146. BVerfGE 113, 273
(Europaischer Haftbefehl / Европейский ордер на арест)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 64/2005 от 18 июля 2005 г.
Решение от 18 июля 2005 г.
— 2 BvR2236/04 –
Закон о Европейском ордере на арест является ничтожным
Второй Сенат Федерального Конституционного Суда решением от 18 июля 2005 г. признал Закон о Европейском ордере на арест ничтожным. Закон несоразмерным образом затрагивает свободу выдачи (абз. 2 ст 16 Основного закона), так как законодатель не исчерпал свободу действий, предоставленную ему Рамочным решением о Европейским ордере на арест для бережной по отношению к основным правам имплементации рамочного решения в национальное право. Кроме того, Закон о Европейском ордере на арест нарушает гарантию на обращение в суд в связи с нарушением прав (абз. 4 ст. 19 Основного закона) из-за отсутствия возможности оспаривания решения о разрешении (на выдачу). Пока законодатель не примет новый закон об исполнении предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона, выдача гражданина Германии по этой причине не представляется возможной.
В этой связи была удовлетворена конституционная жалоба заявителя, который подлежал выдаче Испании для уголовного преследования на основании Европейского ордера на арест (Сообщение для печати № 20/2005 от 24 февраля 2005 г.). Решение Высшего земельного суда и разрешение ведомства юстиции о выдаче были отменены.
Судья Бросс, который в итоге согласился с решением, судья Герхардт и госпожа судья Люббе-Вольфф приложили к решению особое мнение.
По существу решение основано на следующих выводах:
- Закон о Европейском ордере на арест нарушает предл. 1 абз. 2 ст. 16 Основного закона (запрет на выдачу), так как законодатель при имплементации рамочного решения о Европейском ордере на арест не выполнил требования квалифицированного законодательного ограничения в предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона.
Запрет на выдачу граждан Германии основан на предл. 1 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Основное право гарантирует особую связь между гражданами и соблюдаемым им правопорядком. Отношение гражданина со свободным демократическим обществом характеризуется тем, что гражданина, по общему правилу, нельзя исключить из этого общества. Защита граждан Германии от выдачи может, однако, быть ограничена законом, при наличии определенных условий, согласно предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Ограничение защиты от выдачи не является отказом государства от одной из принятых на себя основных задач. Сотрудничество в рамках «Третьей опоры» Европейского союза (сотрудничество между органами полиции и органами юстиции по уголовным делам), реализуемое в форме ограниченного взаимного признания, является, с учетом принципа субсидиарности, способом сохранения национальной идентичности и государственности в едином европейском правовом пространстве.
При принятии закона об имплементации Рамочного решения о Европейском ордере на арест законодатель был обязан обеспечить, чтобы имплементация цели Рамочного решения не повлекла несоразмерного ограничения основного права на свободу от выдачи. В частности, он должен был заботиться о том, чтобы установленные абз. 2 ст. 16 Основного закона пределы защиты были затронуты незначительно. Запрет выдачи должен гарантировать принципы правовых гарантий и защиты доверия гражданина Г ермании, который подлежит выдаче. Лицо, имеющее основные права, должно иметь гарантии, что его поведение, соответствующее в момент проявления такого поведения действующему праву, не будет в последующем квалифицировано как противоправное. Доверие к собственному правопорядку защищается особым образом в случаях, когда требование о выдаче возникло в связи с действиями, которые в значительной степени связаны со страной проживания. Если гражданин Германии совершает деяние в пределах ее юрисдикции, по общему правилу, он не должен ожидать выдачи другому государству. Иначе выглядит оценка, если деяние, в котором обвиняется лицо, которому грозит выдача, в значительной степени связано с иностранным государством. Лицо, совершившее деяния в пределах иностранной юрисдикции, должно ожидать, что оно также здесь, в Германии, будет привлечено к ответственности.
Закон о Европейском ордере на арест не удовлетворяет данному критерию. Он несоразмерным образом затрагивает свободу от выдачи. Законодатель упустил, не учел в достаточной мере при имплементации Рамочного решения особые интересы немецких граждан, защищенные основными правами, в частности, он не полностью исчерпал предоставленную рамочным правом (право, характеризующееся наличием общих норм) сферу действий. Он мог бы выбрать более щадящую в отношении основных прав имплементацию, не нарушив обязательные цели Рамочного решения. Так, Рамочное решение разрешает исполнительным органам юстиции отказать в исполнении ордера на арест, если он распространяется на преступления, совершенные на территории государства-члена, который просит о выдаче. Для подобных деяний, которые в значительной степени связаны со страной проживания, законодатель должен был предусмотреть возможность отказа в выдаче граждан Германии. Кроме того, закон об ордере на арест имеет пробел в части возможности предоставления защиты в виде отказа в выдаче по причине уголовного преследования внутри страны по тому же делу или в связи с прекращением или отказом в возбуждении уголовного дела. В этой связи законодатель должен был проверить нормы Уголовно-процессуального кодекса на предмет необходимости проверки судом решений прокуратуры об отказе от уголовного преследования применительно к возможной выдаче. Недостаток законодательного регулирования не компенсируется в достаточной мере нормами Закона о Европейском ордере на арест, которые предусматривают отбывание наказания в виде лишения свободы, назначенного за рубежом, в родном государстве. Данное регулирование, по общему правилу, является защитной мерой для собственного гражданина, но она касается только отбывания наказания, а не уголовного преследования.
- Закон о Европейском ордере на арест, исключающий право на оспаривание разрешения на выдачу государству – члену Европейского союза, нарушает тем самым абз. 4 ст. 19 Основного закона (гарантия судебной защиты в случае нарушения прав).
Закон о Европейском ордере на арест частично заимствует предусмотренные Рамочным решением основания, по которым может быть отказано в исполнении Европейского ордера на арест. При этом немецкий законодатель принял по существу решение в виде усмотрения. Дополнение разрешительного порядка выдачи указанными основаниями для отказа приводит к тому, что органы государственной власти, дающие разрешение на выдачу государству – члену Европейского союза, принимают решение не только по внешне- и общеполитическим аспектам требования о выдаче, но и должны начать процесс оценки, предметом которого является уголовное преследование в родном государстве. Дополнение разрешительного порядка выдачи дополнительными фактическими обстоятельствами, которые оцениваются по усмотрению, приводит к качественному изменению порядка выдачи согласия. Принимаемое в результате взвешивания решение служит защите основных прав и в отношении него нельзя отменять судебную проверку.
3. Закон о Европейском ордере на арест является ничтожным. Законодателю заново придется формулировать основания недопустимости выдачи граждан Германии и оформить решение о выдаче в отдельном случае как оценивающий процесс правоприменения. Кроме того, требуются изменения при оформлении решения о разрешении на выдачу и в части его допустимости.
Пока законодатель не примет новый закон об исполнении предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона, выдача гражданина Германии государству – члену Европейского союза невозможна. В остальном выдачи могут осуществляться на основании Закона о международном правовом сотрудничестве по уголовным делам (ЗМПС) в редакции до вступления в силу Закона о Европейском ордере на арест.
Об особом мнении судьи Бросс
Судья Бросс согласен с большинством Сената по результату, но не по основанию. Закон о Европейском ордере на арест уже потому ничтожен, что не учитывает принцип субсидиарности (предложение 1 абз. 1 ст. 23 Основного закона). Выдача граждан Германии может приниматься во внимание лишь в той мере, в которой невозможна реализация требования государства на уголовное преследование внутри страны по фактическим причинам в конкретном случае. Только в этом случае существует возможность для выполнения задач на уровне государств Европейского союза. Сенат недооценивает значение и последствия принципа субсидиарности и принципа соразмерности (соответствия совершенному деянию), если он считает допустимым, чтобы при уголовных преступлениях, в значительной степени связанных с иностранным государством, была предусмотрена выдача гражданина Германии без каких-либо материально-правовых ограничений. Доверие преследуемого к правопорядку защищается особым образом даже в тех случаях, когда деяние, в связи с которым предъявлено требование о выдаче, в значительной степени связано с иностранным государством. В таких случаях должны, прежде всего, проявляться обязанность государства по охране и принцип субсидиарности, и не только при совершении преступлений, в значительной степени связанных с родным государством.
Об особом мнении судьи госпожи Люббе-Вольфф
Судья Люббе-Вольфф разделяет мнение большинства Сената, что Закон о Европейском ордере на арест не в достаточной мере учитывает основные права лиц, интересы которых затрагиваются, в случае выдачи, но не соглашается с отдельными частями мотивировки, а также с высказываниями о правовых последствиях. Чтобы исключить нарушения Конституции, достаточно было бы установления нормы, в соответствии с которой для определенных, более точно обозначенных случаев не допускается выдача на основании закона до вступления в силу новых положений, соответствующих Конституции. Признание закона ничтожным, напротив, исключает выдачу на основе Европейского ордера на арест также в случаях, когда отсутствуют какие-либо противоречия с Конституцией – например, даже выдача граждан государства, предъявившего требование о выдаче, в связи с совершенными в данном государстве деяниями. Федеративная Республика Германия, таким образом, вынуждена нарушить право Европейского союза, хотя такого нарушения можно было бы избежать, не нарушая при этом конституцию. На основе требуемого высказывания о правовых последствиях в более узком смысле повторное решение Высшего земельного суда не обязательно будет в пользу заявителя. До сих пор не установлено, относится ли дело заявителя к одной из тех категорий дел, для которых нормы в Законе о Европейском ордере на арест недостаточны.
Об особом мнении судьи Герхардт
По мнению судьи Герхардт, конституционную жалобу следовало бы отклонить. Признание ничтожным Закона о Европейском ордере на арест не соответствует требованию конституционного права и права Европейского союза в части исключения, по возможности, нарушений Договора о Европейском союзе. Сенат противоречит судебной практике Суда Европейского Сообщества, подчеркнувшего принцип лояльного сотрудничества государств-членов при совместной работе в области правосудия по уголовным делам, а также для имплементации рамочных решений в своем решении по дело Пупино от 16 июня 2005 г. Уровень защиты, обеспечение которого является целью закрепленного в Основном законе запрета на выдачу, мог быть достигнут посредством Рамочного решения и Закона о Европейском ордере на арест. Европейский суд, отвечающий за толкование Рамочного решения, будет выступать против осуществления эксцессивного уголовного законодательства в одном из государств- членов. Закон о Европейском ордере на арест позволяет отказать в выдаче в тех случаях, в которых осуществление уголовного производства в иностранном государстве несоразмерно ухудшает положение лица, в отношении которого предъявлено требование о выдаче. Даже если проверка соразмерности, необходимая в соответствии с Конституцией, в законе прямо не указана, в соответствии с соответствующими разъяснениями Федерального Конституционного Суда отсутствуют основания считать, что органы государственной власти и суды пренебрегают своей само собой разумеющейся обязанностью соблюдать данное требование. Отсутствует недостаток правовой защиты.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде