134. BVerfGE 38, 348

(Zweckentfremdung von Wohnraum / Использование жилых помещений не по назначению)

Решение Второго Сената от 4 февраля 1975 г.

— 2 BvL 5/74 —

в деле конституционно-правовой проверки ст. 6 § 1 абз. 1 предл.

1 и § 2 Закона об улучшении арендного права и ограничения роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитек­торов от 4 ноября 1971 г. (BGBl. I стр. 1745) – решение Верхнего зе­мельного суда Франкфурта-на-Майне о приостановлении производ­ства и обращении в Федеральный Конституционный Суд от 21 января 1974 г. – 2 Ws (B) 13/74.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 и § 2 Закона об улучшении арендного пра­ва и ограничении роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитекторов от 4 ноября 1971 г. (BGBl. I стр. 1745) совме­стимы с Основным законом.

ОСНОВАНИЕ

А.

I.

1. […] Данная норма имеет следующую формулировку:

Статья 6

Запрет использования жилых помещений не по назначению § 1

(1) Земельные правительства уполномочены для муниципаль­ных образований, в которых снабжение достаточным жильем по приемлемым условиям находится под особой угрозой, опреде­лить посредством правовых постановлений, что жилые помещения могут использоваться в иных целях, чем жилье, только с разреше­ния органа, назначенного земельным правительством. Как зада­чу цели проживания в смысле предл. 1 также следует рассматри­вать использование жилых помещений с целью предоставления их чужим лицам, в частности, с целью коммерческой сдачи комнат в наем или создания спальных мест. Разрешение не требуется для превращения жилого помещения в побочное помещение, в частно­сти в ванную комнату.

[…]

[…]

В.

[…]

II.

Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП[1] удовлетворяет также выводимому из принципа правого государства (ср. BVerfGE 6, 32 [43]) принципу за­конности государственного управления.

  1. […] Если федеральный законодатель […] установил репрессивный запрет с оговоркой об освобождении, то он тем самым учитывает то об­стоятельство, что, как правило, и компетентно оправданный запрет в от­дельном случае может вступить в конфликт с принципами соразмерности и запретом чрезмерных мер, которые, будучи всеохватывающими руко­водящими правилами всей государственной деятельности, неизбежно вытекают из принципа правового государства (BVerfGE23, 127 [133], с дальнейшими ссылками; BVerfGE35, 382 [400 и след.]). Статья 6 ЗУлАП поэтому не требует сохранение состава жилья любой ценой, а открыва­ет администрации возможность посредством разрешения в отдельном случае учитывать принцип соразмерности.

[…]

iii.

Статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП не нарушает ст. 14 ОЗ.

Статья 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ дает законодателю поручение опреде­лить содержание и границы собственности и ставит при этом перед ним задачу осуществить социальную модель, нормативные элементы кото­рой вытекают, с одной стороны, из признания частной собственности в ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ и, с другой стороны, из обязательного содер­жания ст. 14 абз. 2 ОЗ (BVerfGE 37, 132 [140], с дальнейшими ссылками). В конституционно-правовое содержание частной собственности прин­ципиально входит полномочие на свободное распоряжение предметом собственности (BVerfGE 26, 215 [222]). Репрессивный, только снабжен­ный возможностью освобождения, запрет использования жилых поме­щений не по назначению ущемляет полномочие распоряжения. Полно­мочие на введение в силу подобного запрета, как его предусматривает статья 6 § 1 абз. 1 предл. 1 ЗУАП, оправдывается, однако, поручением законодателя в соответствии со ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ определить со­держание и границы собственности.

Конституционно-правовое требование использования частной соб­ственности, ориентируясь на общее благо (ст. 14 абз. 2 ОЗ), охватывает требование учета интересов тех сограждан, которые зависят от использо­вания соответствующих предметов собственности (BVerfGE 37, 132 [140]). Данная зависимость обосновывает социальную связь и особую социаль­ную функцию данных предметов собственности. Большая часть населе­ния, особенно в городах, не в состоянии собственными силами создать для себя жилплощадь, и потому неизбежно зависят от съемных квартир.

Общее достаточное обеспечение населения жилой площадью на прием­лемых условиях служит непосредственно предоставлению необходимого жилья для отдельного человека и семьи. Если это обеспечение находится под особой угрозой, как устанавливает статья 6 § 1 абз. 1 предл. ЗУАП в ка­честве предпосылки вторжения органа, издающего постановления, то это означает для большого числа людей, что у них нет достаточного жилья.

Социальная связь, которая сама по себе присуща жилью, еще суще­ственно усиливается. В подобной ситуации компетентной мерой, ориен­тированной на общее благо, является сохранение целевого назначения имеющегося жилья путем установления принципиального запрета на его нецелевое использование. Это, во всяком случае как здесь, имеет место при сохранении в достаточной мере достойных защиты интересов соб­ственника. Собственник сохраняет свои доходы в размере или установ­ленной договором арендной платы, или квартирной платы, покрываю­щей расходы на содержание жилища, или обычной для данной местности установленной ставки арендной платы (ср. об этом BVerfGE 37, 132 [141 и след.]), и у него есть возможность в особых случаях получить разреше­ние в порядке исключения. По сути, отменяется лишь возможность лиц, имеющих право на распоряжение, использовать любой шанс более вы­годного использования своей собственности тотчас и в максимальном объеме. Данная возможность, при имеющемся положении недостаточ­ного обеспечения жильем, не защищается конституционным правом.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде


[1] Закон об улучшении арендного права и ограничении роста арендной платы, а также регулировании услуг инженеров и архитекторов от 4 ноября 1971 г. — Прим. ред.