10. BVerfGE 21, 362
(Sozialversicherungstrager / Организации социального страхования)
- Юридические лица публичного права основными правами в принципе не обладают, если они выполняют публичные функции; поэтому они не могут прибегать к такому способу правовой защиты, как конституционная жалоба.
[…]
Решение Первого Сената от 2 мая 1967 г.
— 1 BvR578/63 —
по делу о конституционной жалобе Управления социального страхования Земли Вестфалия […]
ОСНОВАНИЯ
[…]
B.
[…]
II.
[…]
1. […]
Заявителем жалобы является […] правоспособное учреждение публичного права из сферы так называемого опосредованного государственного управления. Следовательно, его способность иметь основные права определяется нормой абз. 3 ст. 19 Основного закона.
2. а) В соответствии с абз. 3 ст. 19 Основного закона основными правами обладают, в том числе, национальные юридические лица, если такие права по своей природе применимы к ним. Формулировка данного положения указывает на то, что в целом следует исходить из принципиальной способности юридического лица иметь основные права, а затем в каждом конкретном случае проверять, применимо ли отдельное основное право, о нарушении которого заявлено в конституционной жалобе, по своей природе к заявителю жалобы. Такой подход применял в целом Федеральный Конституционный Суд при проверке способности национальных юридических лиц частного права иметь основные права и во многих случаях признавал основные права применимыми, в том числе и указанные в настоящей жалобе основные права, вытекающие из положений абз. 1 ст. 3 и ст. 14 Основного закона (см. BVerfGE 3, 383 [390]; 4, 7 [12 и 17]).
б) Указанный подход и полученные на его основе результаты не могут быть просто перенесены на национальные юридические лица публичного права. Несмотря на то что в абз. 3 ст. 19 Основного закона речь идет о «юридических лицах», это не предполагает уравнивания юридических лиц публичного и частного права. Напротив, «характер основных прав», который в соответствии с содержанием данного положения имеет решающее значение, изначально ведет к существенному различию между этими двумя группами.
В основе ценностной системы основных прав лежат достоинство и свобода отдельного человека как физического лица. Основные права должны, в первую очередь, защищать сферу свободы отдельного человека от вмешательства со стороны государственной власти и одновременно обеспечивать условия для его свободного активного участия в общественных делах. Именно отталкиваясь от этого исходного пункта, и следует толковать и применять положения абз. 3 ст. 19 Основного закона. Они оправдывают включение юридических лиц в сферу защиты основных прав только тогда, когда их создание и деятельность являются выражением свободного развития физических лиц, в особенности, когда «вмешательство» по отношению к людям, стоящим за этими юридическими лицами, позволяет считать такое включение обоснованным или необходимым.
в) Кроме того, существуют принципиальные сомнения в том, чтобы распространить конституционную правоспособность на юридические лица публичного права в сфере выполнения общественных задач. Если основные права затрагивают отношения отдельного гражданина и публичной власти, то это несовместимо с тем, чтобы само государство выступало носителем или пользователем основных прав; оно не может быть одновременно и адресатом, и обладателем основных прав (см. BVerfGE 15, 256 [262]).
Данная точка зрения применима не только к тем случаям, когда государство выступает через свои институты непосредственно как государственная власть на федеральном или региональном уровне, но, в принципе, и тогда, когда оно выполняет свои задачи при помощи самостоятельного правового образования.
[…]
- Если основные права и такое предназначенное для их защиты правовое средство, как конституционная жалоба, в принципе не применимы по отношению к юридическим лицам публичного права, когда они выполняют общественные задачи, то должны действовать иные правила, когда в порядке исключения соответствующий субъект права непосредственно относится к той сфере жизни, которая защищена основными правами. По этой причине Федеральный Конституционный Суд признал за университетами и факультетами – даже независимо от их правоспособности – способность иметь основные права применительно к основному праву, установленному предл. 1 абз. 3 ст. 5 Основного закона (см. BVerfGE 15, 256 [262]); сама формулировка этой нормы делает очевидным ее распространение на те институты, которым, прежде всего, вверены наука, исследования и преподавание. Аналогичным образом представляется признание определенных основных прав за церковью и другими религиозными организациями, имеющими статус корпорации публичного права.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.