129. BVerfGK 13, 482

(Durchsuchung der Anwaltskanzlei / Обыск в адвокатской конторе)

Решение 3-й палаты Второго Сената от 5 мая 2008 г.

— 2 BvR 1801/06 —

ОСНОВАНИЕ

I.

Конституционная жалоба касается уголовно-процессуального обыска в помещениях адвоката, работающего защитником.

[…]

III.

[…]

  • Обыск использованных в профессиональных целях помещений втор­гается тяжким образом в основное право из ст. 13 абз. 1 ОЗ (BVerfGE 97, 228 [265]; постоянная судебная практика). Даже если подобный обыск не затрагивает непосредственно охранительную область свободы выбо­ра профессии согласно ст. 12 абз. 1 ОЗ (BVerfGE 97, 228 [253 и далее]; 113, 29 [48]), органы уголовного преследования должны учитывать размер – косвенного – ущемления профессиональной деятельности затронутого лица (BVerfGE 113, 29 [48 и далее]). Выдающееся значение профессио­нальной деятельности адвоката для правосудия и сохранения прав его мандантов (BVerfGE 44, 353 [372 и далее]; 110, 226 [251 и далее]) требу­ет особо тщательного соблюдения предпосылок вторжения и принципа соразмерности, даже если изъятие и направленный на него обыск у ад­воката, который выступает защитником по уголовным делам, не прин­ципиально исключается § 97 УПУ, если он сам является обвиняемым в возбужденном против него уголовном деле (Meyer-Goftner, StPO, 50. Aufl. 2007, § 97 Rn. 4).

Нарушение данных требований имеет место, если нельзя найти пред­метно понятные основания обыска. То, что судья по расследованиям са­мостоятельно и ответственно проверял наличие предпосылок вторжения (ср. BVerfGE 103, 142 [151 и след]), должно быть отражено в решении. Тре­буется изложение вменяемого обвиняемому поведения, выполняющего состав уголовного закона. […]

  • Оспоренное решение об обыске не удовлетворяет данным требо­ваниям.

а) Обыск в конторе и в жилище заявителя не был необходим, чтобы подтвердить подозрения в совершении преступления.

Вменяемые истцу высказывания вытекали из документа судебного дела, доступного органам расследования. Копии документов, остаю­щиеся у адвоката, не потребовались для доказательства вменяемых ему высказываний, ибо не было сомнений в том, что вменяемые ему выска­зывания действительно были сделаны истцом. Нахождение возможного оправдательного материала в документах истца также не может оправ­дать вторжение в основные права; истец мог самостоятельно предъявить такой материал в рамках своей защиты. Основания того, что истец мог сохранить документы об основаниях своих высказываний в деле в своем частном жилище, решение об обыске не называет, они и так не очевидны.

б) Оспоренные решения не позволяют понимать, что судьи осуществи­ли взвешивание затронутых основных прав и тяжести обвинения в деянии.

При этом имел место особый повод для разборки в связи с деятельно­стью истца как защитника, ибо уголовное деяние, из-за которого велось расследование в отношении него, находилось в теснейшей связи с этой деятельностью. Обыск был нацелен конкретно на дела защитника по делу манданта Н., так как основание высказываний истца должно было быть выяснено в особом документе по делу. Вопрос содержательной правиль­ности сделанных истцом высказываний, которые ему вменяли, был пред­метом расследуемого дела против истца. Права манданта и доверитель­ные отношения с его адвокатом были поэтому затронуты особым обра­зом. Ввиду возможности получить в результате расследований по делу оскорбления судьи доступ к документам защитника, которые иначе [.] были бы недоступными для органов расследования, потребовались бы особенно тщательная проверка и обоснование.

При этом следовало бы учитывать и малое доказательное значение ра­зыскиваемых документов для расследования. Ибо доказуемая неправиль­ность высказываний не является релевантной во всяком случае для соста­ва § 185 УПУ. Основанием обвинения в оскорблении было не оспаривание определенных фактов истцом, а его, по мнению органов расследования, при­писывание суду осознанной подтасовки обстоятельств в ущерб его манданту.

В основе оспоренного решения об обыске не лежит взвешивание, учи­тывающее эти моменты.

IV.

Оспоренные решения отменяются согласно § 95 абз. 2 предл. 1 ФЗКС. Дело направляется в земельный суд, который еще должен будет принять решение об издержках истца […].

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде