134. BVerfGE 38, 348
(Zweckentfremdung von Wohnraum / Использование жилых помещений не по назначению)
Решение Второго Сената от 4 февраля 1975 г.
— 2 BvL 5/74 —
в деле конституционно-правовой проверки ст. 6 § 1 абз. 1 предл.
1 и § 2 Закона об улучшении арендного права и ограничения роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитекторов от 4 ноября 1971 г. (BGBl. I стр. 1745) – решение Верхнего земельного суда Франкфурта-на-Майне о приостановлении производства и обращении в Федеральный Конституционный Суд от 21 января 1974 г. – 2 Ws (B) 13/74.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 и § 2 Закона об улучшении арендного права и ограничении роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитекторов от 4 ноября 1971 г. (BGBl. I стр. 1745) совместимы с Основным законом.
ОСНОВАНИЕ
А.
I.
1. […] Данная норма имеет следующую формулировку:
Статья 6
Запрет использования жилых помещений не по назначению § 1
(1) Земельные правительства уполномочены для муниципальных образований, в которых снабжение достаточным жильем по приемлемым условиям находится под особой угрозой, определить посредством правовых постановлений, что жилые помещения могут использоваться в иных целях, чем жилье, только с разрешения органа, назначенного земельным правительством. Как задачу цели проживания в смысле предл. 1 также следует рассматривать использование жилых помещений с целью предоставления их чужим лицам, в частности, с целью коммерческой сдачи комнат в наем или создания спальных мест. Разрешение не требуется для превращения жилого помещения в побочное помещение, в частности в ванную комнату.
[…]
[…]
В.
[…]
II.
Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП[1] удовлетворяет также выводимому из принципа правого государства (ср. BVerfGE 6, 32 [43]) принципу законности государственного управления.
- […] Если федеральный законодатель […] установил репрессивный запрет с оговоркой об освобождении, то он тем самым учитывает то обстоятельство, что, как правило, и компетентно оправданный запрет в отдельном случае может вступить в конфликт с принципами соразмерности и запретом чрезмерных мер, которые, будучи всеохватывающими руководящими правилами всей государственной деятельности, неизбежно вытекают из принципа правового государства (BVerfGE23, 127 [133], с дальнейшими ссылками; BVerfGE35, 382 [400 и след.]). Статья 6 ЗУлАП поэтому не требует сохранение состава жилья любой ценой, а открывает администрации возможность посредством разрешения в отдельном случае учитывать принцип соразмерности.
[…]
iii.
Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП не нарушает ст. 14 ОЗ.
Статья 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ дает законодателю поручение определить содержание и границы собственности и ставит при этом перед ним задачу осуществить социальную модель, нормативные элементы которой вытекают, с одной стороны, из признания частной собственности в ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ и, с другой стороны, из обязательного содержания ст. 14 абз. 2 ОЗ (BVerfGE 37, 132 [140], с дальнейшими ссылками). В конституционно-правовое содержание частной собственности принципиально входит полномочие на свободное распоряжение предметом собственности (BVerfGE 26, 215 [222]). Репрессивный, только снабженный возможностью освобождения, запрет использования жилых помещений не по назначению ущемляет полномочие распоряжения. Полномочие на введение в силу подобного запрета, как его предусматривает статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП, оправдывается, однако, поручением законодателя в соответствии со ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ определить содержание и границы собственности.
Конституционно-правовое требование использования частной собственности, ориентируясь на общее благо (ст. 14 абз. 2 ОЗ), охватывает требование учета интересов тех сограждан, которые зависят от использования соответствующих предметов собственности (BVerfGE 37, 132 [140]). Данная зависимость обосновывает социальную связь и особую социальную функцию данных предметов собственности. Большая часть населения, особенно в городах, не в состоянии собственными силами создать для себя жилплощадь, и потому неизбежно зависят от съемных квартир.
Общее достаточное обеспечение населения жилой площадью на приемлемых условиях служит непосредственно предоставлению необходимого жилья для отдельного человека и семьи. Если это обеспечение находится под особой угрозой, как устанавливает статья 6 § 1 абз. 1 предл. ЗУАП в качестве предпосылки вторжения органа, издающего постановления, то это означает для большого числа людей, что у них нет достаточного жилья.
Социальная связь, которая сама по себе присуща жилью, еще существенно усиливается. В подобной ситуации компетентной мерой, ориентированной на общее благо, является сохранение целевого назначения имеющегося жилья путем установления принципиального запрета на его нецелевое использование. Это, во всяком случае как здесь, имеет место при сохранении в достаточной мере достойных защиты интересов собственника. Собственник сохраняет свои доходы в размере или установленной договором арендной платы, или квартирной платы, покрывающей расходы на содержание жилища, или обычной для данной местности установленной ставки арендной платы (ср. об этом BVerfGE 37, 132 [141 и след.]), и у него есть возможность в особых случаях получить разрешение в порядке исключения. По сути, отменяется лишь возможность лиц, имеющих право на распоряжение, использовать любой шанс более выгодного использования своей собственности тотчас и в максимальном объеме. Данная возможность, при имеющемся положении недостаточного обеспечения жильем, не защищается конституционным правом.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде
[1] Закон об улучшении арендного права и ограничении роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитекторов от 4 ноября 1971 г. — Прим. ред.