной с эксплуатацией. Об этом свидетельствует как раз настоящий спор, в котором приводится довод о том, что защита от внешних воздействий в результате крушения самолетов или взрывной ударной волны требует определенного расположения зданий. В настоящем случае нельзя сомневаться в том, что права заявителя настоящим и непосредственно затронуты, как это требуется для признания конституционной жалобы допустимой, еще и потому, что речь идет о проверке соблюдения в достаточной мере возможных вытекающих из абз. 2 ст. 2 Основного закона процессуальных требований, в особенности в отношении выдачи разрешений на строительство в области атомного права, а также требования эффективной охраны прав при принятии решения о незамедлительном исполнении данного разрешения. Поэтому нет необходимости в дальнейшей проверке вопроса, достаточно ли для признания конституционной жалобы допустимой опасности угрозы основным правам из-за грозящего позже нарушения (см. об этом BVerfGE 24, 289 [294]; 49, 89 [141]; 52, 214 [220]).
[…]
C.
Таким образом, допустимая конституционная жалоба вместе с тем необоснованна. […]
I.
- В отдельных заключениях затрагивается вопрос о том, не является ли в настоящее время экономическое использование расщепления атома ввиду масштаба возможной опасности и некоторых существенных, до сих пор недостаточно разрешенных сложностей, не противоречащим Конституции. В основе данной точки зрения лежат, в конечном счете, сомнения в том, может ли техника, предполагающая, что любая ошибка связана с чрезвычайным риском, в том числе для будущих поколений, вообще нести ответственность и использоваться вопреки возражениям потенциально затронутых лиц, пока не исчерпаны все остальные возможности энергоснабжения.
Однако ответить на этот вопрос должен не Федеральный Конституционный Суд. Он должен исходить из того, что сама Конституция одобрила «использование атомной энергии в мирных целях» в норме о компетенциях ст. 74 № 11а Основного закона в качестве принципиально допустимого. Несмотря на то что данная норма была включена в Конституцию еще в 1959 г., т. е. в то время, когда вопрос мирного использования атомной энергии не был еще достаточно изучен, но принципиально мирное использование атома рассматривалось в позитивном свете в противовес военному использованию атома. Но это никак не влияет на то, что из конституционных норм о компетенции следует принципиальное признание и одобрение рассматриваемого предмета самой Конституцией и что его конституционность не может быть в принципе подвергнута сомнению на основании иных конституционных положений. Наоборот, в силу указанного наделения компетенцией, как уже указал Второй Сенат Федерального Конституционного Суда в решении о Калка- ре в иной связи (BVerfGE 49, 89 [127 и далее]), только законодатель призван принять принципиальное решение в пользу или против мирного использования атомной энергии; даже в ситуации неопределенности политическая ответственность за принятие в рамках своей компетенции необходимых с их точки зрения решений лежит, прежде всего, на законодателе и правительстве. Как следует из судебной практики и юридической литературы, принципиальных сомнений в конституционности использования атомной энергии для хозяйственных целей нет […]. Поэтому конституционно-правовая проверка изначально ограничивается вопросом о том, является ли нормативно-правовое регулирование, лежащее в основе оспариваемого решения, конституционным и, в частности, были ли правовые нормы применены способом, соответствующим конституционно-правовым требованиям.
- В качестве критерия конституционно-правовой проверки рассматривается гарантированное абз. 2 ст. 2 Основного закона основное право на жизнь и личную неприкосновенность во взаимосвязи с правом на эффективную правовую защиту.
Согласно общепризнанной судебной практике данное основное право, в частности как субъективное право на оборону, защищает от посягательства государства. Более того, из объективно-правового содержания указанной нормы вытекает обязанность государственных органов защищать указанные в ней правовые блага и способствовать их защите, в частности, охранять их от противоправного вмешательства со стороны иных лиц. Данная судебная практика, изначально выработанная в решении о прерывании беременности на ранних сроках (BVerfGE 39, 1 [41]; см. далее BVerfGE 46, 160 [164] – дело Шлейер), нашла развитие в упомянутом решении о Калкаре при конституционно-правовой оценке норм атомного права, и при этом был сформулирован вывод о том, что, учитывая вид и тяжесть возможных угроз при мирном использовании атомной энергии, достаточно даже отдаленной вероятности их наступления для того, чтобы инициировать исполнение обязанности законодателя по охране (BVerfGE 49, 89 [141 и далее]).
Государство выполнило данную обязанность охраны таким образом, что поставило использование атомной энергии в хозяйственных целях в зависимость от предварительного государственного разрешения, а выдачу указанных разрешений – от условий, которые более детально урегулированы в материальном и процессуальном праве. Данное разрешительное регулирование является – и в этом не сомневается ни заявитель жалобы, ни авторы полученных заключений – вполне подходящим средством защиты находящихся под угрозой третьих лиц. Вместе с тем государство сможет выполнить свою задачу более эффективно, если, учитывая общественные интересы, приведет к равновесию позиции основных прав граждан, подвергнутых опасности, с одной стороны, и эксплуатирующих организаций, с другой стороны. Если же строительство атомной электростанции одобрено исходя из общей заинтересованности в энергоснабжении, несмотря на содержащийся в ней чрезвычайный потенциал опасности, то это означает, что личная неприкосновенность третьих лиц может подвергаться угрозам, на которые они не могут повлиять и которых они едва ли смогут избежать. Таким образом, государство берет на себя часть ответственности за данные угрозы. Соответственно представляется необходимым при конституционно-правовой оценке материально-правовых и процессуальных норм, регулирующих выдачу разрешений на строительство атомных электростанций, предъявлять не менее строгие требования, чем при проверке законов, предусматривающих государственное вмешательство. Но и при применении подобных требований не существует никаких сомнений с точки зрения конституционного права в отношении разрешительных норм, имеющих существенное значение для исходного дела, если только они истолкованы в соответствии с судебной практикой высших судов.
Закон об атомной энергии прямо предусматривает в качестве цели […] охрану жизни, здоровья и имущественных благ от угроз атомной энергии […]
Нормативно-правовое регулирование не ограничивается тем, чтобы привязать государственное ведомство к строгим материально-правовым условиям выдачи разрешения. Напротив, оно учитывает государственную обязанность охраны и совместную ответственность также с процессуальноправовой точки зрения, поскольку выдача разрешения зависит от формализованной разрешительной процедуры, в процессе которой должны быть проверены условия выдачи разрешения и в которой должны участвовать, в частности, все ведомства Федерации, земель и муниципальных образований, сфера компетенции которых затронута. Кроме того, процессуальное право предусматривает самостоятельное участие в указанной процедуре гражданина, который подвергается угрозе (см. об этом в абз. 4 § 7 Закона об атомной энергии во взаимосвязи с процитированными в нем положениями Федерального закона о защите от выбросов, а также основанным на нем Постановлением о процедуре выдачи разрешений на строительство атомных станций и действующим ранее Постановлением об атомных станциях). Он вправе посредством иска об оспаривании (§ 42 Положения об административных судах) потребовать не только судебной проверки разрешений и прочих административных актов и запросить предварительную правовую охрану (§ 80 Положения об административных судах). Напротив, процессуальное право позволяет выдвинуть на передний план правовую охрану, поскольку уже на стадии административного производства могут быть выдвинуты возражения против проекта.
[…]
II.
- […]
а) [.] следует исходить из устоявшейся судебной практики Федерального Конституционного Суда, согласно которой охрана основных прав должна осуществляться в значительной степени, в частности путем оформления процедур. Основные права, таким образом, влияют не только на все материальное право, но и на процессуальное право, если оно имеет значение для эффективной защиты основных прав. Данная судебная практика сложилась сначала в отношении охраны основных прав, предусмотренной абз. 1 ст. 14 Основного закона […]. Тем временем оба Сената Федерального Конституционного Суда однозначно решили, что абзац 2 ст. 2 Основного закона также требует оформления процедур, учитывающих данное основное право […].
Основное право, предусмотренное абз. 2 ст. 2 Основного закона, влияет также на применение норм об административных и судебных процедурах при выдаче разрешений на строительство атомных электростанций, основная задача которых как раз и состоит в том, чтобы защищать жизнь и здоровье людей от опасности, исходящей от атомной энергии. Это не означает, что любая процедурная ошибка в процессе, связанном с применением норм об атомной энергетике в массовом порядке, уже должна расцениваться как нарушение основных прав. Но подобное нарушение может иметь место, если уполномоченные государственные органы оставляют без внимания процессуальные правила, которые государство приняло во исполнение своей обязанности по охране правовых благ, указанных в абз. 2 ст. 2 Основного закона. Поэтому суды при проверке разрешений, выданных в сфере атомного права, ни в коем случае не должны исходить из того, что третье лицо, наделенное правом подачи жалобы, как правило, не вправе подать жалобу в связи с процессуальными нарушениями.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде