17. BVerfGE 6, 32
(Elfes / Элфес)
- Ст. 11 Основного закона не затрагивает свободу выезда.
- Свобода выезда гарантируется абз. 1 ст. 2 Основного закона в пределах конституционного порядка как производная всеобщей свободы действий.
- Конституционным порядком по смыслу абз. 1 ст. 2 Основного закона является конституционный правовой порядок, т. е. совокупность норм, формально и материально соответствующих Конституции.
- Каждый человек может посредством подачи конституционной жалобы добиться признания того, что правовая норма, ограничивающая его свободу действий, не относится к конституционному порядку.
Решение Первого Сената от 16 января 1957 г.
— 1 BvR 253/56 —
в деле по конституционной жалобе Вильгельма Элфеса […]
ОСНОВАНИЯ
I.
[…]
Когда в 1953 г. заявитель жалобы подал в паспортное бюро г. Мён- хенгладбах заявление о продлении своего заграничного паспорта, ему без дополнительного обоснования было отказано 6 июня 1953 г. в продлении со ссылкой на абз. 1а § 7 Закона о паспортном режиме от 4 марта 1952 г. (BGBl. I стр. 290).
[…]
II.
[…]
- […] Федеральный Конституционный Суд не убежден в том, что право на свободный выезд, как утверждает доктрина, руководствуясь при этом систематическим подходом, требуется отнести к свободе перемещения, гарантированной ст. 11 Основного закона. Тем не менее свобода выезда, как производная всеобщей свободы действий, не лишена надлежащей защиты в качестве основного права (абз. 1 ст. 2 Основного закона).
- В своем решении от 20 июля 1954 г. (BVerfGE 4, 7 [15 и след.]) Федеральный Конституционный Суд оставил открытым вопрос, следует ли в качестве свободного развития личности понимать свободу действий человека в широком смысле или абзац 1 ст. 2 Основного закона ограничивается защитой минимума данной свободы действий, без которого человек вообще не может развивать заложенные в нем основы духовнонравственной личности.
а) Основной закон не может понимать под «свободным развитием личности» лишь внутреннее духовно-нравственное развитие личности, поскольку в таком случае возникает неясность, как такое внутреннее развитие может нарушить нравственный закон, права других или даже конституционный порядок свободной демократии. Именно данные ограничения, применимые к индивиду как члену общества, напротив, показывают, что в абз. 1 ст. 2 Основного закона речь идет именно о свободе действий в широком смысле.
Однако торжественная формулировка абз. 1 ст. 2 Основного закона послужила поводом для ее рассмотрения именно в свете ст. 1 Основного закона и вывода о том, что она предназначена для формирования понятия (образа) человека в смысле Основного закона. Это означает только то, что ст. 1 Основного закона действительно относится к фундаментальным конституционным принципам, которые – как все нормы Основного закона – имеют большую юридическую силу, чем абз. 1 ст. 2 Основного закона. С правовой точки зрения она является самостоятельным основным правом, обеспечивающим свободу действий человека в общем виде. Не правовые соображения, а лингвистические причины привели к тому, что законодатель заменил первоначальную редакцию «Каждый может делать или не делать того, что он хочет» на действующую редакцию […]. Очевидно, что становлению теории, согласно которой абзац 1 ст. 2 Основного закона призван защищать только внутреннюю сторону свободы личности, способствовало то обстоятельство, что во второй части предложения в качестве рамок, установленных гражданину для развития его личности, называется и конституционный порядок. Стремление к единообразному толкованию указанного понятия, которое встречается в иных положениях Основного закона, привело к тому, что конституционный порядок стали отождествлять с более узким понятием, нежели конституционно-правовой порядок. Как следствие, конституционно-правовой защите подлежит только внутренняя свобода личности, а не свобода действий человека.
Наряду с общей свободой действий, гарантированной абз. 1 ст. 2 Основного закона, Основной закон, при помощи специальных положений об основных правах, защищает свободу человеческой деятельности в определенных областях жизнедеятельности. Поскольку они, исходя из исторического опыта, оказываются наиболее подверженными посягательствам со стороны государственной власти, Конституция при помощи многоступенчатых законодательных ограничений определила ту меру, в которой возможно вмешательство в соответствующую область основных прав. Если подобные отдельные области жизнедеятельности не защищены основными правами, каждый человек при посягательстве государственной власти на его свободу может ссылаться на абз. 1 ст. 2 Основного закона. В данном случае отсутствует необходимость законодательного ограничения, поскольку из принципа ограничения свободного развития личности конституционным порядком напрямую следуют пределы возможности для государственного вмешательства.
б) Если, как указано в 2а), в абз. 1 ст. 2 Основного закона, вместе со свободным развитием личности обеспечивается свобода действий в целом, которая – если она не нарушает права иных лиц или нравственный закон – ограничена только конституционным порядком, то под ним следует понимать только общий правопорядок, учитывающий материальные и формальные нормы Конституции, т. е. правопорядок, соответствующий
Конституции. В этом смысле и Высший земельный суд по административным спорам г. Мюнстера в исходном деле обозначил конституционный порядок как «соответствующий Конституции», как «построенный в соответствии с Конституцией и находящийся в рамках Конституции правопорядок».
[…]
в) В литературе часто выдвигается возражение по поводу того, что при подобном понимании основное право, предусмотренное абз. 1 ст. 2 Основного закона, «выхолащивается», поскольку попадает в сферу общего законодательного ограничения. При этом не учитывается тот факт, что законотворчество в соответствии с Основным законом содержит более жесткие ограничения по сравнению с Веймарской Конституцией 1919 г. В те времена не только многочисленные основные права существовали «впустую» ввиду общего законодательного ограничения, в которое, однако, вписывался, по сути, любой закон, принятый конституционным образом. Законодатель мог в любое время преодолеть в отдельном случае установленный конституционно-правовой барьер, приняв закон конституционным большинством. В отличие от этого Основной закон установил основанный на ценностях порядок, ограничивающий государственную власть. Данный порядок должен обеспечивать самостоятельность, ответственность за свое поведение и человеческое достоинство в правовом государстве (BVerfGE 2, 1 [12 и далее]; 5, 85 [204 и след.]). Высшие принципы данного основанного на ценностях порядка защищены от изменений Конституции (абз. 3 ст. 1, ст. 20, 79 Основного закона). Подрыв Конституции исключен; Федеральный Конституционный Суд осуществляет надзор за тем, чтобы законодатель не выходил за рамки, предусмотренные Конституцией. Законы не считаются «конституционными» только потому, что были приняты с соблюдением формальной процедуры. Они должны и с материально-правовой точки зрения не только находиться в соответствии с высшими основными ценностями свободного демократического основного порядка как конституционно-правового ценностного порядка, но также соответствовать элементарным неписаным конституционным принципам и основным решениям по Основному закону, и прежде всего принципу правового и социального государства. Поэтому законы, прежде всего, не должны нарушать человеческое достоинство, которое относится в Основном законе к наивысшей ценности, но также и не ограничивать духовную, политическую и экономическую свободу человека в той степени, в какой затрагивается ее сущностное содержание (абз. 2 ст. 19, абз. 3 ст. 1, абз. 1 ст. 2 Основного закона). Отсюда следует, что за отдельным гражданином сохраняется сфера его частной жизни, т. е. последняя неприкосновенная область свободы человека, укрытая от вмешательства государственной власти. Закон, который посягал бы на нее, никогда не мог бы являться составной частью «конституционного порядка»; Федеральный Конституционный Суд должен был бы признать его недействительным.
Из сказанного выше следует, что правовая норма только тогда становится составной частью «конституционного порядка», если она удовлетворяет всем указанным требованиям и, тем самым, правомерно ограничивает область общей свободы действий гражданина. С точки зрения процессуального права это означает: каждый человек может посредством подачи конституционной жалобы указать на то, что закон, ограничивающий его свободу действий, не относится к конституционному порядку, поскольку указанный закон (формально или по содержанию) нарушает отдельные нормы Конституции или общие конституционные принципы; и нарушает, соответственно, основное право заявителя, предусмотренное абз. 1 ст. 2 Основного закона.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.