29. BVerfGE 120, 274

(Heimliche Infiltration – «Online-Durchsuchung» /

 Тайная инфиль­трация – «обыск онлайн»)

  1.  Всеобщие права личности (абз. 1 ст. 2 во взаимосвязи с абз. 1 ст. 1 Основного закона) охватывают основное право на гарантию конфиденци­альности и неприкосновенность технических информационных систем.
  2.  Тайная инфильтрация информационно-технической системы, по­средством которой можно следить за использованием системы и счи­тывать ее память, допустима с точки зрения конституционного права лишь при наличии действительных оснований полагать о существова­нии конкретной угрозы для исключительно важной правовой ценности. Исключительно важными ценностями являются здоровье, жизнь и сво­бода личности или такие общие блага, угроза которым затрагивает ос­новы, состояние государства или основы существования человечества. Мера может быть оправдана уже тогда, когда нельзя с достаточной веро­ятностью установить, что опасность наступит в ближайшем будущем, но определенные факты указывают на опасность, грозящую в отдельном случае со стороны определенных лиц особо важной правовой ценности.
  3.  Тайная инфильтрация информационно-технической системы в принципе должна производиться только на основании соответствую­щего постановления суда. Закон, допускающий подобное вмешательство, должен содержать меры защиты базовых составляющих частной жизни.
  4.  Если допускается государственная мера, посредством которой уста­навливается содержание и обстоятельства текущей телекоммуникации в компьютерной сети или исследуются относящиеся к ним данные, то та­кое вмешательство должно соответствовать положениям абз. 1 ст. 10 Ос­новного закона.
  5.  Если государство получает сведения о содержании коммуникации в сети Интернет технически предусмотренным для этого путем, то вмеша­тельство в личное право согласно абз. 1 ст. 10 Основного закона имеет место лишь в том случае, если государственный орган не уполномочен со стороны участников коммуникации на ознакомление с такими сведениями. Если государство изучает в сети Интернет общедоступное содержание комму­никации или участвует в публично доступных процессах обмена данны­ми, оно в принципе не вторгается в основные права.

Решение Первого Сената от 27 февраля 2008 г.

— 1 BvR370/09, 595/07 –

ОСНОВАНИЯ

[…]

Конституционно-правовая защита ожиданий конфиденциальности и не­прикосновенности существует независимо от того, может ли доступ в ин­формационную систему быть осуществлен без особых препятствий или с су­щественными техническими затратами. При этом подлежащее признанию с точки зрения основных прав ожидание конфиденциальности и неприкос­новенности имеет место лишь в том случае, если затронутое лицо исполь­зует информационно-техническую систему как собственную и потому, ис­ходя из обстоятельств, может полагать, что он один или вместе с другими уполномоченными на пользование лицами самостоятельно распоряжается системой. В той мере, в которой пользование собственной информацион­но-технической системой происходит через информационно-технические системы, которые находятся в распоряжении других лиц, защита пользо­вателя распространяется и на них.

[…]

Если происходит сбор данных, предоставляющих сведения о комму­никации затронутого лица с третьими лицами, степень вмешательства в основные права усиливается вследствие ограничения возможности гра­ждан участвовать в не находящейся под наблюдением удаленной комму­никации, которая составляет общественное благо (см. для сбора данных о коммуникации BVerfGE 115, 166 [187 и далее]). Подобный сбор данных косвенно затрагивает свободу граждан, поскольку опасения по поводу на­блюдения, даже если оно осуществляется в последующем, могут препят­ствовать нормальной личной коммуникации. Кроме того, подобный сбор данных свидетельствует о значительном, повышающем серьезность втор­жения в права лиц диапазоне действия, как, например, в случае с собесед­никами лица, за которым осуществляется наблюдение, когда в случае не­обходимости могут подвергаться прослушиванию и третьи лица, без уста­новления того, имеются ли основания для подобного вторжения в права указанного лица (см. для наблюдения за телекоммуникацией BVerfGE 113, 348 [382 и далее]; кроме того, BVerfGE 34, 238 [247]; 107, 299 [321]).

[…]

Данные, сохраненные мимоходом или лишь временно, могут обладать особой значимостью для затронутого лица или даже сделать возможным доступ к другим, более конфиденциальным данным. Это относится, на­пример, к кэш-памяти, которая создается служебными программами наподобие веб-браузеров и анализ которой может способствовать полу­чению сведений о пользовании подобными программами и, тем самым, косвенно о предпочтениях или связанных с общением привычках затро­нутого лица или о паролях, при помощи которых затронутое лицо получа­ет доступ к технически охраняемым данным в своей системе или в сети. Кроме того, длительное наблюдение за коммуникацией в сети Интернет, как его допускает оспариваемая норма, является по сравнению с разо­вым установлением содержания коммуникации и обстоятельств комму­никации также более значительным вмешательством. Наконец, следует учесть, что регулируемый доступ, среди прочего, нацелен на обход тех­нологий шифрования данных. В таком случае обесцениваются защитные меры, предпринимаемые отдельным человеком для защиты своих дан­ных от нежелательного доступа. Разрушение подобной информационной самозащиты усугубляет серьезность вмешательства в основные права.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.