ПРАВИЛА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Официальное Печатное Издание Valstybės žinios, 2004, No. 38-1237
Официальное Печатное Издание Valstybės žinios, 2007, No. 100-4082
Официальное Печатное Издание Valstybės žinios, 2008, No. 139-5513
Официальное Печатное Издание Valstybės žinios, 2009, No. 34-1303

Одобрено Конституционным Судом
решением от 5 марта 2004
(редакция от 18 сентября 2007, редакция от 26 ноября 2008,
редакция от 25 марта 2009)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Задачи, полномочия и порядок работы Конституционного Суда (именуемый в дальнейшем Суд) устанавливаются Конституцией и Законом о Конституционном Суде.
  2. Согласно Статье 3 Закона о Конституционном Суде, внутренние вопросы Конституционного Суда, правила профессионального поведения судей, структура судебного аппарата, канцелярская работа и другие вопросы должны регулироваться Правилами Конституционного Суда.
  3. Правила Конституционного Суда одобряются и изменяются решением Конституционного Суда, принятым большинством в 2/3 голосов всех судей Конституционного Суда.
    РАЗДЕЛ II.
    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
    ЧАСТЬ I.
    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  4. Рабочие часы судей Конституционного Суда не нормированы. При необходимости, судьи могут работать во время выходных.
  5. Судебные заседания проходят в рабочие дни с 9 часов, если Конституционный Суд или Председатель Конституционного Суда не принимает решение об ином.
  6. В ходе подготовки конституционных судебных заседаний некоторое время предоставляет для индивидуальной работы судьи – подготовки дел, переданных ему для судебного рассмотрения, и ознакомления с материалами, поданными для рассмотрения на обычном судебном заседании.
  7. Обычно судьи Конституционного Суда занимаются образовательной и творческой работой помимо работы в Суде. Ни в коем случае образовательная и творческая работа не может осуществляться во время, назначенное для заседаний Суда.
  8. Деятельность судьи, несвязанная с должностью судьи, не должна препятствовать судье выполнять свои прямые обязанности в Суде.
  9. Судьи Конституционного Суда, с учетом возможностей Конституционного Суда, участвуют в международных конференциях, семинарах и других профессиональных мероприятиях, знакомятся с опытом институтов конституционного пересмотра других государств и международных институтов подобной природы.
    ЧАСТЬ II
    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  10. На организационных заседаниях рассматриваются и решаются вопросы относительно организации работы Конституционного Суда, структуры аппарата (именуемого в дальнейшем судебный аппарат) и компетенции Суда. На организационных заседаниях также рассматривается проект бюджет Конституционного Суда на новый финансовый год, одобряется смета расходов Конституционного Суда на финансовый год и рассматриваются другие вопросы, необходимые для обеспечения деятельности Суда.
  11. Вопросы для рассмотрения на заседании предлагаются Председателем Конституционного Суда и судьями. Повестка дня одобряется Конституционным Судом.
  12. По решению Председателя Конституционного Суда или Суда, на организационные заседания могут вызываться государственные служащие и работники Суда, ученые, специалисты и другие лица.
  13. По решению Конституционного Суда, на организационном заседании может вестись протокол.
  14. Если необходимо рассмотреть определенные вопросы или подготовить их для рассмотрения, Конституционный Суд может создавать временные комиссии или рабочие группы.
    ЧАСТЬ III
    ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  15. На процессуальных заседаниях рассматриваются несогласия между судьей и Председателем Конституционного Суда относительно приема заявлений, все дела отказа в приеме заявлений и вопросы подготовки, объединения, разделения дел вместе с другими вопросами подготовки судебного слушания.
  16. После вызова Председателем Конституционного Суда, в процессуальном заседании могут участвовать государственные служащие и работники Суда, ученые, специалисты и другие лица. После разрешения Председателя заседания, им может предоставляться право выступления.
  17. Во время процессуальных заседаний должен вестись протокол. Протокол указывает дату заседания, номер протокола, судей и других лиц, участвующих в заседании, повестку дня, выступающих по определенным вопросам и одобренное решение. Проект протокола готовится для подписания не позднее, чем на второй рабочий день после заседания.
  18. Протокол процессуального заседания подписывается Председателем заседания и секретарем судебных слушаний.

ЧАСТЬ IV
СУДЕБНЫЕ СЛУШАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

  1. На судебных слушаниях рассматриваются дела конституционного характера на основании прошений и ходатайств, принятых Конституционным Судом, а также прошений о толковании постановлений, принятых Конституционным Судом.
  2. Судебные слушания должны проводиться в порядке, установленном Законом о Конституционном Суде.
    ЧАСТЬ V
    ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАСЕДАНИЙ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ НА ЗАСЕДАНИЯХ
  3. Организационные и процессуальные заседания должны либо созываться Председателем Конституционного Суда, либо проводиться во время, установленное Конституционным Судом.
  4. Судья, неспособный участвовать в заседаниях по уважительной причине, должен сообщить об этом Председателю Конституционного Суда в кратчайшие сроки. Судья, неспособный участвовать в заседании, может в письменной форме выразить свое мнение по вопросам, рассматриваемым на заседании, которое должно оглашаться на заседании.
  5. Заседания возглавляются Председателем Конституционного Суда или, в случае его отсутствия, судьей, исполняющим его обязанности.
  6. В начале заседания Председатель заседания предоставляет повестку дня заседания. Судьи имеют право предлагать изменения или дополнения в повестку дня.
  7. Пункты повестки дня рассматриваются по очереди. По общему согласию Суд может изменять последовательность рассмотрения пунктов.
  8. Председатель заседания представляет каждый пункт повестки дня и дает слово докладчику. После выступления докладчика ему могут задаваться вопросы.
  9. Обычно слово предоставляется или вопросы задаются по очереди. Лицо может получить право выступления вне очереди только по разрешению Председателя заседания. Преимущество внеочередного выступления должно предоставляться докладчику.
  10. Обычно проект решения относительно рассматриваемого вопроса повестки дня представляется либо докладчиком, либо Председателем заседания. Судьи могут представлять альтернативные проекты решений.
  11. После окончания обсуждения Председатель заседания может сформулировать основные тезисы и заключения, и если необходимо – альтернативы оп обсуждаемому вопросу.
  12. Решения по вопросам, рассматриваемым на заседании, должно приниматься большинством голосов, по крайней мере, половины судей, участвующих в заседании. Председатель заседания считает голоса «за» и голоса «против». В случае равенства голосов, голос Председателя слушания имеет решающее значение.
  13. На заседании могут приниматься устные или письменные решения. В письменном решении указывается дата заседания, судьи, участвующие в заседании, обсуждаемый вопрос, и при необходимости – обоснование решения и принятое решение. Письменное решение Суда подписывается всеми судьями, участвующими в заседании.
  14. Обычно на организационных заседаниях принимаются устные решения. По решению Суда, на организационных заседаниях также могут приниматься письменные решения.
  15. Судья, который не участвовал в заседании, информируется о решении, принятом Судом.
  16. По решению Суда, о принятом решении информируются государственные служащие и работники Суда, другие государственные институты и/или должностные лица и СМИ.
    РАЗДЕЛ III. ЭТИКА СУДЕЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)
  17. Судья должен исполнять Конституцию и подчиняться только Конституции и законам, которые ей не противоречат.
  18. Судья пользуется независимостью, предоставленной ему Конституцией. Находясь на должности, судьи независимы от любых других государственных или муниципальных институтов, их должностных лиц, частных лиц или организаций, политических партий, общества и СМИ. Независимость должна помогать судьям.
  19. Судья должен охранять честь и престиж своей профессии и не может права и достоинство человека. Судья должен вести себя так, чтобы не унижать звание судьи.
  20. Находясь на должности, судья не может выражать свою точку зрения в отношении пола, расы, национальности, языка, происхождения, верований, убеждений или взглядов, сексуальной ориентации или социального статуса лица, на основании которых лица дискриминируются или им предоставляются привилегии.
  21. Находясь на должности, судья должен быть беспристрастным. Заслушивая лиц, участвующих в разбирательстве, судья должен демонстрировать к ним равное отношение, тем не менее, должен быть жестким с нарушителями порядка. Судья должен избегать разговоров с участниками разбирательства по делу за пределами судебного разбирательства, кроме случаев, когда судья вызывает участников на разбирательство в суд и допрашивает их в ходе подготовки дела к судебному слушанию. Судья, рассматривая дела, не должен поддаваться влиянию институтов власти или управления, должностных лиц, СМИ, общества и отдельных граждан.
  22. Судья должен тщательно изучать рассматриваемое дело по существу, избегать поспешности и поверхностности, он не должен оттягивать процесс подготовки и рассмотрения дела. Судья уделяет большое внимание культуре разбирательства, использованию языка, он исполнительный и пунктуальный. Во время судебных слушаний судья официальный, корректный, терпеливый и вежливый.
  23. Судья не имеет права публично выражать свое мнение по существу дела, которые находится на рассмотрении или было принято на рассмотрение в Конституционном Суде.
  24. Судья не раскрывает конфиденциальную информацию, полученную в ходе подготовки и рассмотрения дел, и хранит тайну совещательной комнаты.
  25. Судья не может принимать подарки и другие знаки внимания, а также не может принимать другие услуги, если они оказываются или кажется, что оказываются для оказания влияния на ход рассматриваемого дела, на его принятие к рассмотрению или на решение по делу.
  26. Судья не может занимать любую другую выборную или назначаемую должность, не может работать в любых торговых, коммерческих или других частных учреждениях и предприятиях, кроме случаев образовательной или творческой работы. Административные должности в образовательных, научных или творческих учреждениях несовместимы с должностью судьи. Кроме этого, он может получать только вознаграждение, предусмотренную для судьи, и оплату за образовательную или творческую деятельность. Судья не может выступать в качестве адвоката защиты или представителя любого другого предприятия, учреждения, организации или лица.
  27. Судья не может участвовать в деятельности политических партий и других политических организаций. Судья не может публично выражать свои политические убеждения и вовлекаться в политические действия.
  28. Судьи солидарны в защите своих коллег от необоснованной критики.
    РАЗДЕЛ IV. АППАРАТ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
    ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  29. Согласно Статье 86 Закона о Конституционном Суде, Конституционный Суд имеет аппарат, который обеспечивает конторское, информационное, экономическое, финансовое и техническое обслуживание Конституционного Суда, который выполняет задачи судей, связанные с выполнением функций Суда и в случае необходимости оказывает организационное содействие судье.
  30. Структура и положения аппарата Конституционного Суда должны одобряться Конституционным Судом.
  31. Должна быть установлена следующая структура аппарата Конституционного Суда:
    49.1. Главный Секретарь;
    49.2. Заместитель Главного Секретаря;
    49.3. советники Председателя;
    49.4. помощники Председателя;
    49.5. Секретариат Председателя;
    49.6. Правовой Департамент;
    49.7. Отдел Информации и Технологии; Библиотека Конституционного Суда должны быть его частью;
    49.8. Общий Отдел;
    49.9. Финансовый Отдел;
    49.10. Хозяйственный Отдел.
  32. Настоящие Правила определяют основные функции структурных подразделений, а также служащих и работников Суда, чья деятельность напрямую связана с выполнением функций Конституционного Суда.
  33. Аппарат Конституционного Суда, в общем, возглавляется Председателем Конституционного Суда. Выполняя функции общего руководства, Председатель Конституционного Суда: предлагает структуру аппарата Конституционного Суда в Конституционный Суд для одобрения; в порядке, установленном законами, назначает и смещает с должности Главного Секретаря Конституционного Суда, в порядке, установленном правовыми актами, принимает решения о приеме на работу и увольнении работников; одобряет описание и список должностей государственных служащих, которые работают в Конституционном Суде; рассматривает приказы относительно вопросов работы аппарата и других внутренних вопросов; управляет средствами, предусмотренными для Конституционного Суда; выполняет другие административные функции, предусмотренные для него законами.
    ЧАСТЬ II.
    ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  34. Аппарат Конституционного Суда напрямую возглавляется Главным Секретарем Конституционного Суда. Он должен подчиняться Председателю Конституционного Суда. Если Главный Секретарь не способен выполнять свои обязанности или если он отсутствует, его замещает Заместитель Главного Секретаря. Если Заместитель Главного Секретаря не способен выполнять свои обязанности или если он отсутствует, Председатель Конституционного Суда может назначить другого государственного служащего Конституционного Суда на эту должность (или для исполнения обязанностей).
  35. Главный Секретарь Конституционного Суда:
    53.1. организовывает работу аппарата Конституционного Суда;
    53.2. в порядке, установленном законами, назначает и снимает с должности государственных служащих Конституционного Суда, и по назначению Председателя Конституционного Суда других работников Суда, а также выполняет другие функции, предусмотренные для него Законом о Государственной Службе в сфере управления персоналом;
    53.3. обеспечивает соблюдение государственными служащими и работниками аппарата Конституционного Суда рабочей дисциплины, законов и других правовых актов;
    53.4. принимая во внимание мнение Председателя Конституционного Суда, в порядке, установленном законом, принимает решения об установлении официальной заработной платы, доплат и единоразовых материальных выплат государственным служащим судебного аппарата; в порядке, установленном законом, принимает решения об установлении официальной заработной платы, доплат и единоразовых материальных выплат работникам судебного аппарата, которые работают по трудовому контракту, а также решения об их мотивации и выплаты вознаграждения;
    53.5. в порядке, установленном правовыми актами, налагает официальные наказания на государственных служащих судебного аппарата и дисциплинарные наказания на работников, которые работают по трудовому контракту;
    53.6. готовить график отпусков государственных служащих и работников судебного аппарата и подписывает приказы о предоставлении государственным служащим и работникам судебного аппарата отпуска;
    53.7. подписывает официальные документы по вопросам организационной и экономической работы;
    53.8. после назначения Председателя Конституционного Суда, управляет средствами, выделенными для Конституционного Суда, и подписывает соответствующие финансовые документы; заключает соглашения купли-продажи и предоставления услуг, а также другие соглашения, сумма которых не превышают сумму, определенную Председателем Конституционного Суда;
    53.9. занимается организацией конференций, семинаров, встреч и других событий Конституционного Суда;
    53.10. организовывает подготовку публикаций Конституционного Суда для печати;
    53.11. в случае необходимости готовит и подает официальные документы Председателю Конституционного Суда по финансовым вопросам;
    53.12. готовит проекты приказов Председателя Конституционного Суда по вопросам организации работы судебного аппарата;
    53.13. контролирует надлежащее и своевременное выполнение приказов и задач Председателя Конституционного Суда, а также задач судей;
    53.14. хранит гербовую печать Конституционного Суда и применяет ее в установленном порядке.
  36. Главный Секретарь Конституционного Суда рассматривает письма и документы от институтов, учреждений и организаций, а также юридических и физических лиц, рассмотрение которых не относится к компетенции Конституционного Суда; отвечать на эти письма и документы должен Главный Секретарь или, по его инструкции, другой государственный служащий Суда.
  37. Заместитель Главного Секретаря организовывает и координирует работу в сферах деятельности, переданных ему.
    ЧАСТЬ III.
    СОВЕТНИКИ И ПОМОЩНИКИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  38. Советник Председателя Конституционного Суда предоставляет научное и организационное содействие Конституционному Суду и Председателю Конституционного Суда в подготовке материалов для рассмотрения дел, оценивает и обобщает в аналитическом порядке вопросы, рассматриваемые в делах, предоставляет обоснованные предложения относительно постановлений, решений и заключений, подготовленных Конституционным Судом, и выполняет другие задачи Председателя Конституционного Суда.
  39. Помощник Председателя Конституционного Суда предоставляет содействие Председателю Конституционного Суда, когда последний выполняет свои обязанности в качестве судьи, который готовит дело для судебного слушания. Помощник Председателя Конституционного Суда готовит проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда, которые необходимы для работы Суда, а также проекты документов, посредством которых реализуются процессуальные права Председателя Конституционного Суда; сообщает обществу о деятельности Конституционного Суда и выполняет другие задачи Председателя Конституционного Суда.
  40. Советники и помощники Председателя Конституционного Суда являются государственными служащими. Они назначаются и снимаются с должности в порядке, установленном законом.
    ЧАСТЬ IV. ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ
  41. Правовой Департамент состоит из Начальника Правового Департамента, помощников судьи, других государственных служащих и работников; эти лица назначаются и снимаются с должности в порядке, установленном законами.
  42. Помощники судьи подчиняются Начальнику Правового Департамента; они также выполняют задачи судьи.
  43. Правовой Департамент:
    61.1. помогает судьям в подготовке дел для судебные слушания, готовит проекты документов Суда;
    61.2. под надзором судьи, собирает и обобщает информацию и другие материалы, делает обзоры и сводный анализ научной литературы и судебной практики, который необходим для подготовки дел судебного рассмотрения и выполнения других функций Конституционного Суда;
    61.3. предоставляет систематическое обобщение доктрины, представленной в постановлениях, решениях и заключениях Конституционного Суда;
    61.4. систематически не реже, чем раз в месяц, готовит обзоры решений Европейского Суда по правам человека, Суда Европейских Сообществ, других международных судов, а также обзоры постановлений Конституционных Судов других государств;
    61.5. собирает и систематизирует материал общего характера, а также правовые акты, обзоры литературы, которые были собраны в ходе подготовки дел для судебного расследования;
    61.6. участвует в подготовке сборников (публикаций) Конституционного Суда.
  44. Государственные служащие Библиотеки Конституционного Суда, после передачи задачи Начальника Правового Департамента и судьи, выполняют поиск правовой и другой литературы по указанным темам и предоставляют список литературы, связанной с конституционными судебными делами.
    ЧАСТЬ V. ОБЩИЙ ОТДЕЛ
  45. Общий Отдел судебного аппарата регистрирует и занимается прошениями и ходатайствам, полученными Конституционным Судом, делами, отправленными судами, другими полученными документами, письмами и документами от физических и юридических лиц, а также внутренними документами Конституционного Суда.
  46. Общий Отдел, ведущий номенклатуру дел, одобренных согласно установленной процедуре, занимается и хранит рассматриваемые дела, а также архив Конституционного Суда.
  47. Общий Отдел вносит основные данные прошений и ходатайств в базу данных информационной системы Конституционного Суда, и не реже, чем раз в месяц он готовит статистические данные о полученных прошениях, ходатайствах и рассматриваемых делах и опубликовывает эти данные на сайте Конституционного Суда.
  48. Общий Отдел выполняет функции кадровой службы Конституционного Суда.
  49. Начальник Общего Отдела принимает посетителей Конституционного Суда и предоставляет им информацию. При необходимости, начальник Общего Отдела направляет посетителей к Главному Секретарю Конституционного Суда или Председателю Конституционного Суда, по их предварительному согласию.
  50. Посетители Конституционного Суда принимаются и получают информацию в порядке, установленной правовыми актами.
    ЧАСТЬ VI. СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНЫХ СЛУШАНИЙ
  51. Ход судебного слушания, а также все отдельные процессуальные действия, выполняемые за пределами слушания, заносятся в протокол.
  52. Согласно требованиям Статьи 52 Закона о Конституционном Суде, протокол ведется секретарем судебных слушаний или другим государственным служащим судебного аппарата, уполномоченным Главным Секретарем Конституционного Суда.
  53. Во время судебных слушаний секретарь судебных слушаний носит специальную одежду, модель которой одобрена Конституционным Судом.
    ЧАСТЬ VII. СУДЕБНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
  54. Во время слушания Конституционного Суда порядок в зале судебных заседаний поддерживается судебным секретарем. Когда судья входят и покидают зал судебных заседаний, он объявляет: “Всем встать!”
  55. Требования Судебного секретаря о подержании порядка или выполнении требований Председателя слушания обязательны для участников разбирательства лиц в зале судебных заседаний.
  56. Если во время судебного слушания лица, участвующие в нем, нарушают порядок и не выполняют требования Председателя слушания или судебного секретаря, судебный секретарь, по инструкции Председателя слушания, приглашает полицию, чтобы удалить нарушителей из зала судебных заседаний.
  57. Во время судебных слушаний судебный секретарь носит специальную одежду, модель которой одобрена Конституционным Судом.
    РАЗДЕЛ V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  58. Конституционный Суд является полноправным членов Конференции Европейских Конституционных Судов и выполняет обязанности, возникающие из членства.
  59. Конституционный Суд поддерживает официальные отношения с Конституционными Судами других государств, другими высшими судебными институтами, а также с международными судами и соответствующими международными организациями. С этой целью, Конституционный Суд организовывает конференции, семинары и другие профессиональные события, приглашает судей и служащих институтов конституционного пересмотра других государств для обмена опытом.
  60. Судьи и служащие Конституционного Суда посещают события Конституционных Судов и других учреждений иностранных государств, а также международных институтов, которые связаны с рассмотрением вопросов конституционной юриспруденции. Вопросы служебных поездок судей, государственных служащих и работников Конституционного Суда решаются Председателем Конституционного Суда.
  61. Главный Секретарь Конституционного Суда и Секретариат Председателя организуют зарубежные поездки Председателя и судей Конституционного Суда, государственных служащих и работников, а также прием делегаций и гостей из иностранных государств Конституционного Суда.
    РАЗДЕЛ VI
    ЗАЯВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
    ЧАСТЬ I
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  62. Заявления в Конституционный Суд состоят из прошений и ходатайств.
  63. Прошения подаются:
    81.1. с требованием рассмотреть соответствие конституционных законов Конституции;
    81.2. с требованием рассмотреть соответствие законов Конституции и конституционным законам;
    81.3. с требованием рассмотреть соответствие подзаконных правовых актов, принятых Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам;
    81.4. с требованием рассмотреть соответствие актов Президента Республики Конституции, конституционным законам и законам;
    81.5. с требованием рассмотреть соответствие актов Правительства Конституции, конституционным законам и законам;
    81.6. с требованием о толковании постановления Конституционного Суда.
  64. Ходатайствa подаются с требованием предоставить заключение относительно того:
    82.1. были ли нарушения законов о выборах во время выборов Президента Республики и членов Сейма;
    82.2. позволяет состояние здоровья Президента Республики занимать его должность;
    82.3. не противоречат ли международные соглашения Литовской Республики Конституции;
    82.4. противоречат ли конкретные действия членов Сейма и государственных должностных лиц, против которых была возбуждена процедура импичмента, Конституции.
  65. Согласно Конституции, получив заявление учреждений, указанных в Статье 106 Конституции, Конституционный Суд имеет полномочия и должен провести рассмотрение и принять решение о соответствии конституционного закона и любого закона Конституции, о соответствии любого подзаконного акта, принятого Сеймом, любого акта Президента Республики или любого акта Правительства Конституции, конституционным законам и законам, не зависимо от того, имеет ли правовой акт гриф секретности или другие отметки.
  66. Направляя запрос о рассмотрении соответствия конституционного закона Конституции, соответствии закона Конституции и конституционным законам, соответствии подзаконного правового акта, принятого Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам, соответствии акта Президента Республики Конституции, конституционным законам и законам, соответствии акта Правительства Конституции, конституционным законам и законам, Сейм обращается в Конституционный Суд посредством резолюции. Основания прошения указываются в резолюции Сейма (приложении к ней) или дополнительных документах к резолюции Сейма.
    Направляя запрос о толковании постановления Конституционного Суда, Сейм обращается в Конституционный Суд посредством резолюции. Основания прошения указываются в резолюции Сейма (приложении к ней) или дополнительных документах к резолюции Сейма.
  67. Положение о том, что 1/5 всех членов Сейма могут обращаться в Конституционный Суд, закреплено в Параграфах 1, 2 и 3 Статьи 106 Конституции. Указанная группа “1/5 всех членов Сейма” состоит не менее, чем из 29 членов Сейма.
  68. Прошение группы членов Сейма должны подписывать все члены Сейма, которые обращаются с прошением, и имена (или первая буква имени и фамилии) и фамилии должны четко указываться. Список членов Сейма, подписавших прошение, должен быть разборчивым, аккуратным, не может содержать необъяснимые перечеркивания или исправления.
  69. Спикер Сейма или его Заместитель, заверяя своей подписью подписи членов Сейма, указывает количество заверенных подписей и дату заверения.
  70. Направляя запрос о рассмотрении соответствия конституционного закона Конституции, соответствия закона Конституции и конституционным законам, соответствия подзаконного правового акта, принятого Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам, и направляя запрос о толковании постановления Конституционного Суда, Правительство обращается в Конституционный Суд посредством резолюции. Основания прошения указываются в резолюции Правительства резолюции (приложении к ней) или дополнительных документах к резолюции Правительства.
  71. Направляя запрос о рассмотрении соответствия актов Правительства Конституции, конституционным законам и законам и направляя запрос о толковании постановления Конституционного Суда, Президент Республики обращается в Конституционный Суд посредством указа. Основания прошения указываются в указе (приложении к нему) или дополнительных документах к указу.
  72. Направляя запрос о рассмотрении соответствия конституционного закона Конституции, соответствия закона Конституции и конституционным законам, соответствия подзаконных правовых актов, принятых Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам, соответствия акта Президента Республики Конституции, конституционным законам и законам, соответствия актов Правительства Конституции, конституционным законам и законам, Верховный Суд Литвы, Апелляционный Суд Литвы, региональные и местные суды, Верховный Административный Суд Литвы и региональные административные суды обращаются в Конституционный Суд посредством постановления.
  73. С ходатайством о заключении по всем вопросам, указанным в Статье 73 Закона о Конституционном Суде, Сейм обращается в Конституционный Суд посредством резолюции.
    Заключения специальной комиссии, созданной Сеймом для рассмотрения обоснованности обвинений, выдвинутых против членов Сейма или государственных должностных лиц, а также документы, являющиеся основанием для этого заключения, и другие материалы прилагаются к резолюции Сейма о ходатайстве относительно соответствия конкретных действий указанных лиц, против которых возбуждено дело об импичменте, Конституции.
  74. Относительно соответствия международных соглашений Литовской Республики Конституции и относительно факта нарушения законов о выборах во время выборов членов Сейма, Президент Республики обращается в Конституционный Суд посредством ходатайства, закрепленного в указе Президента Республики.
  75. Постановления Конституционного Суда толкуются по запросу субъектов, указанных в Параграфе 1 Статьи 60 Закона о Конституционном Суде, а также по инициативе Конституционного Суда.
    Постановления Конституционного Суда также толкуются по запросу субъектов, которым были отправлены постановления Конституционного Суда, и если указано, что это делается согласно Параграфу 2 Статьи 60 Закона о Конституционном Суде. Инструкция об отправке постановлений согласно Параграфу 2 Статьи 60 Закона о Конституционном Суде отдается Председателем Конституционного Суда посредством издания приказа.
    Конституционный Суд не толкует свои постановления по требованию других субъектов.
  76. Согласно Статье 66 и 67 Закона о Конституционном Суде копия всего текста оспариваемого правового акта (его части) прилагается к запросу о рассмотрении соответствия конституционных законов Конституции, соответствия законов Конституции и конституционным законам, соответствия подзаконных правовых актов, принятых Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам, соответствия актов Президента Республики Конституции, конституционным законам и законам и соответствия актов Правительства Конституции, конституционным законам и законам. Текст правового акта, опубликованный в Официальном Печатном Издании “Valstybės žinios” или другом официальном источнике, должен считаться этой копией. Если оспариваемый правовой акт не был опубликован в Официальном Печатном Издании “Valstybės žinios” или другом официальном источнике, копия официального текста оспариваемого правового акта (его части), опубликованная в других источниках, должна прилагаться к прошению.
    Копия всего постановления Конституционного Суда прилагается к прошению о толковании постановления Конституционного Суда. Постановление Конституционного Суда, опубликованное в Официальном Печатном Издании “Valstybės žinios” или публикации Конституционного Суда, должно считаться подобной копией.
    Следующий текст считается копией всего текста международного соглашения, указанного в пункте 1 Параграфа 4 Статьи 76 Закона о Конституционном Суде:
    1) если международное соглашение было ратифицировано и опубликовано в Официальном Печатном Издании “Valstybės žinios” – текст международного соглашения, который был опубликован в Официальном Печатном Издании “Valstybės žinios”;
    2) если заключение о соответствии международного соглашения Конституции запрашивается до ратификации международного соглашения Сеймом – копия международного соглашения, предоставленная субъектами, указанными в Параграфе 5 Статьи 106 Конституции имеющими право на требование заключения Конституционного Суда.
  77. В своем прошении проситель должен предоставить правовое обоснование сомнений в соответствии конституционного закона, закона, подзаконного акта, принятого Сеймом, акта Президента Республики и акта Правительства Конституции, соответствии закона конституционным законам, соответствии подзаконного акта, принятого Сеймом, конституционным законам и законам и соответствии акта Президента Республики и акта Правительства конституционным законам и законам.
  78. Согласно параграфу 4 Статьи 69 Закона о Конституционном Суде, аннулирование оспариваемого правового акта является основанием для принятия решения о закрытии возбужденного правового разбирательства.
    Если обращение в Конституционный Суд направляется через суд, который рассматривает дело и у которого возникают сомнения относительно соответствия конституционных законов Конституции, соответствия законов Конституции и конституционным законам, соответствия подзаконных правовых актов, принятых Сеймом, Конституции, конституционным законам и законам, соответствия актов Президента Республики Конституции, конституционным законам и законам и соответствия актов Правительства Конституции, конституционным законам и законам, Конституционный Суд обязан рассмотреть прошение Суда, независимо от того, действует или отменен оспариваемый правовой акт.
    Если не суды, а другие субъекты, указанные в Статье 106 Конституции, обращаются в Конституционный Суд, Конституционный Суд, принимая во внимание обстоятельства дела, имеет право закрыть возбужденное правовое разбирательство.
    ЧАСТЬ II
    РЕГИСТРАЦИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ
  79. Заявления в Конституционный Суд, прошения или ходатайства, регистрируются в книге регистрации прошений о рассмотрении соответствия правовых актов Конституции или законам и ходатайств; в книгу регистрации должны вноситься дата приема, проситель и содержание прошения (ходатайства). Позже в книгу регистрации должны вноситься содержание и дата решения процессуального заседания Суда или распоряжения Председателя Конституционного Суда, номер дела, дата постановления, решение или заключение, принятое Конституционным Судом.
  80. Прошение о рассмотрении соответствия конституционного закона, закона, подзаконного акта, принятого Сеймом, акта Президента Республики, акта Правительства Конституции, соответствия подзаконного акта, принятого Сеймом, акта Президента Республики, акта Правительства конституционному закону и закону может отзываться до назначения дела для рассмотрения на судебном слушании.
  81. Прошение о толковании постановления Конституционного Суда может отзываться до назначения судебного слушания для толкования постановления Конституционного Суда.
  82. Ходатайство о предоставлении заключения может отзываться до начала рассмотрения на слушании Конституционного Суда.
  83. Председатель Конституционного Суда рассматривает распоряжение о содержании или отказе в прошении или ходатайстве, отправленное просителю и врученное судье Конституционного Суда.
    ЧАСТЬ III
    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ И ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
  84. Председатель Конституционного Суда равномерно распределяет работу между судьями согласно фамилиям судей, обычно в алфавитном порядке. Принимая во внимание особые обстоятельства, судья может получить дело согласно другой процедуре.
  85. Срок 7 дней, во время которого должен быть назначен судья Конституционного Суда для проведения предварительного расследования и который указан в Параграфе 1 Статьи 29 Закона о Конституционном Суде, рассчитывается в рабочих днях; началом этого срока является день после дня, когда Конституционный Суд получает прошение или ходатайство.
  86. Назначая одного или нескольких судей для начала предварительного расследования по заявлению, Председатель Конституционного Суда определяет периода этой работы, который обычно не превышает 10 рабочих дней. Закончив предварительное расследование, судья разрабатывает доклад.
  87. Срок 3 дней, во время которого должно проводиться предварительное расследование материала и приниматься решение о принятии прошение к рассмотрению в Конституционном Суде в ходе организационного заседания и который указан в Параграфе 1 Статьи 26 Закона о Конституционном Суде, рассчитывается в календарных днях; началом этого срока является день после дня, когда Конституционный Суд получает указ Президента Республики, в котором содержится запрос о рассмотрении соответствия акта Правительства Конституции, конституционному закону и закону или когда он получает резолюцию Сейма, в котором содержится запрос о рассмотрении соответствия конституционного закона, закона, подзаконного акта, принятого Сеймом, акта Президента Республики, акта Правительства Конституции и соответствия подзаконного акта, принятого Сеймом, акта Президента Республики, акта Правительства конституционным законам и законам.
  88. Изучая материал, переданный ему, судья также должен установить, не получил ли Конституционный Суд любые другие прошения о рассмотрении конституционности других статей (их части) того же правового акта, а также установить есть ли основания, указанные в Статье 41 Закона о Конституционном Суде, для объединения прошений в одно дело.
    ЧАСТЬ IV
    РЕШЕНИЯ ПО ПРОШЕНИЯМ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ РАССЛЕДОВАНИИ
  89. После проведения предварительного расследования и необходимых подготовительных действий, судья разрабатывает доклад с предложениями и, если он предлагает принять прошение или ходатайство или предлагает вернуть его просителю на основаниях, указанных в Статьях 70 и 81 Закона о Конституционном Суде, сообщает о нем Председателю Конституционного Суда согласно Статье 25 Закона о Конституционном Суде.
  90. Если судья считает, что существуют основания, указанные в Статьях 69 или 80 Закона о Конституционном Суде, для отклонения в рассмотрении прошения или ходатайства, он указывает это в докладе и предлагает на процессуальном заседании Конституционного Суда принять решение об отказе в рассмотрении прошения или ходатайства.
  91. Если по вопросам, указанным в пункте 107 настоящих Правил, между судьей и Председателем Конституционного Суда возникают несогласия, эти вопросы должны передаваться на процессуальное заседание Конституционного Суда для их рассмотрения и принятия решения.
  92. После проведения предварительного расследования, если существуют основания, указанные в Статье 41 Закона о Конституционном Суде, судья в своем докладе может предложить Конституционному Суду объединить прошения в одно дело.
    РАЗДЕЛ VII
    ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА И ЕГО ПОДГОТОВКА К СУДЕБНОМУ СЛУШАНИЮ
    ЧАСТЬ I
    ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА И ЕГО ПЕРЕДАЧА СУДЬЕ
  93. Дело конституционного характера возбуждает, когда Председатель Конституционного Суда издает распоряжение или когда Конституционный Суд принимает решение о принятии прошения или ходатайства и начале подготовки дела для слушания Конституционного Суда.
  94. Судья (судьи), ответственный за подготовку дела для судебного слушания, назначается распоряжением Председателя Конституционного Суда. Обычно это должен быть судья из тех, которые проводили предварительное расследование по заявлению.
  95. Распоряжение Председателя Конституционного Суда, согласно которому назначается судья для подготовки дела для судебного слушания, вручается судье, который подписывает распоряжение.
    ЧАСТЬ II
    ПОДГОТОВКА ДЕЛ ДЛЯ СУДЕБНОГО СЛУШАНИЯ
  96. В процессе подготовки дела для судебного слушания судья принимает во внимание обстоятельства конкретного дела и осуществляет действия, предусмотренные в Параграфе 2 Статьи 27 Закона о Конституционном Суде.
  97. При допросе лиц, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 5 Параграфа 1 Статьи 27 Закона о Конституционном Суде может составляться протокол. Протокол составляется секретарем заседаний или помощником судьи. Протокол подписывается судьей и лицом, которое составило протокол, а также лица, который присутствовали на допросе.
  98. Срок рассмотрения дела, указанный в Параграфе 2 Статьи 29 Закона о Конституционном Суде, по предложению судьи, который рассматривает дело, или Председателя Конституционного Суда, продлевается посредством принятия решения Конституционного Суда на процессуальном заседании Суда.
    ЧАСТЬ III
    ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕЛ
  99. Путем обоснованного решения Конституционного Суда, до начала судебного рассмотрения Конституционный Суд, по предложению судьи, который готовит дело (дела), или Председателя Конституционного Суда, может объединить два или более прошений в одно дело.
  100. По предложению судьи, который готовит дело (дела), или Председателя Конституционного Суда, посредством обоснованного решения Суд может разделить определенные прошения в отдельное дело (дела) или объединить их с другим делом.
  101. Вопросы относительно объединения дел в одно дело или их разделения решаются на процессуальном заседании Конституционного Суда.
    ЧАСТЬ IV
    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ
  102. Дела обычно рассматриваются в порядке согласно времени приема прошений или ходатайств Конституционного Суда. При необходимости, Конституционный Суд, рассмотрев тип и другие обстоятельства дела, может принять решение о рассмотрении дела раньше или позже времени.
  103. Если несколько прошений или ходатайств объединяются в одно дело, дело рассматривается согласно порядку первого дела из объединенных.
  104. Дела, возбужденные в связи с указами Президента Республики, в которых предлагается рассмотреть соответствие акта Правительства Конституции и законам, или дела, возбужденные в связи с резолюцией Сейма, в которой предлагается рассмотреть соответствие закона Литовской Республики или другого акта, принятого Сеймом, Конституции, соответствие указа Президента Республики или акта Правительства Конституции и законам могут рассматриваться раньше. Дела относительно ходатайства или толкования постановлений Конституционного Суда могут также рассматриваться раньше.
  105. Дела, возбужденные в связи с ходатайством Сейма о том, позволяет ли здоровье Президента Республики выполнять свои обязанности, или о том, соответствуют ли конкретные действия членов Сейма и государственных должностных лиц, против которых возбуждена процедура импичмента, Конституции, рассматриваются в срочном порядке.
  106. Ходатайства о возможных нарушениях законов о выборах во время выборов Президента Республики или Сейма должны направляться в Конституционный Суд в течение 3 дней после опубликования официальных результатов выборов. Началом этого периода 3 дней является день после дня объявления официальных результатов выборов согласно соответствующему закону о выборах.
  107. Началом периода 72 часов, указанного в Параграфе 3 Статьи 77 Закона о Конституционном Суде, является начало следующего часа после часа, когда ходатайство было вручено и зарегистрировано в порядке, установленном Конституционным Судом.

ЧАСТЬ V
НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЛА ДЛЯ СУДЕБНОГО СЛУШАНИЯ

  1. Вопрос назначения дела для рассмотрения на судебном слушании обсуждается на процессуальном заседании Конституционного Суда после заслушивания доклада судьи, который подготовил дело о подготовке дела для судебного слушания.
  2. Дело может быть назначено для рассмотрения на судебном слушании не ранее, чем через 7 дней после принятия решения на процессуальном заседании.
    РАЗДЕЛ VIII
    РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА НА СУДЕБНОМ СЛУШАНИИ
    ЧАСТЬ I
    ОБЪЯВЛЕНИЕ О СУДЕБНОМ СЛУШАНИИ
  3. Судебное слушание Конституционного Суда проводится во время, установленное по решению Конституционного Суда.
  4. Информация о судебных слушаниях Конституционного Суда должна объявляться в помещении и на сайте Конституционного Суда и передаваться СМИ. В пресс релизе должен указываться субъект, который обратился в Конституционный Суд, краткое содержание прошения или ходатайства, стороны дела или их представители.
    130.Сторонам дела сообщается время и место слушания Конституционного Суда посредством судебных уведомлений, а представители сторон дела информируются посредством вызовов Суда не позднее, чем за 7 дней до начала слушания. В вызове и уведомлении указывается, что отсутствие сторон на судебном слушании не является препятствием для рассмотрения дела, принятия постановления или заключения и принятия другого решения.
  5. На слушание посредством вызовов также должны вызываться свидетели, эксперты и переводчики. Последствия неявки на слушание должны указываться в вызовах.
  6. Специалисты или должностные лица вызываются на судебное слушание посредством приглашений.
  7. Вызовы, уведомления и приглашения вручаются курьером или по почте. Время, когда получателю представляются вызовы, должно указываться в доставленных вызовах и в части вызовов, которые возвращаются в Суд и на которых должна быть подпись, подтверждающая доставку вызовов.
  8. Вызовы, уведомления и приглашения подписываются Председателем Конституционного Суда.
  9. Форма вызовов, уведомлений и приглашений одобряется Конституционным Судом на организационном заседании.
    ЧАСТЬ II
    ПОРЯДОК СУДЕБНОГО СЛУШАНИЯ
  10. Судебные слушания Конституционного Суда должны проводиться в постоянном местонахождении. В зале судебных заседаний должно быть изображение государственного герба Литовской Республики, государственный флаг и специальное издание Конституции Литовской Республики.
  11. Во время судебного слушания, судьи должны быть одеты в мантии со значком судьи, описание и образец которых одобряется Конституционным Судом.
  12. В зале судебных заседаний судьи, кроме Председателя Конституционного Суда, сидят в алфавитном порядке по фамилии. Председатель Конституционного Суда сидит посередине судей.
  13. Судебное слушание возглавляется Председателем Конституционного Суда; в его отсутствие слушание должно возглавляться судьей, который временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда, и, если он тоже отсутствует – судьей, выбранным Конституционным Судом, кроме судьи-докладчика. Возглавляя судебное слушание, Председатель слушания пользуется полномочиями, указанными в Законе о Конституционном Суде.
  14. Если судья Конституционного Суда, по уважительным причинам, не может участвовать в судебном слушании, он должен немедленно сообщить об этом Председателю судебного слушания.
  15. Судебное слушание Конституционного Суда проводится в порядке, установленном Законом о Конституционном Суде. Вопросы, возникающие относительно хода слушания, решаются Судом немедленно или в совещательной комнате.
  16. На судебном слушании секретарь судебных слушаний ведет протокол слушания согласно требованиям, установленным в Статье 52 Закона о Конституционном Суде. Протокол должен завершаться в течение 2 дней после слушания или после приостановления слушания. Печатная версия протокола должна подписываться Председателем слушания Суда и секретарем судебных слушаний.
  17. Секретарь судебных слушаний может заменяться на любой стадии судебного слушания.
    ЧАСТЬ III
    РАЗРАБОТКА АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, КОТОРЫМИ ЗАВЕРШАЕТСЯ ДЕЛО
  18. Акты Конституционного Суда, которыми завершается дело – окончательные акты – принимаются в совещательной комнате.
  19. Если Конституционный Суд не принимает решение об ином, проект окончательного акта Конституционного Суда предоставляется судьей-докладчиком.
  20. Если Конституционный Суд не принимает решение об ином, проект окончательного акта Конституционного Суда обсуждается в порядке, установленном в Части V Раздела II настоящих Правил.
  21. Постановления Конституционного Суда разрабатываются с соблюдением требований, установленных в Статье 56 Закона о Конституционном Суде, и регистрируются согласно Процедуре регистрации постановлений, решений и заключения Конституционного Суда Литовской Республики, одобренной приказом Председателя Конституционного Суда.

ЧАСТЬ IV
ОБНАРОДОВАНИЕ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА,
КОТОРЫМИ ЗАВЕРШАЕТСЯ ДЕЛО, В СУДЕ

  1. Время объявления окончательного акта Конституционного Суда сообщается в помещении Конституционного Суда и на сайте Конституционного Суда, а также сообщается СМИ. В пресс релизе должен указываться субъект, который обратился в Конституционный Суд, краткое содержание прошения или ходатайства, стороны дела или их представители.
  2. Стороны дела и их представители информируются о времени объявления окончательного акта Конституционного Суда секретарем судебных слушаний.
  3. Окончательные акты Конституционного Суда всегда объявляются посредством публичного зачитывания в зале судебных заседаний. Конституционный Суд может принять решение о том, чтобы зачитать только часть акта, содержащую решение, или часть этой части.
  4. В зале судебных заседаний окончательный акт Конституционного Суда зачитывается Председателем слушания Суда или по его назначению один из судей.
  5. В ходе объявления окончательного акта Конституционного Суда применяются Правила процедуры судебного слушания, указанные в Статьях 18, 46 и 57 Закона о Конституционном Суде.
  6. После обнародования окончательного акта Конституционного Суда в зале судебных заседаний, СМИ передается уведомление об объявленном окончательном акте. Содержание обнародованного окончательного акта кратко представляется в уведомлении. Уведомление также должно размещаться на сайте Конституционного Суда.
    ЧАСТЬ V
    ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБНАРОДОВАНИЕ АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА,
    КОТОРЫМИ ЗАВЕРШАЕТСЯ ДЕЛО, И РАСПОРЯЖЕНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  7. Постановления и заключения Конституционного Суда, а также другие решения о приеме прошения или ходатайства к рассмотрению, решения об отказе в рассмотрении прошения или ходатайства, решения о закрытии дела (судебного разбирательстве), решения о толковании постановления Конституционного Суда, распоряжения Председателя Конституционного Суда по вопросам, указанным в пунктах 1 и 2 Параграфа 1 Статьи 25 Закона о Конституционном Суде, должны официально опубликовываться в отдельном разделе Официального Печатного Издания “Valstybės žinios”.
  8. В случае, указанном в Параграфе 5 Статьи 84 Закона о Конституционном Суде, акты Суда, указанные в пункте 154 настоящих Правил, обнародуются в издании Конституционного Суда и вступают в силу с даты их опубликования.
  9. Рассмотрев обстоятельства конкретного дела, Конституционный Суд может устанавливать конкретную дату официального опубликования актов Конституционного Суда, указанных в пункте 154 настоящих Правил.
  10. Акты Конституционного Суда, указанные в пункте 154 настоящих Правил, также должны опубликовываться на сайте Конституционного Суда. Это опубликование актов Суда не является их официальным опубликованием.
    ЧАСТЬ VI
    РАССЫЛКА АКТОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА О ЗАВЕРШЕНИИ ДЕЛА
  11. После объявления окончательного акта Конституционного Суда на публичном слушании Конституционного Суда, Общий Отдел Конституционного Суда, не позднее, чем через 2 дня после принятия указанных документов, рассылает их копии судьям Конституционного Суда, сторонам дела и их представителям, Сейму, Президенту Республики, Правительству, Председателю Верховного Суда Литвы, Генеральному Прокурору и Министру Юстиции.
    Председатель Конституционного Суда может издать приказ об отправке окончательного акта Конституционного Суда другим институтам, должностным лицам или граждан.
  12. Если Конституционный Суд завершает рассмотрение дела относительно прошения в суд, Общий Отдел Конституционного Суда возвращает разрешенное дело в соответствующий суд.
  13. Дела, рассматриваемые Конституционным Судом (оригинальные версии материала), хранятся в Общем Отделе Конституционного Суда.
    ЧАСТЬ VII
    ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
  14. Согласно параграфу 5 Статьи 55 Закона о Конституционном Суде, после объявления окончательного акта Конституционного Суда в зале судебных заседаний судья, который не согласен с актом, принятым Судом, имеет право выразить в письменном виде свое обоснованное особое мнение в течение трех рабочих дней после объявления соответствующего акта.
  15. Особое мнение судьи должно оформляться отдельным документом. Он должен содержать имя и фамилию судьи, дату, название акта Конституционного Суда, в отношении которого выражается особое мнение судьи, дата его принятия и аргументы особого мнения и должен быть подписан.
    В ходе разработки особого мнения судьи требования конфиденциальности совещательной комнаты Конституционного Суда, указанные в Статье 53 Закона о Конституционном Суде, не могут нарушаться.
  16. Судья должен представлять особое мнение, которое должно разрабатываться в течение установленного срока и в установленном порядке, Председателю Конституционного Суда и его копии – судьям. Председатель Конституционного Суда должен представлять обоснованное особое мнение, выраженное судьей, в течение времени, установленного в законе, в Общий Отдел Конституционного Суда.
  17. Обоснованное особое мнение судьи должно прилагаться к рассматриваемому делу; Общий Отдел Конституционного Суда должен, в течение 3 рабочих дней, сообщать в письменной форме сторонам дела об этом факте. СМИ также должны информироваться об особом мнении, представленным судьей.
  18. Особое мнение судьи должно опубликовываться на сайте Конституционного Суда.
    РАЗДЕЛ IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  19. Конституционный Суд готовит и опубликовывает сборник постановлений, заключений и решений и, при необходимости, других публикаций.
  20. Судьи Конституционного Суда, срок полномочий которых истек, получают удостоверение установленной формы и имеют право посещать Конституционный Суд без ограничений в рабочие дни.
  21. Судьи Конституционного Суда, срок полномочий которых истек, получают помещение для работы, чтобы они могли ознакомиться с делами, рассматриваемыми Конституционным Судом, и другими документами Конституционного Суда.
  22. Судьи, срок полномочий которых истек, имеют право пользоваться услугами библиотеки Конституционного Суда и получать публикации Конституционного Суда в месте заседания Конституционного Суда.
  23. По решению Конституционного Суда могут закрепляться другие права судей Конституционного Суда, срок полномочий которых истек, которые определяют отношения бывшего судьи с Конституционным Судом.