§ 26. Лишение гражданства, выдача преступников, право на убежище
(Ст. 16 и ст. 16 а Основного закона)
142. BVerfGE 74, 51
(Nachfluchttatbestande /Обстоятельства, возникающие после бегства)
- Основным условием возникновения основного права на убежище в соответствии с предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона является, исходя из его состава обстоятельств, наличие причинно-следственной связи между преследованием и бегством. Распространение данного состава на случаи, когда обстоятельства возникают после бегства, допускается лишь в той мере, в которой это требуется, чтобы соответствовать смыслу и цели гарантии убежища, исходя из воли создателей Конституции к нормированию.
- При наличии субъективных обстоятельств, возникающих после бегства, которые созданы по собственной инициативе лицом, желающим получить убежище (так называемые обстоятельства, созданные после бегства самим лицом, желающим получить убежище), после того как он покинул свою родную страну, право на убежище может быть признано, как правило, только если такие обстоятельства являются проявлением или продолжением нескрываемых, твердых убеждений, которые существовали и проявились во время пребывания в родной стране.
Решение Второго Сената от 26 ноября 1986 г.
— 2 BvR 1058/85 —
[…]
ОСНОВАНИЕ
А.
Конституционная жалоба касается условий, при которых обстоятельства, созданные после бегства лицом, желающим получить убежище, влекут возникновение основного права на убежище.
[…]
Б.
[…]
I.
Заявитель конституционной жалобы (член организации Ghana Democratic Movement, созданной в изгнании) ссылается на то, что по возвращении в Г ану ему грозит преследование за обстоятельства, созданные им по собственному решению во время своего пребывания в Федеративной Республике Германия (так называемые обстоятельства, созданные после бегства самим лицом, желающим получить убежище). При подобных обстоятельствах право на убежище признается за лицом в крайне редких случаях в качестве исключения (BVerfGE 9, 174 [181]; 38, 398 [402]; 64, 46 [59 и далее]), так как основное право на убежище, предусмотренное предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона исходя из содержания предоставляемых таким правом гарантий, не распространяется по общему правилу на случаи политического преследования (угрозы политического преследования) по причине обстоятельств, созданных после бегства самим лицом, желающим получить убежище.
- Смысловое содержание нормы «преследуемые по политическим мотивам лица имеют право на убежище» нельзя определить исходя лишь из ее узкого и лапидарного толкования. […] напротив, смысловое содержание данной нормы определяется на основании общего анализа всей ситуации, с учетом, в частности, особенностей традиции регулирования данного вопроса, а также истории возникновения данной нормы.
Норма предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона по своему содержанию тесно связана с международно-правовым институтом «право на убежище». Данная норма должна была предоставить индивидуальное, субъективное право (подлежащее защите в судебном порядке), которое соответствует существовавшему в то время институту «убежища» и «предоставления убежища». При этом не существовало цели создать новый независимый правовой институт. Напротив, существующий и известный, закрепившийся в международном праве институт «права на убежище» должен был получить статус основного права лица, ищущего убежище, вместо ранее существовавшего статуса, который предполагал реализацию права на убежище по свободному усмотрению государства (в соответствии с BVerfGE 54, 341 [356]; также BVerwGE67, 184 [185]).
а) Данный правовой институт убежища, исходя из сформировавшейся в свое время практики его применения, а также известной о данном институте информации, применяется при условии наличия причинно-следственной связи между преследованием (угрозой преследования) и бегством […]
[…]
в) Установленный в предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона состав обстоятельств не противоречит гуманитарной идее, которая лежит в основе института «предоставления убежища» (в соответствии с BVerfGE 54, 341 [360]), а скорее, наоборот, полностью соответствует ей. Данная гуманитарная идея имеет целью принять и предоставить защиту тому, кто находится в безвыходном положении. Это относится к лицам, преследуемым по политическим мотивам, которые вынуждены бежать из своей родной страны или из страны пребывания, чтобы сохранить свою свободу, жизнь и физическую неприкосновенность. В отличие от этого при обстоятельствах, созданных после бегства самим лицом, желающим получить убежище, такое безвыходное положение отсутствует.
Применение для случаев создания после бегства обстоятельств самим лицом, желающим получить убежище, того же состава обстоятельств, который применяется при обычных случаях предоставления убежища, только на первый взгляд соответствует гуманитарной идее предоставления убежища. В этом случае право на убежище исказилось бы до права на иммиграцию для всех. Любой иностранец или лицо без гражданства могло бы воспользоваться гарантированным Конституцией правом пребывания в Федеративной Республике Германия даже в случае какой-нибудь безопасной провокации преследования при отсутствии опасности для лица, желающего получить убежище, в месте пребывания.
При таком расширении случаев применения состава обстоятельств, применяемых при обычных случаях предоставления убежища, гуманитарная идея предоставления убежища не утвердилась и не укрепилась бы, а потеряла бы смысл.
- Согласно данному толкованию основное право на убежище в соответствии с предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона, с учетом состава обстоятельств, возникает по общему правилу при наличии причинно-следственной связи между преследованием и бегством, вопреки мнению Федерального суда по административным спорам (BVerwGE, Решение от 15 июля 1986-9 C341.85; см. также BVerwGE55, 82 [84-86]; 68, 171 [174 и далее], с другой стороны, см. также BVerwGE69, 323 [326]), -. По своей природе право на убежище направлено на предоставление убежища и защиты лицам, скрывающимся от политического преследования.
Применение для случаев создания после бегства обстоятельств самим лицом, желающим получить убежище, того же состава обстоятельств, который применяется при обычных случаях предоставления убежища, допускается лишь в той мере, в которой оно требуется, чтобы соответствовать смыслу и цели гарантии убежища исходя из воли создателей Конституции к нормированию.
а) С этой точки зрения можно рассматривать так называемые объективные обстоятельства после бегства, возникшие в результате процессов или событий, происходящих в родной стране лица, желающего получить убежище, по не зависящим от него причинам, как обстоятельства, предоставляющие право на убежище.
[…]
б) При субъективных обстоятельствах после бегства, созданных лицом, желающим получить убежище, по собственному решению (так называемые обстоятельства, созданные после бегства самим лицом, желающим получить убежище), существует следующее самое большое ограничение:
[…] право на убежище возникает, как правило, лишь в том случае, если обстоятельства, созданные после бегства самим лицом, желающим получить убежище, являются проявлением или продолжением нескрываемых, твердых убеждений, которые существовали и проявились во время пребывания в родной стране, т. е. являются неизбежным следствием длительного и открытого образа жизни, накладывающего отпечаток на его идентичность.
Для рассматриваемой здесь группы случаев политической деятельности в изгнании и принадлежности к эмигрантской организации следует, что право на предоставление убежища не возникает. […]
в) При всем этом нельзя не учитывать, что право на предоставление убежища по смыслу предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона не является единственным правовым основанием пребывания иностранцев на территории федерации или во всяком случае для их защиты от выдворения. Если у кого-либо отсутствует основное право на убежище, не исключено, что такому лицу будет предоставлен статус «пребывания на территории ФРГ» в соответствии с правилами Закона «Об иностранцах», которые в данном случае предоставляют больше свободы для принятия решения по своему усмотрению. Именно в тех случаях, в которых – несмотря на отсутствие права на предоставление убежища – обеспечение безопасного пребывания в Федеративной Республике Германия обусловлено политическими или иными причинами, возможности обеспечения такого пребывания остаются открытыми. Против выдворения в страну, в которой лицу, просящему убежища, грозит политическое преследование, или в третье государство, которое, возможно, выдаст лицо, которое просит предоставления убежища, стране, в которой ему грозит политическое преследование, для каждого иностранца существует защита, предусмотренная условиями ст. 33 Соглашения о правовом статусе беженцев – Женевская конвенция о беженцах – от 28 июля 1951 г. (Сборник федерального законодательства.1953, II с. 559), § 14 Закона «Об иностранцах» от 28 апреля 1965 г. (Сборник федерального законодательства. I с. 353) и, возможно, ст. 3 Конвенции защиты прав человека и основных свобод – Европейская конвенция по правам человека – от 4 ноября 1950 г. (Сборник федерального законодательства. 1952, II с. 686). Данные правовые обязанности, предусмотренные законом и основанные отчасти на международном праве, разумеется, необходимо учитывать во всех случаях создания обстоятельств после бегства самим лицом, желающим получить убежище, которые являются недостаточными для возникновения права на убежище.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде