18. BVerfGE 38, 281

(Arbeitnehmerkammer / Палаты наемных рабочих)

Законы Федеральных земель Бремен и Саар об учреждении палат на­емных рабочих как публично-правовых образований с обязательным членством всех наемных рабочих не противоречат положениям Основ­ного закона.

Решение Первого Сената от 18 декабря 1974 г.

— 1 BvR 430/65, 1 BvR 259/66 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

С.

[…]

I.

Заявители жалобы считают себя обремененными тем, что они в силу закона вынуждены состоять в членстве публично-правового образова­ния, необходимость существования которого они оспаривают. Какое основное право может быть положено в обоснование их позиции, следу­ет из устоявшейся судебной практики Федерального Конституционного Суда, согласно которой конституционно-правовые рамки принудитель­ного членства в публично-правовом образовании закреплены не в ст. 9, а только в абз. 1 ст. 2 Основного закона. В решении от 29 июля 1959 г. (BVerfGE 10, 89) определено в отношении этого (с. 102):

[…] вопрос о конституционно-правовых рамках принудительно­го членства в публично-правовом образовании […] не предполага­ет ответа на основании ст. 9 Основного закона, поскольку дан­ная норма гарантирует лишь свободу создания частноправовых образований, свободу вступления или невступления в их члены. Однако же абзац 1 ст. 2 Основного закона указывает на то, что принудительное членство возможно только в рамках консти­туционного порядка. В соответствии с ним публично-правовые образования могут создаваться исключительно в целях реали­зации легитимных публичных задач. При этом на усмотрение законодателя остается вопрос о том, какие из указанных задач государство выполняет не через государственные органы, а через специально созданные публично-правовые образования или орга­ны. Федеральный Конституционный Суд в этом случае может только проверить, не вышел ли законодатель за рамки своего усмотрения. Целесообразность и необходимость выбора органи­зационной формы не подлежит проверке Федеральным Консти­туционным Судом.

Данная позиция находит свое отражение и в более поздних решениях (BVerfGE 10, 354 [361 f.]; 12, 319 [323]; 15, 235 [239]) и преимущественно поддерживается в литературе (издат. Манголдт-Клейн, Боннский ком­ментарий к Основному закону, изд. 2-е, Прим. III/6 [Предл. 320] к ст. 9; из­дат. Маунц-Дюриг-Херцог, Основной закон, номера на полях 41, 44 к ст. 9; издат. Мунч Боннский комментарий, 2-я переработка [1966]; Прим. 52 к ст. 9 с последующими данными; Фриауф в Сборнике в память Р. Райн- харда, 1972, Предл. 389 и след., в частности раздел III).

Каждому человеку гарантируется закрепленная в абз. 1 ст. 9 Основ­ного закона и подлежащая ограничению только в соответствии с абз. 2 свобода объединения по частной инициативе с другими лицами в раз­личные союзы, основывать их, но также не вступать в них или выходить из них. Другое дело, когда государство решает по соображениям всеоб­щего блага создать на основании закона публично-правовое образова­ние в форме объединения на основе персонального членства, в состав которого должны войти представители определенного круга лиц в це­лях надлежащего выполнения поставленных перед ними задач. Конеч­но, полномочия государства в этой сфере не могут быть неограничен­ными. Принятый им закон должен относиться к «конституционному порядку», т. е. он должен как с формальной, так и с материальной точки зрения полностью соответствовать положениям Основного закона (ср. BVerfGE 6, 32 [36 и далее, особ. 41]). Необходимо также, чтобы он соот­ветствовал требованиям правового государства, включающим в себя принцип соразмерности государственного вмешательства. Из данной взаимосвязи следует, что законодатель, принимая во внимание прин­ципиальную презумпцию свободы, закрепленную в абз. 1 ст. 2 Основ­ного закона, и следующее из абз. 1 ст. 9 Основного закона верховенство свободного объединения, обязан тщательно проверить необходимость создания подобных публично-правовых образований. Каждому человеку согласно абз. 1 ст. 2 Основного закона гарантируется право на невовле- чение в принудительном порядке в членство «ненужных» объединений (BVerfGE 10, 89 [99]).

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.